Опубликованы новые приказы Ростехнадзора (обновлено 11.01.2021)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опубликованы новые приказы Ростехнадзора (обновлено 11.01.2021)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Из ранее действовавшего списка вопросов по области Б.9.3 “Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения, предназначенные для подъёма и перемещения грузов” убрали 17 вопросов под номерами: 16 -17, 31 – 33, 45, 56, 58, 60, 62, 70, 75, 82, 96, 126 и 140. Их формулировок в новом списке нет.

Изменения к приказу 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588; 2018, №31, ст.4860) (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;
  • б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;
  • в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
  • г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;
  • д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);
  • е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
  • ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;
  • з) домкраты;
  • и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;
  • к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;
  • л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

Общие требования для ПС

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов.
Абзац исключен. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.
6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
(п. 6 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

Сборка и соединение сборочных единиц

43. Сборку и соединение отдельных сборочных единиц ПС выполняют согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации ПС. 44. Крупногабаритные сборочные единицы ПС укладывают на место последующего монтажа с применением грузоподъемных механизмов, при этом положение стыкуемых элементов по высоте регулируют в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС. Фактическая несоосность (не параллельность) стыкуемых сборочных единиц не должна превышать величин соответствующих допусков, приведенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. 45. Сборку и монтаж металлоконструкций самомонтируемых козловых и башенных кранов выполняют на участке подготовленного наземного рельсового пути согласно указаниям, приведенным в руководстве (инструкции) по монтажу данных ПС. 46. До соединения отдельных сборочных единиц ПС необходимо убедиться, что их положение устойчиво и последующие операции сборки не приведут к их сползанию, падению и травмированию работника.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
Полумосты мостовых кранов, устанавливаемые для последующего соединения на надземный рельсовый путь, должны быть предварительно закреплены.
47. Сварку отдельных элементов при монтаже ПС, если она предусмотрена, выполняют согласно указаниям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации (монтажу) ПС требований к объемам и методам контроля качества сварных соединений их следует назначать согласно указаниям пунктов 68 — 82 настоящих ФНП.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
48. По завершении работ, связанных с монтажом металлоконструкций ПС (в том числе грузовой тележки, при ее наличии), выполняется запасовка грузовых канатов, наладка тормозов, ограничителей, указателей и регистраторов параметров (пункты 49 — 57 настоящих ФНП). По окончании указанных работ осуществляется наладка системы управления ПС в целом.
Для ПС, имеющих электро-, пневмо- или гидравлический привод, выполняют комплекс монтажных и наладочных работ, необходимых для обеспечения работоспособности и требований безопасности указанных устройств, приведенный в эксплуатационных документах ПС и этих устройств.
(п. 48 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Система сигнализации при выполнении работ

252. Эксплуатирующая организация, должна установить порядок обмена сигналами между стропальщиками и крановщиками. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков. Знаковая сигнализация для крановщиков и стропальщиков приведена в приложении N 10 к настоящим ФНП. 253. При смене участка работы крановщики и стропальщики должны быть проинструктированы (под расписку) о знаковой сигнализации, применяемой на новом участке работ. 254. При работе подъемника связь между персоналом в люльке и машинистом подъемника (оператором) должна поддерживаться непрерывно: при подъеме люльки до 10 метров — голосом; более 10 метров — знаковой сигнализацией (приложение N 9 к настоящим ФНП), более 22 метров — радио- или телефонной связью.
(п. 254 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Нужна ли внеочередная аттестация после вступления в силу новых ФНП?

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

22 мая 2019 года состоится Общее собрание членов НП «Безопасность ПТО», по адресу: г. Челябинске, ул. Труда, д. 179, зал – Vega.

Предварительная повестка дня Общего собрания.
1. Регистрация членов и кандидатов в члены НП «Безопасность ПТО».
2. Вступительное слово Председателя Совета Партнёрства.
3. Избрание Секретаря Общего собрания НП «Безопасность ПТО».
4. Обсуждение повестки дня Общего собрания и предложений по её изменению и дополнению. Принятие повестки дня Общего собрания.
5. Отчет Председателя Совета Партнерства о деятельности Партнёрства за истекший период. Утверждение Отчёта и годовой бухгалтерской отчетности Партнёрства.
6. Отчет Председателя Контрольной комиссии.
7. Отчет Председателя Дисциплинарной комиссии.
8. Обсуждение предложений по приоритетным направлениям деятельности Партнерства и принятие по ним решений.
9. Обсуждение федерального закона «О промышленной безопасности».

Просим Вас предварительно рассмотреть приложенные материалы, по возможности, внести предложения по уточнению, дополнению повестки дня Общего собрания.

В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.

В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп. 6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.

Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.

Актуальность: Действующий

Изменения: Изм. от 12.04.2016 г.

Для обеспечения необходимых условий безопасности на промышленных объектах с повышенным уровнем опасности, где работы ведутся с применением подъемных средств (ПС), соблюдают правила, описанные в приказе Ростехнадзора №533 от 12 ноября 2013 года. Он претерпел некоторые изменения и 25 мая 2016 года был опубликован повторно с корректировками от 12.04.2016. За составление документа ответственна Федеральная служба, осуществляющая технологический, экологический и атомный надзор.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12.04.2016 с изменениями около 130 корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

Нововведения по промышленной безопасности в 2021 году

Проверку знаний производственных инструкций рабочие проходят ежегодно. Перед проверкой знаний проводят техническую учебу по производственной инструкции.

По результатам обучения работникам выдают на руки удостоверение в произвольной форме, которая разрабатывается в самой организации, а также составляют протокол. Протокол хранится в аттестационной комиссии.

Если работник увольняется, он может написать заявление о предоставлении заверенной копии протокола, и работодатель в этом отказать не может.

Среди них:

  1. различные типы подъемных кранов;
  2. рельсовые пути.
  3. строительные подъемники;
  4. подъемники для перемещения рабочего персонала;
  5. съемное оборудование для кранов;
  6. тара для грузов;
  7. электрические тали;
  8. грузовые передвижные тележки, перемещающиеся по путям над поверхностью;
Читайте также:  Об увеличении размеров ЕДВ по отдельным категориям граждан с 01.01.2022г.

Полный список ПС вы можете найти в п.

В ППР должны быть указания о недопустимости проведения работы на высоте в открытых местах при скорости ветра, превышающей паспортные значения ПС, при гололеде, грозе, в условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман, сумерки).

В ППР должны быть указания о запрещении использования для закрепления технологической оснастки и монтажной оснастки не предназначенных для этих целей оборудования, трубопроводов, технологических или строительных конструкций.».

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения

Такие организации обязаны быть специализированными, являться ЮЛ или ИП, а также иметь квалифицированных специалистов и рабочий персонал, необходимые для работ материалы и механизмы. Всё используемое оборудование и материалы должны проходить сертификацию в соответствии с законодательством РФ.

Сотрудники специализированной организации должны выполнять работы в соответствии с требованиями безопасности ОПО. Для каждого вида работ у работников должно иметься соответствующее удостоверение о квалификации.

Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно . Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии.

Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года

Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

  • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
  • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
  • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.

Последние изменения в законодательстве в промышленной безопасности

  • Отмена нормативных документов для металлургических и коксохимических производств.
  • Ростехнадзор разъясняет: о регистрации опасных производственных объектов, связанных с обращением взрывчатых веществ
  • Технический регламент «О требованиях к магистральным трубопроводам …» ТР ЕАЭС 049/2020
  • Ростехнадзор: О перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики
  • Вниманию организаций, выполняющих сварочные работы !
  • Новые правила по охране труда с 1 января 2021 года.
  • Методические рекомендации по надзору за радиационной безопасностью при эксплуатации радиационных источников
  • Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), при лицензировании экспертизы промышленной безопасности.
  • «Норникель» обязан выплатить 146 млрд рублей за разлив топлива в Норильске
  • Ростехнадзор разъясняет: о ведении журнала контроля сварных соединений, в ходе производства строительных и монтажных работ

Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008г. № 131) к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:

  • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
  • Участок механизации;
  • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
  • Площадка, цех и т.д.

Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Согласно п. 147 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533) перед пуском в работу на учет в Ростехнадзоре нужно поставить следующие ГПМ:

  • грузоподъемные краны всех типов (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.

Не подлежат учету в органах Ростехнадзора следующие грузоподъемные механизмы (п. 148 ФНП):

  • краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
  • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
  • грузовые строительные подъемники;
  • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Чтобы поставить ГПМ на учет, владелец техники подает в Ростехнадзор пакет документов, включающий: заявление, паспорт ГПМ, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (п. 15 части 1 Приложения 3 к ТР ТС 010/2011) или заключение экспертизы промышленной безопасности. Результатом постановки ГПМ на учет является отметка в паспорте технического устройства и присвоение ему регистрационного номера.

Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:

  • реконструкции;
  • ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
  • передачи ГПМ другому владельцу;
  • перестановки крана мостового типа на новое место.

ГПМ подлежат снятию с учета в Ростеехандзоре:

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Согласно п.п. 2 пункта 6 Приложения 2 к ФЗ №116 опасные производственные объекты со стационарно установленными грузоподъемными механизмами принадлежат к IV классу опасности. Это значит, что плановые проверки в отношении данных ОПО не проводятся (п. 5.2. статьи 16 ФЗ №116). Однако инспекторы Ростехнадзора могут прийти на объект с внеплановой проверкой, основанием для которой являются:

  • Обращения и заявления о фактах нарушения обязательных требований промышленной безопасности, об угрозе жизни, здоровью граждан, вреда животным и т.д.
  • Возникновение аварии на ОПО с ГПМ.
  • Требования прокуратуры и других органов исполнительной власти.

Кроме того, Ростехнадзор может проверить ОПО с использованием ГПМ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Ведомство имеет на это полное право согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» опасные производственные объекты со стационарно установленными ГПМ подлежат обязательному страхованию.

Причем, как показывает практика, при регистрации ОПО с ГПМ полис обязательного страхования требуется в самом начале процедуры.

Владелец ОПО с ГПМ может самостоятельно рассчитать стоимость страхового полиса, использую формулу: СП = (СС*СТ)/100, где СП – страховая премия (стоимость полиса), СС – страховая сумма, СТ – страховой тариф.

Изложенные в статье нормативные требования и рекомендации помогут владельцам ОПО со стационарно установленными грузоподъемными механизмами правильно идентифицировать и поставить на учет их ГПМ, вовремя оформить нужные документы, избежать санкций со стороны Ростехнадзора и обеспечить безопасную работу на опасных производственных объектах.

25 мая 2016 г. официально опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2016 № 146 “О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533″ .

Изменений в ФНП достаточно много, более 130. В том числе, добавлены 3 новых приложения:

  • Приложение 12. Границы опасных зон по действию опасных факторов;
  • Приложение 13. Предельные нормы браковки элементов ПС (нормы указаны, если отсутствуют в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС);
  • Приложение 14. Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы.

Для примера, ниже приведено сравнение некоторых пунктов ФНП которые подверглись изменениям, в части перечня ПС, на который распространяются требования ФНП, а также в части регистрации подъемных сооружений.

Аэрологическая безопасность угольных шахт

Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.

При изменении температуры на каждые 10°С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например при температуре плюс 20°С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10°С — 7,5 мм.

Ветвевой строп в зависимости от исполнения включает в себя одну или несколько ветвей, оснащенных звеном для навески на ПС и захватами для груза.

Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должны быть выполнены с учетом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза.

Продление срока службы не подлежащих учету подъемных сооружений

Приложение N 5
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле

1. Измерения отклонений , , выполняются на всем участке возможного движения ПС через интервалы не более 5 м.

2. При изменении температуры на каждые 10°С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например при температуре плюс 20°С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10°С — 7,5 мм.

3. Величины отклонений для козловых кранов пролетом 30 м и более принимаются, как для кранов-перегружателей.

4. При установке импортного ПС, величина отклонения — должна быть приведена в соответствие с фактическим зазором между ребордами его ходовых колес (или направляющими роликами, при безребордных колесах) и головкой рельса. Если, например, этот зазор составляет 15 мм, то отклонение должно быть принято равным 7,5 мм.

Читайте также:  Платная приватизация квартиры, сколько стоит платная приватизация

Приложение N 8
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы

Сроки службы зданий и сооружений, воспринимающих нагрузки от установленных в них ПС, должны приниматься в соответствии с данными, приведенными в проектной, конструкторской или эксплуатационной документации на здания и сооружения. При отсутствии указанных данных срок службы принимается равным 20 годам.

Эксплуатация железобетонных подкрановых конструкций с истекшим сроком службы должна осуществляться только при положительных результатах экспертизы промышленной безопасности, в результате которой не обнаружено:

трещин балок и колонн более значений (критериев), установленных в эксплуатационной документации;

отслоения защитного слоя арматуры (например, от размораживания бетона, коррозии бетона или арматуры);

местного повреждения защитного слоя от ударов транспортных средств с оголением арматуры по площади более 30 см и глубиной более 15 мм;

смещений или отклонений осей конструкций, превышающих указанные в таблице 1.

Эксплуатация стальных подкрановых конструкций с истекшим сроком службы допускается только при положительных результатах экспертизы промышленной безопасности, в результате которой не обнаружено опасных усталостных повреждений (трещин) стальных подкрановых конструкций, а предельные отклонения подкрановых конструкций от проектных размеров и проектного положения не превышают величин, установленных эксплуатационной (проектной) документацией. При отсутствии сведений в эксплуатационной (проектной) документации должны приниматься значения, приведенные в таблице 1.

В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В. АЛЕШИН

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26.11.2020 N 461

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

22 мая 2019 года состоится Общее собрание членов НП «Безопасность ПТО», по адресу: г. Челябинске, ул. Труда, д. 179, зал – Vega.

Предварительная повестка дня Общего собрания.
1. Регистрация членов и кандидатов в члены НП «Безопасность ПТО».
2. Вступительное слово Председателя Совета Партнёрства.
3. Избрание Секретаря Общего собрания НП «Безопасность ПТО».
4. Обсуждение повестки дня Общего собрания и предложений по её изменению и дополнению. Принятие повестки дня Общего собрания.
5. Отчет Председателя Совета Партнерства о деятельности Партнёрства за истекший период. Утверждение Отчёта и годовой бухгалтерской отчетности Партнёрства.
6. Отчет Председателя Контрольной комиссии.
7. Отчет Председателя Дисциплинарной комиссии.
8. Обсуждение предложений по приоритетным направлениям деятельности Партнерства и принятие по ним решений.
9. Обсуждение федерального закона «О промышленной безопасности».

Просим Вас предварительно рассмотреть приложенные материалы, по возможности, внести предложения по уточнению, дополнению повестки дня Общего собрания.

В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.

В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп. 6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.

Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.

Актуальность: Действующий

Изменения: Изм. от 12.04.2016 г.

Для обеспечения необходимых условий безопасности на промышленных объектах с повышенным уровнем опасности, где работы ведутся с применением подъемных средств (ПС), соблюдают правила, описанные в приказе Ростехнадзора №533 от 12 ноября 2013 года. Он претерпел некоторые изменения и 25 мая 2016 года был опубликован повторно с корректировками от 12.04.2016. За составление документа ответственна Федеральная служба, осуществляющая технологический, экологический и атомный надзор.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12.04.2016 с изменениями около 130 корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ ФНП В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приложение N 5
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле

1. Измерения отклонений , , выполняются на всем участке возможного движения ПС через интервалы не более 5 м.

2. При изменении температуры на каждые 10°С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например при температуре плюс 20°С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10°С — 7,5 мм.

3. Величины отклонений для козловых кранов пролетом 30 м и более принимаются, как для кранов-перегружателей.

4. При установке импортного ПС, величина отклонения — должна быть приведена в соответствие с фактическим зазором между ребордами его ходовых колес (или направляющими роликами, при безребордных колесах) и головкой рельса. Если, например, этот зазор составляет 15 мм, то отклонение должно быть принято равным 7,5 мм.

Приложение N 8
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы

Сроки службы зданий и сооружений, воспринимающих нагрузки от установленных в них ПС, должны приниматься в соответствии с данными, приведенными в проектной, конструкторской или эксплуатационной документации на здания и сооружения. При отсутствии указанных данных срок службы принимается равным 20 годам.

Эксплуатация железобетонных подкрановых конструкций с истекшим сроком службы должна осуществляться только при положительных результатах экспертизы промышленной безопасности, в результате которой не обнаружено:

трещин балок и колонн более значений (критериев), установленных в эксплуатационной документации;

отслоения защитного слоя арматуры (например, от размораживания бетона, коррозии бетона или арматуры);

местного повреждения защитного слоя от ударов транспортных средств с оголением арматуры по площади более 30 см и глубиной более 15 мм;

смещений или отклонений осей конструкций, превышающих указанные в таблице 1.

Эксплуатация стальных подкрановых конструкций с истекшим сроком службы допускается только при положительных результатах экспертизы промышленной безопасности, в результате которой не обнаружено опасных усталостных повреждений (трещин) стальных подкрановых конструкций, а предельные отклонения подкрановых конструкций от проектных размеров и проектного положения не превышают величин, установленных эксплуатационной (проектной) документацией. При отсутствии сведений в эксплуатационной (проектной) документации должны приниматься значения, приведенные в таблице 1.

В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В. АЛЕШИН

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26.11.2020 N 461

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

Последние изменения в законодательстве в промышленной безопасности

  • Федеральные законы
  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
  • Постановления Правительства РФ
  • Приказы Ростехнадзора РФ
  • Государственные стандарты (ГОСТ)
  • Правила безопасности (ПБ)
  • Руководящие документы (РД)
  • Свод правил (СП)
  • Межотраслевые правила (ПОТ)

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, в соответствии с требованиями этих пунктов.

Абзац второй — Исключен. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Читайте также:  Как рассчитать налог ЕНВД

7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.

8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

9. Целью настоящих ФНП является создание организационной и нормативно-правовой основы обеспечения промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, направленной на предотвращение и/или минимизацию последствий аварий, инцидентов, с учетом индивидуального риска потери жизни и здоровья людей, участвующих в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС.

10. Для предотвращения и/или минимизации последствий аварий, инцидентов на ОПО, с учетом возможной потери жизни и/или здоровья людей в процессах, перечисленных в пункте 9 настоящих ФНП, должны выполняться следующие общие принципы (требования) промышленной безопасности ПС:

а) соответствие паспортных грузовых и высотных характеристик ПС требованиям технологического процесса; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

б) соответствие группы классификации (группы режима работы) ПС, а также групп классификаций механизмов, установленных на ПС, требованиям обслуживаемого ПС технологического процесса;

в) соответствие прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее только для стрел ПС, имеющих в конструкции систему уравновешивания) элементов металлоконструкции и механизмов ПС нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Указанные соответствия должны соблюдаться во всем диапазоне температур рабочего и нерабочего состояний, а также с учетом внешних воздействий, например воздействия от взрывопожароопасных и химически агрессивных сред, нагрузок от ветра (для ветрового района установки), снега и льда (для ПС, установленных на открытом воздухе) и возможных нагрузок от сейсмических воздействий (для ПС, установленных в сейсмически активных районах); (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

г) соответствие оснащенности ПС регистраторами, ограничителями и указателями, указанными в паспорте ПС, а также требованиям обеспечения безопасности технологического процесса, обслуживаемого ПС;

д) соответствие фактического срока службы ПС (срок службы исчисляется с момента изготовления ПС) заявленному изготовителем, если фактический срок службы не продлевался по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности;

е) соответствие прочности, жесткости, устойчивости строительных конструкций (в том числе зданий, эстакад, рельсовых путей и/или площадок установки ПС) нагрузкам от установленных ПС с учетом нагрузок от других технологических машин и оборудования; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

ж) соответствие требованиям промышленной безопасности в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции и ликвидации ПС, приведенных в настоящих ФНП;

з) соответствие порядку действий в случае аварии или инцидента с ПС, определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а также требованиям, приведенным в пунктах 256 — 257 настоящих ФНП.

11. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели (далее — специализированные организации).

Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется номенклатурой ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.

20. Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:

а) подпункт утратил силу. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

б) знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);

в) знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

г) знать и уметь выявлять дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, электро-, пневмо-, гидрооборудования, систем управления ПС и приборов безопасности (ограничителей, указателей, регистраторов); (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

д) знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных специализированной организацией для реализации своей деятельности;

е) уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС, электро- и гидрооборудования, а также ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС;

ж) знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов;

и) уметь применять установленный порядок обмена условными сигналами между работником, руководящим монтажом (демонтажом), и остальным персоналом, задействованными на монтаже (демонтаже) ПС. Соблюдать практическое требование, что все сигналы во время выполнения монтажа (демонтажа) подаются только одним работником (бригадиром монтажной бригады, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим опасность;

к) иметь документы, подтверждающие прохождение, в установленном порядке, профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики — быть аттестованными в установленном порядке в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. N 63 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г., регистрационный N 1721; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 11 — 12), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 октября 2012 г. N 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25903; Российская газета, 2012, N 283); Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. N 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2002 г., регистрационный N 3578; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 32), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 октября 2012 г. N 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25903; Российская газета, 2012, N 283);

л) знать методы проведения испытаний ПС; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

м) знать и соблюдать требования эксплуатационных документов, касающихся заявленных видов работ на ПС;

н) быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на ПС.

27. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по монтажу (демонтажу) ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17 — 19 настоящих ФНП, конкретному монтируемому ПС, составу работ, предусмотренному руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, а также иным эксплуатационным документам ПС или разработанному технологическому регламенту на монтаж (демонтаж) в случае отсутствия такового в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

28. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении монтажа ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

29. Набор инструментов и приборов, необходимых для монтажа ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют работники, выполняющие их монтаж, они же несут ответственность за качество выполненных работ.

Монтаж ограничителей, указателей и регистраторов параметров на уже изготовленных и находящихся в эксплуатации ПС должен выполняться работниками специализированных организаций в соответствии с требованиями, установленными разработчиками или изготовителями указанных приборов, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения ПС. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Наименования документа: Приказ от 12 ноября 2013 года № 533 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Об утверждении ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12.04.2016 года) С изменениями на 12 апреля 2016 года, актуальный в 2021 г. Актуальность: Действующий Изменения: Изм.

  • Специалист по промышленной безопасности — Новый профессиональный стандарт
  • С 1 февраля 2021г.- аттестация по новым вопросам проверки знаний в области государственного энергетического надзора
  • Изменения в Области аттестации по промышленной безопасности А, Б.7, Б.8, Б.12
  • Новые тесты с ответами по общим требованиям промышленной безопасности безопасности А.1.
  • Ростехнадзор: С 1 января начался период подачи отчётов по производственному контролю на ОПО
  • Новые вопросы по аттестации экспертов в области промышленной безопасности
  • Новые Перечни областей аккредитации испытательных лабораторий (лабораторий разрушающих и других видов испытаний)
  • Участникам Системы неразрушающего контроля (НК)
  • С 1 января 2021г. выдача лицензии в бумажном виде отменяется.
  • Минстрой России: Требования для организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов

Чтобы проверить готовность оборудования к пуску в работу, комиссия теперь контролирует (дополнен п. 207 ФНП):

  • фактическое состояние оборудования;
  • соответствие проектной документации (документации на установку) установленным требованиям;
  • наличие документации изготовителя, ее соответствие техническим регламентам и ФНП;
  • наличие документации о качестве монтажа;
  • наличие документов о приемке оборудования после пусконаладочных работ;
  • наличие документов о соответствии – сертификат/декларация или заключение ЭПБ;
  • наличие положительных результатов технического освидетельствования;
  • наличие документов по результатам пусконаладочных испытаний и комплексного опробования (если установлено проектом и руководством по эксплуатации);
  • наличие, соответствие проекту и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и технологических защит;
  • правильность установки, размещения, обвязки оборудования – их соответствие требованиям промбезопасности, указаниям проекта и руководства по эксплуатации;
  • исправность питательных устройств котла и их соответствие проекту;
  • соответствие водно-химического режима котла требованиям ФНП.

Определен срок, в течение которого оборудование под давлением нужно поставить на учет в Ростехнадзоре:

  • не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением (новая редакция п. 214 ФНП).

Разберемся с нормативным регулированием. Прежде всего, нужно упомянуть, что в 2014 году произошли изменения, и действовавший с 2003 года свод норм и правил был отменен: это Постановление Госатомнадзора России от 19.06.2003 № 2/99, утвердившее правила для объектов использования атомной энергии.

Взамен него были приняты Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности от 25.03.2014 № 116 “Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением”.

26 июня 2018 года вступил в силу приказ Ростехнадзора № 539, который внес изменения в Правила № 116. Изменения коснулись всего документа, в том числе требований по реконструкции и техническому перевооружению ОПО, на которых используют оборудование под давлением, к его ремонту и наладке. Также в документ включили рекомендуемые образцы паспортов на оборудование.

ФНП № 116 уделяют большое внимание конструктивным особенностям и предъявляют к ним четкие требования. Рассмотрим их подробнее. Прежде всего, производитель не имеет права отступать от утвержденной проектной документации и в целях безопасности обязан применять только те материалы, которые заявлены в ней.

Само оборудование должно оснащаться:

  • предохранительными устройствами;
  • приборами для измерения уровня жидкой рабочей среды;
  • приборами для измерения давления;
  • приборами для измерения температуры рабочей среды;
  • запорной и регулирующей арматурой;
  • устройствами питания;
  • приборами контроля тепловых перемещений.

Емкость под избыточным давлением должна быть сконструирована так, чтобы обеспечивать свободный доступ к приборам контроля, наблюдения и безопасности. В проекте должно присутствовать оборудование дренирования среды и удаления воздуха. Это необходимо для снижения риска гидравлического удара, вакуумного разрушения, возникновения коррозии или неконтролируемых химических реакций. Безопасность эксплуатации зависит также от того, как в проекте реализована система заполнения и слива рабочей среды. Еще один важный момент – защита от коррозии за счет конструктивного исполнения и возможности быстрой и безопасной замены деталей.

ФНП сосуда под давлением предъявляют требования как к режиму запуска, использования и проверки этого оборудования, так и к навыкам персонала.

Прежде всего, необходимо иметь на руках полный комплект технической документации от производителя, которая должна соответствовать техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 032/2013, который прописан в Решении Совета ЕЭК от 02.07.2013 № 41.

В комплекте должны присутствовать:

  • Паспорт оборудования.
  • Копия обоснования безопасности.
  • Чертеж общего вида.
  • Паспорт предохранительных устройств, если таковые имеются в соответствии с проектной документацией.
  • Расчет пропускной способности предохранительных устройств при выполнении аналогичных предыдущему пункту условий.
  • Расчет прочности сертифицируемого или декларируемого оборудования.
  • Инструкция по эксплуатации
  • Схемы, чертежи, расчеты, иная документация, представляемая в соответствии с контрактом поставки (договором).

Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008г. № 131) к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:

  • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
  • Участок механизации;
  • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
  • Площадка, цех и т.д.

Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Требования, которые устанавливает 533 приказ Ростехнадзора к организациям и работникам, осуществляющим все виды работ с ПС

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, регламентируют деятельность по эксплуатации ПС не только для самого ОПО, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться или ЮЛ, или ИП, а также в своем составе иметь требуемых специалистов управляющего уровня, квалифицированный рабочий персонал и необходимые для работ материалы и механизмы.

Все используемые в процессе работы механизмы и материалы должны проходить сертификацию в соответствии с законодательством РФ.

Сотрудники специализированной организации должны выполнять работы в соответствии с требованиями безопасности ОПО. Для каждого вида работ у работников должно иметься соответствующее удостоверение о повышении квалификации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *