Совершение таможенных операций в условиях Таможенного кодекса ЕАЭС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совершение таможенных операций в условиях Таможенного кодекса ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ключевым преимуществом получения статуса таможенного перевозчика является отсутствие необходимости предоставления дополнительных финансовых гарантий (обеспечения уплаты таможенных платежей) при перемещении товаров под процедурой таможенного транзита.
Статус таможенного перевозчика
Подтверждением присвоения статуса таможенного перевозчика является принятие ФТС соответствующего Приказа и выдача организации свидетельства о включении в реестр. Выдача свидетельства таможенного перевозчика осуществляется по итогам рассмотрения заявления на включение в реестр.
Для успешного получения свидетельства организация должна соответствовать установленным требованиям и условиям для включения в реестр таможенных перевозчиков.
В целом процедура таможенного транзита не изменилась. Однако ряд новшеств все же есть.
Увеличились сроки предоставления информации в таможенные органы по завершению перевозки автотранспортом по процедуре таможенного транзита.
С момента прибытия в место доставки товара, документы необходимо передать в таможню в течение 3 часов (ранее в течение часа). В течение 8 часов после регистрации документов в таможне товар должен быть помещен на временное хранение или под процедуру таможенного декларирования (ранее в течение 3 часов).
Сертификат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должен быть оформлен в виде электронного документа.
Таможенный кодекс ЕАЭС разрешил перевозчикам использовать временно ввезенный автомобильный транспорт для международных перевозок во внутреннем сообщении. Пункт 7 статьи 275 ТК ЕЭАС разрешает такую транспортировку в случаях если:
- перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
- перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государств, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.
Таможенное декларирование и выпуск товаров
В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», — подчеркнул Владимир Орловский.
Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля — без участия сотрудников таможни», — рассказал первый зампред ГТК.
Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.
Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров — до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», — пояснил Владимир Орловский.
Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.
Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров», — рассказал Владимир Орловский.
Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.
Правовые акты в развитие кодекса
Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.
Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.
«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», — отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.
Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 — к вопросам правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.
«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», — сказал Владимир Орловский.
Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», — сказал первый зампред.
Электронный обмен информацией с таможней
Обмен информацией с таможней со вступлением в силу ТК ЕАЭС должен приобрести цифровой формат. Именно электронные документы с использованием электронной цифровой подписи станут основой. Использовать бумажную декларацию можно будет только в особых случаях.
Согласно пункту 4 статьи 104 ТК ЕАЭС предоставлять документы на бумажном носителе возможно:
- при таможенном транзите;
- для товаров личного пользования;
- для международных почтовых отправлений;
- для транспортных средств международной перевозки;
- если в качестве декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы.
Еще одна ситуация — сбой информационной системы.
Автоматизация процессов
Если раньше все таможенные операции совершались только сотрудниками таможни, то со вступлением в силу ТК ЕАЭС часть операций сможет совершаться в автоматическом режиме, а именно: регистрация таможенной декларации, выпуск/отказ в выпуске/аннулирование выпуска товара.
Выбор формы таможенного контроля также может определяться автоматически без участия должностных лиц: на основании полученных данных и так называемых профилей риска.
Согласно ТК ЕАЭС максимальный срок регистрации декларации сократится в два раза — с двух часов до одного.
Также ускорится и сам процесс выпуска товаров: с момента регистрации таможенной декларации до выпуска должно пройти не более четырех часов, в случае если не были запрошены дополнительные документы в рамках контроля. Однако сохраняется норма, которая позволяет продлить срок выпуска на срок до 10 дней.
В будущем единая таможенная система избавит декларантов от необходимости по несколько раз предоставлять один и тот же документ в разные контролирующие службы. Такая норма содержится в пункте 2 статьи 80 ТК ЕАЭС. Любой документ, загруженный в базу, должен быть доступен и таможенным органам, и транспортной инспекции, и фитосанитарной и ветеринарной службам и т.д. Однако пока этот пункт требует дополнительного уточнения со стороны ЕЭК.
Сокращено время осуществления таможенных операций, связанных с выпуском товаров
В ТК ЕАЭС сокращены сроки регистрации декларации на товары и принятия решения о выпуске. Сроки выпуска теперь едины: нет разделения на ввозимые/вывозимые товары. В случае отсутствия у таможенного органа сомнений в достоверности заявленных сведений при использовании системы управления рисками срок выпуска товаров не должен превышать 4 часов (в настоящее время — 1 рабочий день). Срок, установленный в 4 часа, начинает течь с момента начала работы таможенного органа на следующий рабочий день, если декларация была подана менее чем за 4 часа до окончания работы органа.
Данный срок может быть продлен до 1 рабочего дня в случае, если, например, таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Срок в 1 рабочий день может быть продлен до 10 рабочих дней, если таможенный контроль не может быть осуществлен в течение 1 рабочего дня.
В случае назначения таможенной экспертизы срок выпуска продлевается на срок проведения таможенной экспертизы. По общему правилу срок таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней, но при невозможности ее завершения в данный срок он может быть также продлен.
Кроме того, в случае невозможности завершения проверки таможенных и иных документов срок выпуска товаров продляется на срок, необходимый для завершения этой формы таможенного контроля.
Таким образом, в ТК ЕАЭС, с одной стороны, сокращен общий срок выпуска товаров. С другой стороны, в случае осуществления таможенного контроля срок выпуска может существенно продлеваться. Правоприменительная практика покажет, насколько действительно полезной для субъектов хозяйствования окажется данная новелла.
В систему регулирования внешнеэкономической деятельности внедрен механизм «одного окна»
Механизм «одного окна» позволит однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования государственными органами и иными организациями при проведении контроля внешнеэкономической деятельности. Документы и (или) информацию, необходимые для совершения таможенных операций, можно не представлять таможенному органу, но обязательно указать сведения об этих документах в таможенной декларации или представить их таможенным органам иным способом. Такая возможность предоставляется, если сведения о данных документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов.
Таким образом, разрешительные документы, сертификаты, сведения, касающиеся валютного контроля, таможенные органы могут в ряде случаев получать из информационных ресурсов, в том числе других государственных органов. Информация о документах, которые таможенные органы могут получать из информационных систем, будет размещаться на официальных сайтах таможенных органов и (или) доводиться иным способом.
Для чего нужен таможенный перевозчик?
Таможенный перевозчик – это не Дед Мороз. Он приходит к вам не раз в год и не дарит кариес. Таможенный перевозчик в отличие от него возит грузы под таможенным контролем. Вопросы при перемещении грузов под таможенным контролем всегда уникальны и трудно прогнозируются. Самый простой и надежный путь решения этих вопросов – таможенный перевозчик. Одна из самых востребованных и услуг таможенного перевозчика – перевозка с одного внутреннего таможенного поста (т/п) на другой груза еще не выпущенного в свободное обращение. Подобные ситуации возникают довольно часто: груз ошибочно был доставлен на не тот т/п, или же оказывается, что у т/п нет возможности обработать ваш тип груза, например этот т/п не работает с ADR или акцизными грузами. Перед владельцем груза стоят две задачи: быстро найти транспорт и предоставить ФТС обеспечение уплаты таможенных платежей, не забыв при этом оформить весь пакет документов для внутритаможенного транзита (ВТТ). Можно, конечно, заняться этим самому и через месяц-другой, потеряв уйму времени и сил, сказать себе: «Я сделал это!». А груз будет лежать на таможенном складе за который надо платить. А можно просто выбрать таможенного перевозчика, который уже давно гарантировал за вас (и за других своих клиентов) уплату таможенных сборов, знаком с тонкостями внутритаможенного транзита, сформирует транзитные и транспортные документы и, наконец, действительно довезет ваш груз до нужного вам поста. Его услуги обойдутся дороже, чем услуги простого перевозчика, но это объяснимо: таможенный перевозчик уже заплатил за гарантию в ФТС. Он одновременно решает задачу таможенного оформления и перевозки «проблемного» груза, который, хотя и прибыл в Россию, но не может быть выпущен в свободное обращение. И лишь тот, кто ни разу не сталкивался ни с таможней, ни с грузовыми перевозками, может считать, что это ничего не стоит.
Приоритет ЭД и подача деклараций (на товары, транспортное средство и транзитной) без документов-оснований
Таможенный кодекс ТС в ст. 179 устанавливает, что декларирование товаров производится как в письменной, так и в электронной форме. По сравнению с действующим НПА, новый таможенный кодекс стремит участников ВЭД к прогрессу – п.3 ст. 104 ТК ЕАЭС гласит: «Таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме».
Однако из правила есть исключения:
• в отношении товаров, пересылаемых в МПО,
• помещение товаров под процедуру таможенного транзита,
• в отношении транспортных средств международной перевозки,
• в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования,
• в отношении товаров, декларируемых на основании транспортных, коммерческих и иных документов,
• в других, установленных Комиссией и государствами-членами ЕАЭС случаях.
Что делать, если на посту отключили электроэнергию? Или произошли сбои в информационной системе? В случаях, когда у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить декларирование в электронной форме, то он имеет право подать декларацию по старинке, на бумажном носителе.
Таможенное декларирование
Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:
- Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
- Если это товары для личного пользования;
- Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- Если это транспортные средства международной перевозки;
- Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.
Виды таможенной декларации:
- Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
- Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
- Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
- Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).
Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:
- О заявляемой таможенной процедуре;
- О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
- О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
- О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- Об условиях сделки с товарами;
- О соблюдении запретов и ограничений;
- О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
- О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
- О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
- О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.
О вопросах расчёта таможенной стоимости в отношении товаров на ТС.
Ранее в Таможенном кодексе таможенного союза существовала норма, по которой иностранные товары, находящиеся на ТС и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), считались, как ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. И таможенная стоимость таких товаров определялась с учётом курса валют на день подачи соответствующей таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Сейчас такой нормы нет, однако таможенная стоимость иностранных товаров по-прежнему определяется, исходя из курсов валют, действующих на день подачи таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с Главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п.3 ст.38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 38 Таможенного Кодекса ЕАЭС вне зависимости от положений пункта 2 той же статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. То есть при перечисленных таможенных процедурах декларант в принципе не указывает таможенную стоимость и для целей её определения иностранные товары считаются ещё не ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, после завершения таможенной процедуры ТС путём помещения иностранных товаров, например, под таможенную процедуру ИМ 40, таможенная стоимость определяется, как на товары только что ввезённые на таможенную территорию ЕАЭС.
Статья 407. Условия включения в реестр таможенных перевозчиков.
1. Условиями включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, в реестр таможенных перевозчиков являются:
1) Осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет на день обращения в таможенный орган;
2) Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, эквивалентном 200 тысячам евро, а если Комиссией определен иной размер обеспечения, — в размере, определенном Комиссией;
3) Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств-членов;
4) Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) Отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;
6) Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые устанавливаются законодательством государств-членов.
2. Комиссия вправе определять иной размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, чем предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
Обязанности таможенного перевозчика
Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные основания для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков.
Добровольно можно пользоваться услугами таможенного перевозчика по инициативе заинтересованного лица, уведомив при этом таможенный орган.
Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
Статья 141. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) 1. Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 настоящего Кодекса.2.
Кроме того, что четко названы таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости (таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура), изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».
В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в Кодексе ЕАЭС вообще отсутствует, а вместе с ней и соответствующая «процедура». Можно было бы сказать, что взамен появился новый вид таможенной декларации — декларация таможенной стоимости, однако она имеет другое «предназначение» и оформляется только при наличии дополнительных расходов.
Точно так же отсутствует в новом законодательном акте и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).
Обратите внимание на формулировку: в ТК ТС акцент ставится на недостоверность заявленных сведений, в ТК ЕАЭС — на документальное подтверждение этих сведений!
Обязанности таможенного перевозчика
На пограничного грузоперевозчика взваливается множество функций:
- следовать требованиям, прописанных ТК ТС, при транспортировке грузов на основании с пограничным процессом;
- вести учет грузов, транспортируемых в соответствии с пограничной процедурой пограничного транзита, и доносить в пограничные органы сведения о грузоперевозке данных товаров;
- выполнять требования по оплате пограничных налогов, прописанных ст. 227 и 228 Трудовым Кодексом ТС;
- не выдавать, не применять для личных целей и не разглашать третьим лицам полученные от заказчика товаров, их получателя или сопровождающем данные, относящиеся к государственной, коммерческой или банковской тайнам;
- предоставлять информацию в пограничный орган о внесении поправок, заявленных им при включении в перечень пограничных грузоперевозчиков, в течение 5 рабочих дней с момента внесения данных поправок.