Как составить заявление о выходе участника из ООО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить заявление о выходе участника из ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выход из состава учредителей ООО может быть не только добровольным, но и принудительным, по решению суда. В данном случае происходит исключение участника из общества по инициативе других партнеров. Причём такая возможность закреплена статьёй 10 закона «Об ООО», то есть, в отличие от выхода, она не должна быть прямо указана в уставе.
Исключение участника из общества
В соответствии с законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 потребовать исключения совладельца из ООО вправе участник или группа участников, которые владеют не менее чем 10% долей в уставном капитале. В то же время в статье 67 Гражданского кодекса закреплена другая норма, которая предоставляет такое право любому участнику юрлица, независимо от размера доли в УК.
По каким причинам можно требовать исключения участника? Это грубое нарушение им своих обязанностей, либо такие действия (бездействие), которые делают деятельность общества невозможной или существенно её затрудняют.
Внесение сведений о втором руководителе НКО
При государственной регистрации некоммерческой организации не всегда набирается достаточное количество учредителей для формирования желаемой структуры органов управления. Поэтому приходится создавать НКО с минимальным набором органов управления, то есть с той структурой органов управления, которая предусмотрена законодательством в обязательном порядке.
После государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица она может начинать деятельность, предусмотренную
уставом НКО
. В ходе реализации деятельности Организации, например, в состав корпоративных организаций, могут быть приняты новые члены. Таким образом, организация развивается и «растет». В связи с увеличенным объемом работы, действующему руководителю все труднее выполнять свои обязанности, поэтому может возникнуть необходимость в создании должности
второго единоличного исполнительного органа.
Если возникла необходимость в создании должности еще одного руководителя, необходимо понимать, что соответствующие изменения должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Такие изменения регистрирует Министерстве Юстиции. Для начала необходимо определиться, как будет называться должность ее одного руководителя. Как правило, назначают Вице-Президента, если есть Президент, или Директора, если есть Председатель.
Как осуществляется регистрация НКО
Почему это важно знать НКО?
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
Подробнее
С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Среди главных нововведений:
- уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
- взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
- закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
- допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
- освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
- установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.
Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.
В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.
Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).
Почему это важно знать НКО?
Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.
Подробнее
С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.
Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.
Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
— непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
- если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
- в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.
ФЗ №7 предусмотрел выход из некоммерческой организации по собственному желанию. Согласие других участников компании формально не требуется. Обычно вопрос решается после переговоров с компаньонами, но закон не прописывает сбор подписей «за» или «против».
Ликвидация некоммерческих партнерств
Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).
Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.
№ |
Действие |
Сроки (нормативные) |
Примечания |
Нормативные ссылки |
1 |
Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации |
— |
С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП |
Статья 62 ГК РФ. Статья 18 Закона о НКО |
2 |
Проведение инвентаризации |
— |
По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись |
Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н |
3 |
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП |
3 дня (императивный) |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации: – налоговый орган может инициировать налоговую проверку; – не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП |
Пункт 1 ст. 62 ГК РФ. Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО. Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации. Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@. Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ |
4 |
Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3) |
Статья 20 Закона о государственной регистрации |
5 |
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) |
— |
После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора) |
— |
6 |
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП |
— |
Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ |
7 |
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации |
— |
Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
8 |
Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности |
Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (императивный) |
— |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
9 |
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации |
Пункт 2 ст. 63 ГК РФ. Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО |
10 |
Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) |
Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации |
11 |
Осуществление расчетов с кредиторами НП |
— |
Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса |
Пункт 5 ст. 63 ГК РФ. Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО |
12 |
Закрытие счетов НП |
— |
— |
— |
13 |
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам |
— |
— |
Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации |
14 |
Составление ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами). Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП. Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства |
Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО |
15 |
Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией |
— |
Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа |
Статья 21 Закона о государственной регистрации |
16 |
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики |
— |
Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов |
— |
17 |
Уничтожение печати НП |
— |
— |
— |
18 |
Передача документов НП в государственный архив |
— |
— |
— |
Как закрыть некоммерческую организацию (НКО) в 2021 году: подробная инструкция
Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:
- казачьи общества;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- государственные корпорации и компании;
- ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- нотариальные палаты;
- ТСЖ;
- фонды;
- некоммерческие партнерства;
- государственные, бюджетные и частные учреждения;
- автономные некоммерческие организации.
Каким образом можно выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и сняться с должности генерального директора
Возможность гражданина или юридического лица в любое время выйти из состава учредителей АНО напрямую предусмотрена п. 6 ст. 123.24 ГК РФ и п.п. 3-4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. При этом получения согласия других участников АНО в этом случае не требуется. Определенные ограничения установлены лишь для тех случаев, когда выходящий учредитель АНО является последним или единственным: до направления сведений о своем выходе он обязан передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом АНО.
Тем не менее, следует учитывать также и то, что генеральный директор АНО как ее единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) является в то же время и работником указанной организации (часть шестая ст. 11 и ст. 273 ТК РФ). В свою очередь, из части первой ст. 278 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, занимающим должность руководителя организации, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ. А одним из таких оснований в силу п. 3 части первой ст. 77 и ст. 80 ТК РФ является волеизъявление работника на прекращение трудовых отношений. При этом в соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ о своем желании работник должен предупредить работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемого дня расторжения трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу (часть пятая ст. 80 ТК РФ). Препятствовать такому увольнению работодатель не вправе.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Основания для ликвидации НКО
НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.
Основания для закрытия НКО (по ст. 61 ГК РФ) | ||
добровольно | через суд | через банкротство |
Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине: окончания срока функционирования НКО; достижения цели, для которой она создавалась |
Иск госоргана (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда:
госрегистрация юрлица признается не действительной; отсутствует лицензия на ведение деятельности; нарушены нормы законов, Конституции; осуществлялась запрещенная деятельность и др. |
Юрлица признаются банкротами судебным порядком и ликвидируются по этому основанию согласно ФЗ РФ № 127 от 26.10.2002, т. е. когда собственных средств не хватает и НКО не в состоянии загасить накопившиеся долги |
Пошаговая инструкция закрытия АНО
Процесс закрытия автономной некоммерческой организации ни чем не отличается от процедуры закрытия любого другого юридического лица. Обязательно нужно соблюдать требования к оформлению документов. Наличие ошибок или каких-то недочетов может затянуть процесс закрытия АНО, а так же повышенное внимание со стороны государственных органов, которые производят надзор за изменением статуса АНО. И так рассмотрим пошаговую инструкции закрытия АНО:
- Учредители собирают собрание. Составляется протокол, в котором фиксируются все присутствующие на собрании участники, решающие вопросы, итоги голосования и т.д. Протокол заверяется всеми участниками. После этого протокол передается в Министерство юстиции.
- Затем создается комиссия, которая будет проверять финансово-хозяйственную деятельность организации, а так же надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На данном этапе так же назначается и ликвидатор, который будет отвечать за сопровождение всего процесса закрытия АНО;
- Направляется уведомление в средства массовой информации о закрытии АНО. С момента официальной публикации в СМИ информации о закрытии АНО, организация может в течение двух месяцев принимать претензии от дебиторов и кредиторов;
- Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
- Имеющиеся активы в организации будут направлены на погашение кредиторской задолженности в порядке установленной очереди;
- После того, как пройдет два месяца с момента опубликования объявления в СМИ информации о закрытии АНО, необходимо в налоговую инспекцию предоставить заявление о закрытии АНО. Все документы, которые предоставляются вместе с заявлением, проверяются очень внимательно налоговым инспектором, и только после этого принимается решение.
Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Выход участника из нко пошаговая инструкция 2021
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.
- Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
- Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
- Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
- Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
- Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.
Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.
Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол (решение) об утверждении устава. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок рассмотрения документов Минюстом:
- 33 дня в отношении общественных объединений
- 30 дня — политических партий
- 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
- 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
Процедура выхода участника из списка учредителей некоммерческой организации имеет свои особенности:
-
В отличие от процедуры входа в перечень учредителей компании, в этом случае заявление по форме Р14001 подается не в Министерство Юстиции, а непосредственно в соответствующее управление ФНС. Это правило подробно описывается в части 2.2. статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые иные регистрационные действия в отношении НКО обязательно согласовываются непосредственно с Министерством Юстиции.
-
Учредитель, который желает расстаться со своим статусом, не обязан получать разрешение от других участников некоммерческой организации, а также от органов управления юридического лица.
-
Учредитель теряет свой статус, а также лишается прав и обязанностей участника НКО только с момента внесения изменений в Единый Государственный Реестр Юридических лиц, то есть далеко не сразу.
Членство в некоммерческом партнёрстве
Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО”, члены некоммерческого партнёрства могут:
- участвовать в управлении делами организации;
- получать информацию о деятельности партнёрства;
- выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
- получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
- получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.
Вывод учредителя из АНО
При выводе учредителя из состава АНО юридически значимые действия осуществляются от имени самого участника, который покидает организацию.
-
Участник должен заполнить заявление по форме Р13014 и подать его в ФНС. Согласие других учредителей не требуется.
- Участник должен письменно уведомить АНО о своем выходе в тот же день, в который документы о регистрации изменений были направлены в Налоговую службу.
- Если изменяются положения устава АНО, то после внесения в ЕГРЮЛ записи о выходе участника подаются документы для регистрации новой редакции устава в Минюст.
ФНС России разъяснила порядок выхода из состава учредителей некоммерческих организаций
Дата публикации: 10.04.2020 11:00
ФНС России разъяснила, что учредители не всех некоммерческих организаций имеют право выходить из состава их учредителей.
До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
Чтобы выйти из состава учредителей данное лицо должно представить, согласно п. 2.2 ст. 17 и ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в регистрирующий орган по месту нахождения организации заявление по форме № Р14001 лично, в электронном виде или по почте.
ФНС России обращает внимание, что данное правило не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.