Могу ли я отказаться быть свидетелем в налоговой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могу ли я отказаться быть свидетелем в налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.
Где проходит допрос свидетеля?
По общему правилу для дачи показаний в качестве свидетеля гражданин вызывается в налоговый орган.
При этом согласно п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 03-02-08/76651).
Зачем вызывают на допрос в налоговую?
Иногда, получив повестку, люди задумываются – а может ли налоговая вызвать на допрос, или это чья-то злая шутка? Допросы обычно связывают с полицией, реже – с прокуратурой или ФСБ, но никак не с фискальными органами. Однако, если изучить законодательство, станет понятно – ФНС имеет такое же право вызывать на допросы, как и силовые ведомства. Зачем же это нужно налоговикам? Существует как минимум две основные причины:
- вызов в качестве свидетеля, если расследуется уклонение от налогов или другое правонарушение, а вызываемое на допрос лицо может иметь необходимые сведения. Такой вызов обычно никаких негативных последствий за собой не несет – достаточно ответить на вопросы налоговика, и больше вас не потревожат;
- если возникли вопросы именно к вашей компании, связанные с недавней проверкой или расследованием правонарушения. Такая ситуация намного хуже, ведь в данном случае от действий вызываемого на допрос человека во многом зависит будущее его лично и всей компании в целом. Конечно, это не всегда означает неприятности в будущем, но ситуация намного более рискованная, и вести себя нужно значительно осторожнее.
Также следует различать вызов на допрос и приглашение для дачи разъяснений относительно того или иного эпизода. Вторая ситуация намного более безобидная и в целом не грозит никакими неприятными последствиями.
Могут ли меня допрашивать?
Налоговый кодекс РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать:
1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп 1, п. 2, ст. 90, НК РФ);
2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп 2, п. 2, ст. 90, НК РФ).
Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.
Что касается допросов индивидуальных предпринимателей.
Здесь ситуация иная.
Так, Оренбургский областной суд не поддержал налоговиков. Он отметил, что понятия «налогоплательщик» и «свидетель» разграничены и данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. Поскольку ИП был вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производилось в отношении него же, полученные показания могли быть использованы против него. Отказ от дачи показаний является правомерным (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 22.01.2015 по делу N 33-522/2015(33-8536/2014)).
Арбитражный суд Центрального округа решил, что независимо от характера показаний, которые дал ИП налоговому органу в ходу проводящейся в отношении него выездной налоговой проверки, он не подлежит ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку не может являться свидетелем в отношении самого себя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2018 N Ф10-4650/2018 по делу N А08-3699/2017).
Убедитесь, что вас вызывают именно на допрос
Не всегда звонок с налоговой и предложение поговорить – вызов на допрос. Также не стоит расценивать как вызов письменные приглашения с формулировкой «просим явиться». Запомните, вызовом на допрос можно считать только повестку, оформленную как официальный документ. Она подписана руководителем налоговой и подкреплена печатью. В этом документе должно быть указано, что вас вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля. От других «приглашений» можно спокойно отказываться, ответственность не наступит.
Некоторые непорядочные сотрудники налоговой инспекции пугают людей, которые не соглашаются прийти поговорить без повестки принудительным приводом. На самом деле это блеф – привод возможен только в случае совершения административного правонарушения. А о факте административного правонарушения гражданина обязательно уведомляют.
Комментарий к ст. 90 Налогового кодекса
Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств. Анализ части 1 статьи 69 ГПК РФ, части 3 статьи 56 АПК РФ, части 2 статьи 25.6 КоАП РФ и части 1 статьи 79 УПК РФ позволяет отметить, что в приведенных дефинициях о показаниях говорится либо как о сведениях об обстоятельствах дела, либо как о сообщении об этих обстоятельствах.
Применительно к налоговому контролю «обстоятельства дела» необходимо понимать широко, а именно как деятельность должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль в формах: налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В процессуальной науке и правоприменительной практике институт свидетельских показаний имеет особую значимость, однако в нормах НК РФ по-прежнему находит лишь поверхностное отражение. Это подтверждается, в частности, отсутствием в статье 90 НК РФ указания на процедуру вызова свидетеля. Вместе с тем в письме ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России N АС-4-2/12837) указано, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Однако до сих пор не разрешен вопрос о том, кто из должностных лиц уполномочен на подписание такой повестки.
В письме ФНС России N АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:
- о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
- о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- о месте проведения допроса.
В соответствии с комментируемой статьей свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Первоочередным является определение понятия «информация». В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ N 149) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также отмечаем необходимость разграничения между собой понятий «свидетель» и «показания свидетеля» («свидетельские показания»).
Свидетель с доказательственной точки зрения является источником сведений о фактах, то есть источником доказательств. В то же время свидетель выступает в качестве личности, обладающей определенным правовым статусом, что позволяет признавать такового в качестве лица, участвующего в силу прямого указания НК РФ в мероприятиях налогового контроля. В свою очередь, показания свидетеля — это устное сообщение юридически незаинтересованным лицом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля, о которых оно осведомлено. В отличие от процессуальных кодексов НК РФ не устанавливает обязанность свидетеля указать источник своей осведомленности, что в полной мере соответствует легальному определению понятия «информация» из ФЗ N 149. Допрос свидетелей является единственным законным способом получения свидетельских показаний. НК РФ четко указывает на необходимость занесения показаний свидетеля в протокол, форма которого приведена в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.
В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил две группы лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.
К первой группе относятся лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Такой подход является общеправовым и нашел свое отражение в судебной практике еще до принятия и введения в действие первой части НК РФ. Так, в приговоре Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 1997 года по уголовному делу Л.Д. Шмидт отмечается: «…Судебная коллегия отмечает, что показания малолетнего (пятилетнего. — Прим. автора) сына не могут быть использованы для обоснования виновности его матери по смыслу части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Даже если бы М.А. Пасько разъяснялось его право не свидетельствовать против Л.Д. Шмидт, чего в данном случае сделано не было, его малолетство лишило его возможности воспользоваться своим конституционным правом хранить молчание и даже осознать такое право. Таким образом, Судебная коллегия считает использование против близкого родственника показаний малолетнего свидетеля недопустимым с правовой точки зрения, что служит дополнительным аргументом для признания показаний М.А. Пасько не имеющими юридической силы».
Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям:
- получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей;
- полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц.
Вызвали в налоговую физическое лицо
Повестка, как правило, направляется свидетелю за 1 – 2 недели до даты допроса. Это время следует использовать для подготовки к беседе с сотрудниками ФНС.
Обычно инспектор задает следующие вопросы:
- По какому принципу производится выбор контрагентов?
- Кто ответственный за подписание договоров?
- Какой товар поставлялся контрагентам и каким образом он передавался?
- В чем заключаются служебные обязанности допрашиваемого свидетеля?
Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.
Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:
- Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Важность допроса трудно переоценить как проверяемому налогоплательщику, так и инспекторам.
От результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку, который составляет 1000 руб.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.
Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).
Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.
Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.
Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, то лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В этих случаях предварительная консультация налоговых у юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
Нежелательно отвечать на вопросы: «не помню», «не знаю», «забыл».
Правильнее говорить: «необходимо уточнить», «нужно посмотреть документы», «могу позднее предоставить информацию, так как сейчас не готов ответить».
На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В нашей практике имел место быть случай, когда инспектор умышленно изменял суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражал это в протоколе. Этот же инспектор на замечания свидетеля сделал вид, что вносит изменения в протокол применительно к конкретному ответу, который потребовал изменить свидетель. По всей видимости, инспектор надеялся на невнимательность свидетеля, который не заметит, что изменений нет. Но, бдительный свидетель и здесь заметил подвох и уже более настойчиво просил внести изменения в протокол, после чего инспектор отразил информацию так, как её сообщил свидетель.
Также в практике были случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.
Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос.
На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.
Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует (сидите, мол, и слушайте, только не мешайте), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить «простого юриста».
Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.
Убедительные разъяснения положений действующего законодательства помогают редко.
Ярость и пыл таких горе-сотрудников налоговой службы помогают укротить только заранее заготовленные распечатки двух писем ФНС РФ (от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@), в которых прямо указано на возможность участия юриста в процедуре допроса.
Присутствие юриста призвано избежать некорректного и неправильного отражения в протоколе допроса показаний свидетеля, исключить двусмысленность и противоречивость.
Юристу не запрещено в ходе допроса разъяснять свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос.
При этом, важно помнить, что пришедший юрист – это не свидетель и он не может самостоятельно отвечать на вопросы.
Присутствие юриста также дисциплинирует инспекторов при допросе, исключает возможность оказания психологического воздействия, угроз и запугиваний.
С другой стороны все правила о присутствии юриста работают, если того хочет свидетель.
Желание проверяемого налогоплательщика обеспечить участие своего юриста на процедуре допроса свидетеля не препятствует инспектору провести допрос. О том, что участие проверяемого лица при проведении допроса не предусмотрено, разъясняется в соответствующих письмах Минфина России (от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156).
Какие задаются вопросы?
Если человека вызвали в налоговую на допрос, то часто он начинает волноваться и паниковать. Не следует нервничать, если гражданин уверен в своей невиновности. Не возникает необходимости давать показания против себя или членов своей семьи.
Наиболее популярными вопросами, задаваемыми налоговым инспектором, являются следующие:
- почему и когда был выбран компанией тот или иной контрагент;
- на каких условиях фирмы сотрудничали;
- откуда у организации появилась информация о потенциальном партнере;
- кем подписывались те или иные контракты и бланки;
- какие товары поставлялись поставщиками;
- какие услуги фактически были оказаны по тому или иному соглашению;
- как перевозились и в каких условиях хранились товары.
Никаких личных вопросов представители ФНС задавать не имеют права. Граждане должны отвечать на все вопросы кратко и достоверно. Если они не знают ответов, то необходимо сообщать об этом налоговым инспекторам.
Кого на допрос в налоговую вызвать нельзя
Налоговое законодательство содержит весьма ограниченный перечень лиц, которые не могут быть вызваны в налоговый орган для дачи свидетельских показаний. Полный список приведен в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут быть допрошены в качестве свидетеля:
1) малолетние (до 14 лет) либо лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны давать показания;
2) лица, получившие информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. В качестве примера в НК РФ приводятся адвокат и аудитор.
Письмом Федеральной нотариальной палаты от 12.07.2013 № 1534/06-07 «О вызове налоговыми органами нотариусов в качестве свидетелей» также сделан вывод о неправомерности допроса нотариусов. Подтверждением данной позиции может служить ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1), согласно которой нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Только суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Также закрепленный в ст. 90 НК РФ перечень можно дополнить:
- врачами, т. к. согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей и
- священнослужителями, ввиду охраняемой законом тайны исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125‑ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Но последних нельзя допрашивать только по строго определенным вопросам (врачей – касательно сведений, составляющих врачебную тайну; священнослужителей – сведений, ставших известными в ходе исповеди).
Как себя вести на налоговой комиссии
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
Место проведения допроса
Как правило, допрос свидетеля проводится на территории налоговой инспекции. Но при необходимости он может быть проведен и в месте нахождения допрашиваемого (например, по месту работы или в лечебном учреждении).
Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.
На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.
Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его допросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.
Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции. Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной. Но это все редкость.
Возможен допрос на территории проверяемого предприятия.
Вызовы на допрос свидетеля. С кем пойти и что говорить
Часто незнанием подобных обстоятельств пользуются мошенники. Злоумышленники звонят интересующим их людям и представляются налоговыми инспекторами. Цель беседы – получение значимой информации. В дальнейшем данные могут использовать против самого человека или компании, которую он представляет. От подобного формата бесед лучше отказаться. Риски велики.
Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации. ## Как проходит допрос? Допрашивать вас будет один или несколько инспекторов. Сначала проверят вашу личность, а затем начнут задавать вопросы о деятельности проверяемой организации.
Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации. ## Как проходит допрос? Допрашивать вас будет один или несколько инспекторов. Сначала проверят вашу личность, а затем начнут задавать вопросы о деятельности проверяемой организации.
Налоговики привлекают к участию в комиссии представителей Прокуратуры, Пенсионного фонда, Инспекции труда. Чем серьезнее вопрос, тем больше представителей госорганов.