8 важных изменений в работе бухгалтера 2023: памятка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 важных изменений в работе бухгалтера 2023: памятка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С отчётности за 2022 год обязательно применение сразу двух стандартов — ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020. Их целесообразно рассматривать в комплексе, ведь Минфин утвердил их одним приказом от 17 сентября 2020 года № 204н в качестве замены ПБУ 6/01.
В учетной политике отражаем четыре из пяти
Один из пяти новых стандартов – «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с Инструкциями № 191н и № 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
Учет каких объектов применяется в стандарте
Правила стандарта используются при отражении материальных запасов на счете учета 105.00, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 109.00
Правила стандарта не применяются при учете таких объектов, как: биологические активы (живые организмы – животные, растения, грибы, культивируемые для получения биологической продукции (в том числе древесины), библиотечные фонды (независимо от срока их полезного использования), активы культурного наследия, незавершенное производство по договорам строительного подряда (сформированное субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика) и финансовые инструменты.
Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы». В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно. Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы ( МЗ), но и незавершенное производство.
Поможет ли корректор? Каковы новые правила по исправлению документов?
Разделу об исправлении документов в ФСБУ отведено довольно серьезное место. Главное требование к исправлениям – неверные и исправленные данные должны быть понятны и подкреплены датой, подписями лиц, составивших документ с указанием их должностей, фамилий и инициалов или других реквизитов, позволяющих их идентифицировать.
- В бумажном документе ошибочный текст зачеркивается, над ним указывается верный текст (или цифровые показатели). Ошибка зачеркивается прямой линией, так, чтобы неверный текст был виден. Перечеркивать много раз не нужно. Исправление должно сопровождаться надписью: «Исправлено», содержать дату исправления, подписи ответственных лиц с указанием их должностей, фамилий и инициалов. либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Важно: стирать бритвочкой, замазывать корректором исправления нельзя. Подчистки не допускаются.
- Исправление электронного документа происходит путем составления нового электронного документа с указанием, что он составлен взамен первоначального электронного документа. В новом документе должна присутствовать дата исправления, электронные подписи лиц, составивших первичный документ с указанием их должностей, фамилий и инициалов, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Новые стандарты бухучета в 2021 году
Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2021 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2021 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.
Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:
- Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
- Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
- Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
- Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
- Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
- Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
- Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).
Сведения о показателях отчетности по сегментам
С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.
Сегмент | Организации госсектора |
---|---|
Бюджетные единицы |
К ним относятся:
|
Бюджетные и автономные учреждения | К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения |
Внебюджетные государственные единицы |
К ним относятся:
|
Сумму оборотов между организациями из одного сегмента исключают при формировании показателей по этому сегменту. Такие же обороты между организациями разных сегментов исключают при формировании консолидированных показателей по всем сегментам.
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
Переход на применение положений СГС «Запасы»
Запасы, числящиеся на забалансовых счетах и подлежащие по новым правилам отражению в бухгалтерском учете в составе запасов должны быть отражены операциями в межотчетный период (от 31.12.2019 после формирования и сдачи отчетности за 2019 г.) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по первоначальной стоимости. Обязательное условие – соответствие объекта критериям признания актива требованиям, установленным СГС «Концептуальные основы». Оформить операции следует документом «Бухгалтерская справка» (ф. 0504833).
При необходимости следует произвести реклассификацию и (или) переоценку запасов, учтенных до первого применения.
В результате при первом применении СГС финансовый результат сформируется от признания запасов, ранее неотраженных в бухгалтерском учете и от пересмотра балансовой стоимости запасов. При формировании отчета за 2020 г. результаты корректировки необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
Единый налоговый счет и платеж
С 2023 года начал применяться единый налоговый счет (ЕНС) для предпринимателей (ИП), предприятий и организаций. Суть заключается в перечислении средств в виде налогов и сборов, штрафов и процентов, пени и авансовых платежей единым платежным поручением. Для бухгалтера подобный счет достаточно удобен и призван упростить и ускорить ведение бухгалтерии. Однако в связи с такими нововведениями немного изменится и отчетность.
Поступление средств, равно как и совокупная обязанность (средства, которые нужно уплатить или возвратить в бюджет) по единому налоговому платежу (ЕНП) учитываются фискальными органами на единых счетах. Совокупная обязанность засчитывает ЕНП в счет обязательных платежей. Зачет идет в установленной п. 8 ст. 451 Налогового кодекса (НК РФ) очередности: сначала взымаются недоимки и текущие платежи, затем – пени и проценты. В последнюю очередь средства направляют на уплату штрафных санкций.
Сведения о совокупной обязанности налоговая с 2023 года получает из отчетности. В ситуациях, когда отчетность не предоставляется, или же налоги выплачиваются до ее предоставления, необходимо направить в налоговую инспекцию уведомление о суммах.
В то же время все еще можно пользоваться ранее установленным порядком платежей. Но средства в любом случае будут попадать на единый счет.
Новый порядок расчетов по налогу на имущество и на землю
Налоги на землю и имущество за 2023 рассчитываются по кадастровой стоимости, которая не превышает значений по состоянию на 01 января 2022 года. Декларация по налогу на имущество за 2022 г. сдается в отчетности по обновленной форме. В нее не нужно включать сведения об объектах недвижимости, которые облагаются по кадастровой стоимости.
ИФНС отправляет сообщения о начисленном налоге. Однако при несогласии можно направить инспектору свои пояснения в ответ на сообщение.
Платежи также проводятся по ЕНП на ЕНС. Распределение поступивших средств осуществляется на основании начислений, взятых из деклараций и расчетов. Но стоит иметь в виду, что имущественный налог подразумевает подачу уведомления при совершении платежа. Об авансовых платежах уведомление составляется только в случае, если такой порядок установлен в регионе. По годовому налогу уведомления направляют все налогоплательщики.
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Изменения при применении этого ФСБУ связаны только с капитальным ремонтом, модернизацией и реконструкцией. ФСБУ 26/2020 применяется вместе с ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Второй стандарт определяет, что самостоятельные инвентарные объекты — это в том числе и существенные по величине расходы на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания ОС с частотой больше 12 мес. или больше обычного операционного цикла, который превышает 12 мес.
Этот подход корректнее применять по отношению к дорогостоящим основным средствам с дорогостоящими запчастями и ремонтом, к примеру, к авиатранспорту.
Если компания производит обычный текущий ремонт, то в такой ситуации не появляется никакого самостоятельного объекта учета капитальных вложений. Соответственно, эти расходы учитываются в текущих затратах.
Важно! Заключение о том, какой ремонт произведен (текущий или капитальный) выдают технические специалисты, прилагая к нему подтверждающие документы.
Что такое стандарт бухгалтерского учета
Федеральные стандарты для организаций
Нормативный акт, утвердивший стандарт
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н
Стандарт применяется с 1 января 2022 года. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
Положения по бухгалтерскому учету
Внимание! Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 01.10.1998 до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются для целей указанного Закона федеральными стандартами бухгалтерского учета (часть 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ).
Стандарт «Аренда» 258н
Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2023 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2023 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:
- участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
- биологические активы во временное владение или пользование;
- нематериальные активы во временное пользование.
В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие
30.12.2016Автор: Анна Шершнева, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:
- в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);
- в Инструкции по применению планов счетов № 162н, Инструкции 174н и Инструкции 183н;
- в Инструкции о порядке составления и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н и Приказом Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н;
- в формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть «выведены за рамки» Инструкции № 157н, которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.
НАША СПРАВКА
Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети «Интернет». Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно п.п. 53,54 Приложения 1 к Регламенту информационного наполнения официального сайта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.
Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.
Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года
Наименование федерального стандарта |
Предмет регулирования |
Этап внедрения/ разработки |
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора |
– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности; – объекты бухгалтерского учета; – методы оценки активов и обязательств субъектов учета; – основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств; – характеристики субъекта отчетности; – требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации; – определения и порядок признания в учете объектов бухучета; – оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета; – основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения |
Утверждение |
Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения; – обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ Внимание! Стандарт не применяется при соста��лении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения |
Утверждение |
Основные средства |
порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета |
Утверждение |
Аренда |
порядок отражения в учете операций аренды за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета |
Утверждение |
Обесценение активов |
– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива; – порядок признания убытков от обесценения; – порядок восстановления убытка от обесценения; – требования к раскрытию необходимой информации. Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов: а) запасы; б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом); в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами |
Утверждение |
Учетная политика, оценочные значения и ошибки |
требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок |
Публичное обсуждение |
События после отчетной даты |
– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета; – правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности |
Публичное обсуждение |
Непроизведенные активы |
порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета |
Публичное обсуждение |
Отчет о движении денежных средств |
порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета |
Публичное обсуждение |
Запасы |
порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета Внимание! Стандарт не применяется для целей учета: а) биологических активов; б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования; в) финансовых инструментов; г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом; д) объектов, относящихся к активам культурного наследия |
Публичное обсуждение |
Биологические активы |
порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора. Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт «Запасы» или другой применимый стандарт |
Публичное обсуждение |