Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая экспертиза автомобиля после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Алгоритм проведения и организация независимой страховой экспертизы по ОСАГО
- Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП должна проводиться юридической фирмой, которая имеет полис принудительного страхования ответственности оценщика и является членом саморегулируемой организации оценщиков, как например, экспертно-правовое бюро Хонест. Результаты других организаций будут признаны недействительными.
- После заключения контракта необходимо составить грамотное уведомление страховой компании о проведении независимой экспертизы. Тогда она сможет прислать своего сотрудника в качестве свидетеля.
- Если вы предполагаете, что нанесенный урон превышает сумму 120 000 руб., советуем вызвать заказным письмом виновника ДТП.
- Не стоит переживать
из-за того, что страховщик проигнорировал ваше приглашение и не участвовал в запланированном мероприятии. Обычно так и случается. В суде достаточно будет показать ксерокопии телеграмм и квитанции об оплате услуг почты. - После того, как независимая экспертиза по ОСАГО состоялась, в офисе страховщика оформляется письменное заявление с просьбой пересмотреть величину урона. К этому документу необходимо приложить отчет независимых экспертов.
- Далее, в течение месяца нужно ожидать ответа от страховой компании. Она либо произведет выплату, либо откажет в возмещении.
- В случае отказа составляется исковое заявление в суд.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
Виды ущерба, который компенсируется после ДТП
Перечень определяет федеральный закон «Об ОСАГО».
Восстановительный ремонт. Выполняется по направлению, которое страховщик выдает после оценки повреждений. По ее результатам составляют список запчастей, подлежащих замене, определяют количество нормочасов, виды работ, которые будет выполнять автосервис. По соглашению со страховщиком или в случаях, предусмотренных законом, возможна выплата денежной компенсации. Ее сумма рассчитывается по актуальным ценам на запчасти и ремонтные работы.
Утрата товарной стоимости. После ДТП цена машины снижается в сравнении с «небитыми» автомобилями. Разница должна быть компенсирована.
Расходы на независимую оценку. Возмещаются в полном объеме, если страховая принимает отчет эксперта или суд выносит решение в пользу автовладельца.
Стоимость платной стоянки, эвакуации с места ДТП. Компенсируется при серьезных повреждениях автомобили, если он не на ходу после аварии или эксплуатировать его нельзя по ПДД.
Независимая оценка автомобиля для суда в Москве
Оценка и автомобиля для суда и судебная экспертиза требуется при разбирательствах по возмещению вреда после ДТП или разделе имущества (например при разводе супругов). Экспертиза может быть:
- Досудебной — одной из сторон конфликта проводится независимая экспертиза после дтп для суда и предоставляется для разбирательства вместе с остальным пакетом необходимых документов.
- Судебной — назначается по решению судьи, в том случае, если для объективного рассмотрения дела недостаточно предоставленных документов и доказательств. В этом случае судья выдает список компаний, куда необходимо обратиться для проведения экспертизы автомобиля.
ЦНЭ “Варшавский” — входит в список компаний, которые рекомендуют судьи Москвы и Московской области для проведения экспертизы автомобиля для суда в Москве. Уровень квалификации всех наших экспертов соответствует требованиям законодательства:
- все эксперты-техники включены в реестр Минюста;
- мы аккредитованы при РСА;
- обладаем достаточным опытом работы (с 2005 года).
Сводная таблица выплат при нанесении вреда здоровью
Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.
Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.
Вид травмы | Выплата по ОСАГО пассажирам легкового транспорта | Выплата по ОСАГО пассажирам коммерческого транспорта |
Получение инвалидности | от 250 до 500 тысяч рублей | от 1 до 2 миллионов рублей |
Повреждения черепа | от 25 до 375 тысяч рублей | от 60000 до 1,4 миллиона рублей |
Повреждения органов зрения | от 25 до 75 тысяч рублей | от 100 до 300 тысяч рублей |
Повреждения органов слуха | от 15 до 25 тысяч рублей | от 60 до 200 тысяч рублей |
Повреждения органов дыхания | от 25 до 300 тысяч рублей | от 40 до 1200 тысяч рублей |
Повреждения сердечнососудистой системы | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Повреждения органов пищеварения | от 15 до 250 тысяч рублей | от 60 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мочевыделительной и половой системы | от 25 до 250 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мягких тканей | от 25 до 200 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения опорно-двигательного аппарата | от 10 до 300 тысяч рублей | от 20 до 1200 тысяч рублей |
Осложнения в результате травм | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Кровотечения | от 25 до 50 тысяч рублей | от 100 до 200 тысяч рублей |
Учитывается ли износ деталей
После изменений 2014 г. количество формул для расчета износа автозапчастей сократилось. Основных формул две: для всех комплектующих изделий (детали, узлы, агрегаты) и для шин. Необходимо учитывать, что для деталей, имеющих больший износ по сравнению с остальным автомобилем (имеют повреждения, не связанные с произошедшим ДТП), будут применяться дополнительные коэффициенты. К примеру, полученные ранее повреждения кузова площадью более 10 % от общей поверхности детали, повысят коэффициент износа на 40 %.
Срок эксплуатации автомобилей рассчитывается с использованием целых значений и применении правил математического округления. Например, если возраст машины составляет 5 лет и 6 месяцев, будет считаться, что, ей 6 полных лет. Это менее выгодно для владельцев автомобилей, поскольку срок эксплуатации формирует коэффициент износа, что уменьшает сумму страховой выплаты.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Какие нужны документы
Пострадавший участник ДТП должен обратиться в страховую фирму в течение 5 дней после грамотного оформления происшествия. Для проведения оценки ущерба после ДТП по ОСАГО необходимо передать в фирму определенный пакет документов. К ним относятся бумаги:
- грамотно сформированное заявление, причем для этого требуется пользоваться бланком, выданным работниками страховой компании;
- справка о ДТП, полученная от работников ГИБДД, если они занимались оформлением данного происшествия;
- если участники аварии приняли решение о самостоятельном оформлении, то сотрудникам страховой компании передается европротокол;
- паспорт заявителя;
- документы на автомобиль, представленные свидетельством о регистрации и ПТС;
- реквизиты банковского счета, открытого на заявителя, куда будут переведены средства от страховой компании на ремонт машины.
Каждая компания может потребовать дополнительно разные документы. Количество бумаг зависит от того, был ли нанесен ущерб только имуществу или людям. Если используется европротокол, то учитывается, что по нему максимально выплачивается 50 тыс. руб. Такое ограничение отсутствует только в городах федерального значения.
Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП
Процедура оценки делится на этапы:
- в течение 5 дней после аварии необходимо доставить автомобиль на специальную стоянку, принадлежащую страховой компании;
- оценщик организации начинает работу в присутствии не только непосредственного пострадавшего участника аварии, но и виновника, который приглашается заранее;
- изучаются документы, имеющиеся у заявителя на его автомобиль;
- начинается непосредственная оценка, которая заключается в визуальном осмотре всех имеющихся повреждений;
- те или иные сведения сразу вносятся экспертом в специальный акт;
- при необходимости делаются фотографии разных вмятин, сколов или других дефектов;
- нередко приходится вовсе выезжать на место аварии, чтобы определить, имеют ли отношение определенные повреждения к происшествию;
- в конце процесса вносятся окончательные сведения в акт, который подписывается всеми участниками.
На основании такого акта производится расчет оптимальной выплаты, которой будет достаточно для ремонта автомобиля. Для этого учитывается стоимость разных запчастей и агрегатов, а также непосредственной работы автомехаников. Автовладельцы должны знать, как оценивают страховые компании ущерб при ДТП, чтобы проследить за правильностью выполнения процесса. Только в этом случае пострадавший участник может рассчитывать на оптимальную выплату. Процедура оценки должна проводиться только в дневное время. Экспертом дополнительно учитывается, какие запчасти могут быть проданы для получения прибыли.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
Согласно с ныне действующим законодательством Российской Федерации, граждане, что попали на своем автомобиле в ДТП, при этом не по своей вине, могут рассчитывать на компенсацию ремонта по страховому полису ОСАГО.
Это действует лишь в том случае, когда такой документ присутствует и не закончил срока своего действия.
Максимальный размер суммы, что предоставляется в качестве компенсации морального ущерба, прописывается в полисе, однако окончательная сумма, что будет вам предоставлена, рассчитывается специалистами оценщиками страховой компании и зависит от степени износа транспортного средства.
Наряду с этим имеется возможность рассчитать степень износа по ОСАГО самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, однако придется учесть некоторые важные моменты, без учета которых получить точную сумму за будущий ремонт вам не удастся.
- Как рассчитывается износ по ОСАГО
- Как рассчитывается износ автомобиля
- От чего зависит процент износа автомобиля
- Законодательство по вопросам износа тс по ОСАГО
- Максимальный процент износа машины по ОСАГО
- Можно ли взыскать износ с виновника
- Как избежать износа в ОСАГО
Многие автовладельцы стараются как можно быстрее после ДТП отремонтировать свой автомобиль.
Но делать этого нельзя: сначала проводится оценка повреждений и расчет суммы ущерба. Только так можно получить выплату от страховой компании.
Нередко автовладельцы проводят сначала ремонт, а затем предъявляют выставленный счет страховой компании. Такие действия выгодны только в плане времени: автомобиль быстрее оказывается на ходу.
Но страховая компания вправе отказать страхователю в компенсации затраченных средств, поскольку невозможно адекватно оценить размер причиненного в аварии ущерба.
Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО проводится после выполнения ряда действий:
- Оформление требуемых документов.
- Обращение в страховую компанию.
- Оценка ущерба.
На все перечисленные действия уходит несколько недель, а иногда – и месяцев. Но ради получения компенсации в полном объеме придется потратить указанный временной промежуток.
Восстановление автомобиля начинается после согласования обозначенной суммой компенсации и стоимости ремонтных работ.
Если страхователь согласен с условиями страховщика, ему выдается направление на СТО или выплачивается компенсация.
В случаях, когда автовладельца не устраивает озвученная сумма, он может обратиться в суд для обжалования решения.
Если страхователем сделан выбор в пользу получения денежной компенсации, то также потребуется дождаться проведения экспертизы.
Сам процесс выдачи денег состоит из нескольких этапов:
- Уведомление страховой компании о наступлении страхового случая. Сделать это необходимо сразу, после вызова сотрудников дорожной полиции и оказания медицинской помощи пострадавшим людям.
- Обращение в страховую компанию. Требуется соблюсти срок – 5 дней. Если страхователь по уважительной причине не может посетить офис страховщика, сделать это может один из родственников при условии предоставления медицинской справки.
- Назначение экспертизы. На ней должен присутствовать автовладелец и виновник ДТП. После проведения экспертизы озвучивается сумма ущерба и ремонта. Если страхователь согласен с размером компенсации, подписываются все необходимые документы.
- Получение денежных средств в течение 20 дней с момента выдачи решения. Компенсация переводится на банковскую карту или счет по указанным реквизитам.
Процедура оценки ущерба для ОСАГО проводится в определенном порядке, регламентированном законодательством РФ, причем порядок работы со страховой компанией и независимым центром экспертиз практически не отличается. Наши эксперты имеют серьезные знания внутреннего устройства автомобиля, ориентируются в сфере криминалистики. Они легко определят механизм ДТП, приведшие к нему обстоятельства, техническое состояние транспортное средство для определения стоимости ремонта, объема нанесенного общего ущерба.