Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Понятия обгона и опережения
Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.
Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили. Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.
Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.
Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.
Закрепляем умение различать обгон и опережение
Как вести себя в ситуации, когда обгоняют тебя?
Важным моментом является и поведение на дороге, когда в роли опережаемого оказывается ваше транспортное средство. Заметив, что следующий за вами автомобилист пытается пойти на объезд, постарайтесь приложить все свои усилия, чтобы помочь ему выполнить обгонный манёвр быстро и безопасно. Ни в коем случае не увеличивайте скорость своего четырёхколёсного коня в момент, когда вас пытаются перегнать. Если же вы видите, что водителю встречной машины не хватает времени, скорости и расстояния, для того чтобы завершить манёвр, разверните свой автомобиль правее и сбросьте скорость. Это позволит обгоняемому автомобилю выиграть ширину и длину на трассе, завершив тем самым начатое действие.
Подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз призвать всех водителей трезво оценивать свои силы, анализировать ситуацию на дороге и принимать адекватные решения. Если вы, находясь за рулём транспортного средства, ощущаете нехватку опыта для правильного расчёта параметров, необходимых для выполнения безопасного обгона, откажитесь от этой затеи. Не стесняйтесь обратиться за помощью к обгоняемому автомобилю при помощи сигналов поворотников. Если в момент выполнения манёвра направляющийся на вас по встречной полосе автомобиль начинает набирать скорость, не паникуйте и не пытайтесь свернуть к встречной обочине. Помните, на дороге хватит места всем, а потому максимально используйте её пространство, для того чтобы не попасть в аварию и не навредить себе и другим автомобилистам.
Когда обгон запрещен?
Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?
Случаи, когда выполнение обгона запрещается:
- Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
- В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
- Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.
Встречный разъезд на скорости
В правилах такой манёвр описан очень спокойно. Но специалистами, инструкторами и бывалыми автомобилистами он считается одним из самых опасных. Если водитель допускает ошибки во время его проведения, он может получить результат в виде лобового столкновения. И хорошо, если оно произойдёт на небольшой скорости, ведь всем известно, какими тяжёлыми последствиями славятся .
Более точная интерпретация будет в значительной степени зависеть от дополнительной информации, которую приносит сон, например, о состоянии дороги, об окружающей среде дороги, о том, темно или ясно, имеет ли она хорошую видимость и т.д. Мечтая о дороге, значениях и навигации.
Это показывает, что тема мечты явно связана с чувством, которое субъект предпочел в своей жизни. Как сказано выше, дорога — это путь, ведущий куда-то или в какое-то завоевание. Однако необходимо помнить, что кто-то может сознательно путешествовать по дороге, которая приведет к их собственной гибели, поэтому этот вид сна заслуживает большого внимания и размышлений со стороны мечтателя.
Главной задачей встречного разъезда является недопущение столкновения. Для этого водителю рекомендуется направить автомобиль в правую сторону настолько, насколько это возможно.
Алгоритм действий водителя при обгоне
Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.
Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:
- Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
- Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
- Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
- Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
- Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
- Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.
Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.
По дороге с обочиной и двумя полосами, где нанесена сплошная линия разметки, едут легковой автомобиль и трактор, причем последний движется очень медленно. Водитель трактора решает пропустить «легковушку».
Он включает правый поворот и максимально приближается к обочине. Водитель авто осуществляет опережение. Однако через 400 метров сотрудник ДПС останавливает машину и заявляет, что ее водитель нарушил правила, в частности выехал на «встречку». Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.
В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля.
Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.
Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.
Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:
- из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
- из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
- из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.
Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.
Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:
- превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
- ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
- возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.
Где в Москве купить камеру обгона для праворульных машин, рассказываете в статье: камера обгона для праворульных машин. Какой штраф за обгон по встречной полосе через сплошную, читайте здесь.
Столкновения при нарушении правил обгона
Обгон – один из наиболее сложных маневров, который предполагает наличие у водителя не только уверенных навыков управления транспортным средством, но и правильной оценки дорожной ситуации перед его выполнением.
Как правило, обгон осуществляется в режиме набора скорости, с выездом на встречную полосу движения, что неизменно повышает степень опасности данного маневра.
В ряде дорожных ситуаций даже опытным водителям не всегда удается безупречно выполнить обгон автомобиля, не нарушив предписаний ПДД РФ.
На видеозаписи, зафиксировавшей ДТП, при обгоне по встречке поворачивающего автомобиля видно, как автомобиль (№1), на котором установлен видеорегистратор, после выезда на проезжую часть дороги с прилегающей территории занял левую полосу для движения и продолжил по ней движение.
Завершив встречный разъезд с транспортными средствами, водитель автомобиля №1 предпринял маневр поворота влево (разворота).
В момент нахождения данного транспортного средства на встречной полосе происходит столкновение с автомобилем (№2), выполнявшим обгон поворачивающего автомобиля (№1).
Можно долго спорить в поисках ответа на вопрос кто виноват в столкновении автомобилей?
При этом аргументы водителя автомобиля №2 в подтверждении вины водителя №1 могут сводиться к возможному нарушению последним правил маневрирования, не указания им светового сигнала левого поворота, выполнение маневра левого поворота не с той полосы.
Водитель №1 также может обосновать вину оппонента.
Например, пункт 11.2 ПДД РФ запрещает обгон транспортного средства с включенным указателем левого поворота.
А кто теперь докажет, включал водитель № 1 световой сигнал или не включал?
Объективно опровергнуть, а равно как и подтвердить включение сигнала почти невозможно, если на автомобиле №2 на момент происшествия отсутствовал видеорегистратор.
Для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос кто прав или кто виноват в ДТП при обгоне в данной ситуации, необходимо дать анализ действиям каждого из водителей и соотнести результаты с имеющимися в деле доказательствами.
При отсутствии возможности изучить материалы о ДТП обратимся к видеозаписи.
Визуально видно, что проезжая часть дороги имеет четыре полосы для движения транспортных средств, по две в каждом направлении, дорожная разметка отсутствует.
В таких условиях водители при определении расположения транспортного средства на проезжей части дороги должны руководствоваться пунктом 9.1 ПДД РФ.
Исходя из критериев, перечисленных в названной норме — ширины дороги, габаритов автомобилей и интервалов между ними, водитель автомобиля № 1 занял перед поворотом левую полосу и, находясь по середине проезжей части дороги, приступил к выполнению левого поворота (разворота).
Данный маневр не запрещен ПДД РФ.
После выезда автомобиля №1 на встречную полосу происходит столкновение с автомобилем № 2.
Координаты места столкновения относительно элементов дороги определены и зафиксированы в схеме.
Таким образом, диагноз: ДТП на встречке, при обгоне поворачивающего автомобиля.
К разочарованию водителя №2 отметим, что пункт 9.2 ПДД РФ в рассматриваемой ситуации запрещает ему выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
На основании изложенного, действия водителя автомобиля №2 не соответствуют требованиям пунктов 1.5, 9.1, 9.2 ПДД РФ, а при доказанности включения водителем автомобиля № 1 указателя поворота — левого светового сигнала и пункта 11.2 ПДД РФ.
Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).
Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.
Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:
- начало подавать знак левого поворота;
- производит обгон или объезд препятствия.
Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.
Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.
Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.
Как поступать, если вас пытаются обогнать другие автомобилисты
Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.
Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.
Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.
Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное — не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.
Обгон и опережение транспортного средства
C 12 июля 2022 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
Обгон и опережение на перекрестках
Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен. При наличии двух и более попутных полос вы можете опередить другое ТС на регулируемом перекрестке, не выезжая на сторону, предназначенную для встречного движения.
Обгон и опережение на нерегулируемых перекрестках запрещены в тех случаях, когда вы можете совершить столкновение с внезапно выехавшим наперерез транспортным средством, которое будет загорожено обгоняемым (опережаемым) ТС.
Такая ситуация может возникнуть при подъезде к перекрестку по второстепенной или равнозначной дороге.
Если вы движетесь по главной дороге, которая не поворачивает на перекрестке направо, то обгон и опережение допускаются, поскольку ТС подъехавшие к перекрестку с других направлений, обязаны уступить вам дорогу.
Как законно обогнать другую машину
Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется.
Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:
- Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
- Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
- Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
- Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
- Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
- После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.
Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.