Оплата коммунальных услуг напрямую: плюсы и минусы прямых договоров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата коммунальных услуг напрямую: плюсы и минусы прямых договоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2021 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.
Прямые договоры и посредник
Жилищно-коммунальная сфера России уже давно перешла на платежи по единым платежным документам (ЕПД) – это когда в одной квитанции указываются все платежи за жилищные и коммунальные услуги. Получатели услуг оплачивают всю сумму на счет управляющей компании, которая, в свою очередь, ведет расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
С одной стороны, это просто и удобно – достаточно оплатить один счет, а ответственность за расчеты с поставщиками несет управляющая компания
. Однако в реальности все оказалось не совсем так. Дело в том, что раз УК отвечает за оплату по начислениям, то и обязана ее вносить в полном объеме и в установленные сроки – вне зависимости от того, когда и в каком объеме эту плату вносят сами жильцы.
Нужно ли подавать уточненные декларации?
В рассматриваемой ситуации УК в 2021 и 2021 годах при определении объекта налогообложения учитывала в составе доходов полученную от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги, а в составе расходов – оплаченные коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО для оказания указанных услуг. Нужно ли в связи с этим подавать уточненные декларации по «упрощенному» налогу?
На основании п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде налоговая база и сумма налога пересчитываются за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и сумму налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Изложенным нормам корреспондируют положения п. 1 ст. 81 НК РФ.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, если допущенные УК ошибки (искажения) не привели к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы «упрощенного» налога за 2021 и 2021 годы, уточненные декларации в налоговый орган можно не представлять.
Нужно ли менять бухгалтерский учет?
Считаем, что исключение на основании норм гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг и соответствующих им расходов из состава налогооблагаемых доходов и расходов соответственно не меняет порядок организации бухгалтерского учета у УК, применяющей УСНО и выступающей согласно условиям договора управления МКД в качестве исполнителя услуг. Поэтому доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (то есть в выручку включается реализация по предоставлению коммунальных услуг), что отражается в учете путем использования счета 90 «Продажи», субсчет 90‑1 «Выручка».
Плюсы законопроекта о прямых расчетах
Для уменьшения долгов населения перед ресурсопоставляющими учреждениями правительством было принято решение о прямых расчетах между поставщиками и конечными потребителями. Предполагается, что оплата коммунальных услуг в ресурсоснабжающую организацию исключит работу недобросовестных УК, и долги сократятся на 10-15%. При сравнении с полными объемами потребления эти суммы велики, так как сейчас общая задолженность граждан за коммунальные услуги составляет более 1 триллиона рублей.
Законопроект вступил в силу с 1 июля 2018 года. В случаях, когда у управляющей компании перед организацией-поставщиком имеется долг более чем за 2 расчетных периода, произойдет перераспределение и жители будут напрямую вести расчеты с поставщиками. Собственники могут самостоятельно принять решение об оплате ЖКХ напрямую, минуя посредников.
Кому жаловаться на качество коммунальных услуг
Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.
Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК. Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», — она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.
А вот за коммуникации в доме даже при прямых договорах отвечает управляющая компания. Если течет труба или проблемы с электрическим кабелем, можно требовать от управляющей компании все починить. Ссылки на прямой договор с поставщиком услуг в таком случае бесполезны.
Как действуют мошенники в ЖКХ
Заключить договор напрямую с поставщиком воды, газа или электроэнергии было нельзя. Управляющая компания выставляла счета, в которых сама указывала какие-то суммы, тарифы и нормативы. Собственники перечисляли всю сумму на счет УК, а та — поставщикам ресурсов.
Екатерина Мирошкина экономист
В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.
Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ, которые выставляют квитанции и принимают деньги.
Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.
Но есть нечестные УК. Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК.
Как будет осуществляться оплата ЖКХ по новому закону?
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:
- уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
- сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
- обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.
Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Заключить соглашение напрямую с поставщиком ресурсов было нельзя. УК отправляла счета, в которых сама указывала определенные суммы, тарифы и нормы. Владельцы переводили всю сумму на счет управляющей организации, а та — поставщикам.
В ЖК была возможность для оплаты напрямую, но не всем можно было ее использовать. Соглашение между владельцем жилья и поставщиком при этом все равно не заключалось: прямой могла быть лишь оплата. Но теперь все изменилось.
Чаще всего у дома есть УК или ТСЖ, которые отправляют счета и принимают средства. Некоторые управляющие организации честно выполняют работу: не завышают оплату, переводят деньги вовремя и не меняют показания. Тогда собственники не платят много, а дом не числится в должниках у поставщиков.
Оплата коммунальных услуг – неучитываемый доход при УСНО.
С 01.01.2018 ситуация изменилась, так как в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ благодаря Федеральному закону от 27.11.2017 № 335‑ФЗ появился пп. 4, на основании которого при определении объекта налогообложения не нужно стало учитывать доходы, полученные ТСЖ, УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.
В связи с этим, как комментировали финансисты, с 01.01.2018 суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет УК в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, в том числе в 2021 году, при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу в составе ее доходов не учитываются (письма от 26.01.2018 № 03‑11‑06/2/4381, от 23.04.2018 № 03‑11‑06/2/27129).
Позднее Минфин уточнил, что положения пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ распространяются в том числе на доходы, полученные УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг, в случае оказания таких коммунальных услуг управляющей организацией, заключившей договоры ресурсоснабжения с РСО (договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (письма от 14.06.2018 № 03‑11‑06/2/40525, от 28.06.2018 № 03‑11‑06/2/44575, от 09.07.2018 № 03‑11‑06/2/47463). И таких разъяснений было еще много[1].
Указанная формулировка Минфина с 01.01.2020 закреплена в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).
Какие задачи решает новый закон?
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг.
И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
- вывоз мусора;
- холодное, горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление.
По м авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций.
Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:
- увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
- упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
- наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.
Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.
Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году
23 марта 2018 года в Государственной думе в третьем и окончательном чтении был принят закон, позволяющий владельцам жилья подписывать прямые договоры с РСО . При заключении такого соглашения услуги ЖКХ могут оплачиваться напрямую, без участия управляющей организации. Плюсы и минусы такого подхода будет рассмотрен в этой статье отдельным пунктом.
Решение о заключении прямого договора с РСО владельцы квартир могут принять на общедомовом собрании, а журнала . На такую систему расчетов можно перейти в части получения следующих коммунальных услуг:
- горячая и холодная вода;
- отведение канализационных стоков;
- обогрев жилья;
- вывоз мусора.
Прямые платежи за коммунальные услуги и прямые договоры
Положение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ о прямых платежах не имеет никакого отношения к прямому договору между потребителями и РСО. Просто РСО в части платы, поступающей от потребителей за индивидуальное потребление услуг в помещении, получает соответствующие денежные средства каждый день в момент оплаты потребителями без задержки этих денег в управляющей организации. При этом РСО сохраняет право требовать с УО внесения платы за коммунальные услуги, потребленные как на индивидуальные нужды потребителями, внесшими неполную оплату, так и при использовании общего имущества в МКД.
Иными словами, применение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ изменяет лишь порядок расчетов за коммунальные услуги и ресурсы, но не изменяет договорную схему взаимоотношений по предоставлению коммунальных услуг. Позже мы подробно разберем переход на прямые договоры между РСО и УО и остановимся на основных проблемах и ошибках.
Как разъяснил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 21.08.2015 по делу № А32-16816/2014, «решение собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и РСО, поэтому если собственники и наниматели помещений не внесли РСО в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты ресурсов от исполнителя коммунальных услуг». Данный вывод полностью соответствует сложившейся судебной практике, позиции Верховного Суда РФ, а также ранее действовавшего ВАС РФ.
Основные положения закона
Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.
По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.
Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.
Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.
А если есть долг по общедомовому потреблению?
Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:
Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.
Как россияне оплачивают сейчас услуги жилищно-коммунального хозяйства?
Сейчас граждане страны платят за услуги в расчетных центрах. Собственник или арендатор снимает показания со счетчиков и подает их в управляющую компанию, которая самостоятельно их перенаправляет в определенный расчетный центр.
Организации, занимающиеся ресурсосбережением, выставляют счет управляющей компании за общее потребление ресурсов домом, но не занимается распределением коммунальных платежей между квартирами и людьми. Поставщики по результатам 30 календарных дней смотрят, сколько воды, электричества и иных ресурсов было израсходовано домом и выставляют материнской компании счет.
Главная компания самостоятельно распределяет объемы ресурсов между жителями дома.
Какие задачи решает новый закон?
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Основные изменения во втором квартале 2018 года
Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.
Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.
Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.
В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.
Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию. Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше. Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.
Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.