НК РФ Статья 89. Выездная налоговая проверка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 89. Выездная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Нарушения порядка проведения выездной проверки
На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.
Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.
Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).
Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
Результаты процедуры, итоговые акты
По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.
После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Вручение акта выездной налоговой проверки
Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.
План или веские подозрения?
У налоговых органов есть план проверок, который, разумеется, не является достоянием широкой общественности. Почему они пришли именно к вам и причем именно сейчас?
Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.
У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:
- Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
- Убытки на протяжении нескольких лет (2 года и более).
- Крайне низкая рентабельность не мешает успешности бизнеса.
- Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
- Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
- Рост расходов существенно впереди рост доходов на протяжении долгого периода.
- Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.
Всё перечисленное само по себе ‒ не беда и не преступление, а только «маячки», повод для подозрений! Внезапный визит гостей из инспекции может быть вызван сведениями, полученными от органов внутренних дел или ФСБ, результатами допросов бывших и действующих сотрудников иных юрлиц. Автоматические системы типа «НАЛОГ-3» могут указать на подозрительные финансовые трансакции, связанные с фирмами-однодневками, что также может побудить ФНС заинтересоваться деятельностью вашей компании.
Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.
Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?
Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:
- инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
- осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
- истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
- выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
- экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
- допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
- вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
- получение экспертного заключения;
- привлечение переводчика.