Как внести изменения в конструкцию автомобиля?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как внести изменения в конструкцию автомобиля?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не провести официальную регистрацию автомобиля после тюнинга, то вам грозит выплата штрафа. В первый раз собственник автомобиля должен оплатить сумму в размере 500 рублей, для юридических лиц 30 000 рублей. За повторное нарушение закона нужно оплатить уже пять тысяч рублей физическому лицу или даже лишиться водительских прав на срок около двух месяцев соответственно. Инспектор выписывает вам документ, по которому вы должны в короткий срок полностью снять все изменения – на данную процедуру дается около 10 дней. Можно не снимать тюнинг, а просто пройти регистрацию, здесь уже каждый выбирает удобный для него способ. Если не последовать предписанию, сотрудник ГИБДД снимает с регистрации машину, и она отправляется на стоянку.
Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний
Обозначение: | ГОСТ Р 59889-2021 |
---|---|
Статус: | принят |
Тип: | ГОСТ Р |
Название русское: | Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний |
Название английское: | Road vehicles. Modification of the design of vehicles in use. Technical requirements, technical control and test methods |
Дата актуализации текста: | 01.06.2022 |
Дата актуализации описания: | 01.06.2022 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 28.12.2021 |
Дата введения в действие: | 01.01.2023 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства (ТС) категорий L, М, N, О (см. [1]), находящиеся в эксплуатации, и устанавливает требования к ТС и методы проведения проверки соответствия этим требованиям ТС при внесении изменений в их конструкцию |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Дорожно-транспортная техника → Дорожно-транспортные средства в целом |
Этап 1. Предварительная экспертиза
Предварительная техническая экспертиза проводится в испытательной лаборатории. По результатам этой экспертизы водитель должен получить заключение на предмет возможности внесения изменений, которое должно содержать:
- данные уполномоченной организации;
- дату оформления и номер;
- данные транспортного средства;
- предполагаемые изменения конструкции ТС;
- оценку возможности таких изменений;
- описание работ для внесения изменений и требования к используемым компонентам;
- вывод о том, что ТС будет соответствовать требованиям безопасности после переделок;
- список проверок, которые будут проводиться после изменения конструкции.
Этап 4. Получение протокола проверки безопасности конструкции
На данном этапе нужно еще раз обратиться в уполномоченную организацию (испытательную лабораторию) для получения протокола проверки безопасности конструкции ТС.
Протокол должен содержать следующую информацию:
- данные уполномоченной организации;
- дату оформления и номер;
- данные транспортного средства;
- подтверждение обязательной сертификации или декларирования соответствия для установленного оборудования;
- подтверждение выполнения требований приложения №9 к ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств»;
- при установке ГБО — подтверждение наличия паспортов на каждый баллон;
- итоги проверки изменений конструкции;
- вывод о том, что безопасность ТС соответствует требованиям законодательства.
Что относится к внесению изменений в конструкцию ТС
Под изменением конструкции ТС подразумевается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на уровень обеспечения безопасности дорожного движения.
Любая попытка установить на свое авто не предусмотренное заводом изготовителем оборудование или агрегат потребует соответствующего оформления.
Приведем несколько распространенных примеров.
Как оформить внесение изменений в конструкцию автомобиля
Регистрация конструктивных изменений ТС осуществляется в несколько этапов:
- Для начала потребуется провести предварительную экспертизу, результатом которой станет заключение о возможности или невозможности установки требуемых элементов. Данный документ может выдать только аккредитованная организация. Список таких организаций находится на сайте ЕЭК (Единой Экономической Комиссии).
- Получив на руки заключение предварительной технической экспертизы автовладелец обращается с заявлением в ГИБДД. Транспортное средство на момент обращения должно стоять на учете в госавтоинспекции.
- Осуществить переоборудование автомобиля. В зависимости от формулировки в заключении переоборудование осуществляется в сертифицированном на проведение подобных работ сервисе, либо, если экспертиза это допускает, самостоятельно.
- Проведение техосмотра на ПТО и составление диагностической карты.
- Составление протокола технической экспертизы после внесения конструктивных изменений. Осуществляется той же организацией которая выдала предварительное заключение.
- Получение свидетельства в ГИБДД. После всех этапов на основании поданных документов выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с оформленными изменениями.
Как проходит переоборудование
При наличии разрешения на переоборудование водитель имеет право внести нужные изменения в конструкцию своей машины. Перед проведением работ понадобится согласовать процедуру в специальной организации, этот вопрос решается в ГИБДД, сотрудники которого также могут разрешить автовладельцу поменять конструкцию самостоятельно. Специалисты, занимающиеся проведением работ, заполняют специальную декларацию, образец которой можно посмотреть в Письме МВД РФ.
Также им понадобится предоставить копии на сертификаты соответствия, подтверждающие подлинность запчастей и деталей, требуемых для переоборудования машины. После проведения работ машину дополнительно проверяют на соответствие правилам безопасности и при отсутствии проблем выдают диагностическую карту. Затем владелец авто должен получить протокол о прохождении технической экспертизы, предоставив все нужные для проверки документы.
Разрешение на переоборудование автомобиля
Документы на переоборудование, порядок процедур и взаимодействие с госструктурами кого угодно способно запутать. Прежде чем браться за это непростое дело, вы должны изучить кучу нормативных актов, разобраться в тонкостях и нюансах и найти для этого всего достаточно свободного времени.
Для начала вы должны получить заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства. Отвозите авто в аккредитованную испытательную лабораторию и ждете заключения экспертов. Лаборатория должна быть в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС.
Если решите доверить все нам, присылаете в центр в электронной форме документы и фотографии машины. Мы получим заключение переоборудования за несколько часов и вышлем по почте или курьерской службой.
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
4 Установка на грузовые автомобили грузоподъемных бортов, лебедок и гидравлических подъемников для самостоятельной погрузки и разгруз-ки грузов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
4.4 Стрела гидравлического подъемника должна надежно фиксироваться от смещения при движении автомобиля |
Экспертиза конструкции |
— |
Стрела гидравлического подъемника фиксируется ненадежно от смещения при движении автомобиля |
4.5 Грузоподъемный борт не должен иметь травмоопасных выступов (в соответствии с требованиями [4]) |
Экспертиза конструкции |
Комплект радиусных шаблонов 2.5 мм |
Грузоподъемный борт имеет травмоопасные выступы (в соответствии с требованиями [4]) |
|
4.6 Лебедка не должна выступать за переднюю плоскость переднего бампера. Допускается выступание лебедки в случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом |
Экспертиза конструкции |
Комплект радиусных шаблонов 2.5 мм |
Лебедка выступает за переднюю плоскость переднего бампера |
|
4.7 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3] |
В соответствии с ГОСТ 33670—2015 (пункт А.8 приложения А) |
Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3] |
||
5 Установка на автомобили (в т. ч. в салоне легкового автомобиля) и прицепы специального несъемного оборудования, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
5.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС |
Измерение массы, экспертиза документации |
Весы автомобильные |
Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/ или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС |
5.2 Габаритная ширина ТС не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м), а высота — 4,0 м |
Линейные измерения |
Рулетка |
Габаритная ширина превышает 2,55 м. Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м. Габаритная высота превышает 4,0 м |
со
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
7 Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов-фургонов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС, для размещения мастерских, перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров (за ис-ключением кузовов-фургонов, специально предназначенных для перевозки людей) |
7.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС |
Измерение массы, экспертиза документации |
Весы автомобильные |
Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/ или изменение координат центра масс превышают пределы, установленные изготовителем ТС |
7.2 Габаритная ширина кузова-фургона должна быть не более ширины бортового кузова автомобиля, но не более 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м). Габаритная высота автомобиля-фургона не должна быть более 4,0 м от поверхности дороги |
Линейные измерения |
Рулетка |
Габаритная ширина превышает ширину бортового кузова автомобиля и/или более 2,55 м. Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м. Габаритная высота превышает 4,0 м |
|
7.3 Кузов-фургон должен надежно крепиться к раме автомобиля крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова того же автомобиля, изготовленного в условиях серийного производства, той же или большей технически допустимой максимальной массы |
Экспертиза конструкции |
Кузов-фургон не закреплен или закреплен ненадежно |
||
7.4 Дверь фургона должна быть расположена сзади или справа по ходу движения автомобиля. Распашная боковая дверь фургона должна открываться слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери не должны выступать за боковой габарит автомобиля |
Экспертиза конструкции |
Распашная боковая дверь фургона не открывается слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери выступают за боковой габарит автомобиля |
Процедура регистрации изменений в конструкции ТС
На основании постановления «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию ТС» от 6 апреля 2019 года (вступило в силу 1 июня 2019 года), регламентирующего порядок регистрации изменений, следует последовательно выполнить несколько этапов:
- Перед тем, как установить на авто дополнительное оборудование, владелец обязан обратиться в независимую экспертную организацию, где специалисты дадут заключение о возможности использования этого оборудования без последствий. Перечень аккредитованных организаций, которые имеют право на проведение экспертиз, есть на сайте ЕЭК.
- Затем следует обратиться в ГИБДД за специальным разрешением, дающим право на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Для этого в Госавтоинспекцию нужно представить:
- заявление на разрешение с указанием паспортных данных владельца, регистрационных данных авто и планируемых изменений;
- паспорт владельца ТС;
- предварительное заключение экспертной организации.
По каким причинам могут отказать в регистрации
Согласно постановлению правительства, регулирующему порядок внесения изменений в конструкцию ТС, существует определенный перечень причин, ссылаясь на которые владельцу тюнингованной автомашины могут отказать в регистрации произведенной реконструкции. В предоставлении свидетельства соответствия откажут, если:
- отсутствует экспертное разрешение на право установки дополнительного оборудования;
- лаборатория, осуществившая выдачу экспертного заключения не имеет аккредитации на право ведения подобного рода деятельности и не зарегистрирована в едином реестре;
- планируемая переделка нарушает правила Таможенного Союза;
- изменения могут затронуть идентификационный номер автомобиля;
- значительные изменения произойдут в показателях максимальной разрешенной массы ТС или длине его базы;
- при замене двигателя показатели его мощности и крутящего момента будут превышать предусмотренное производителем значение более чем на четверть;
- экспертная комиссия отказала в разрешении на проведение модернизации автомобиля.
Для автолюбителей, осуществивших модификацию ТС до вступления в силу новых правил, а именно, до 2015 года, действуют те же правила регистрации, что и для только что решивших произвести тюнинг автовладельцев. Снятие дополнительного оборудования пред процедурой проведения экспертной комиссии и регистрацией — не требуется.
Наказание за использование транспортного средства с незарегистрированными конструктивными изменениями
Передвижение по дорогам общего пользования в автомобилях, имеющих конструктивные изменения, не предусмотренные изготовителем, не получивших разрешение соответствующих экспертных комиссий и не зарегистрированных в ГИБДД – запрещено. В случае нарушения, сотрудник автоинспекции может наложить на автовладельца штраф в размере 500 рублей и выписать предписание на устранение неисправностей (согласно ПДД, конструктивные изменения ТС являются неисправностями, мешающими эксплуатации автомобиля, и подлежат устранению).
В случае повторного нарушения правил, зарегистрированного в течение года с момента первичного правонарушения, сумма штрафа увеличится в трехкратном размере, авто может быть помещено на штрафстоянку, и, самое главное, возможно аннулирование регистрации ТС в ГИБДД без права последующего восстановления до устранения причины наложения санкций. Причем узнать об этом водитель может в тот момент, когда его остановит автоинспектор и проверит автомобиль по единой базе данных (то есть, никаких уведомлений о данном действии со стороны ГИБДД не предусмотрено).
Связано ужесточение правил использования ТС с внесенными конструктивными изменениями, прежде всего, с попыткой упорядочить передвижение по дорогам общего пользования автотранспорта, эксплуатация которого представляет опасность для остальных участников дорожного движения. В первую очередь это касается любителей стритрейсинга, устанавливающих на ТС форсированные движки, владельцев заниженных авто с увеличенными колесными арками, автомобилей с использованием нештатной оптики (установка ксеноновых фар, ламп накаливания большей мощности) и глухой тонировкой стекол. Но по факту, пересмотр законодательства затронет практически 70% автолюбителей, внесших какие бы то ни было коррективы в свое средство передвижения, его конструкцией не предусмотренные.
На данный момент, четко прописанных правил, по которым автоинспекторы могут взимать штрафы с владельцев тюнингованных авто, не существует, однако, при проведении соответствующих рейдов, при нарушении других правил дорожного движения, отсутствие документально оформленных конструктивных изменений ТС станет достаточным основанием для наложения денежного штрафа с последующим применением более жестких мер наказания. Кроме того, пройти техосмотр без регистрации конструктивных изменений ТС по новым правилам становится проблематично. Поэтому, дабы избежать проблем с законом, при доработке собственного автомобиля стоит заранее продумать и принять меры по легализации и документальному утверждению всех предполагаемых изменений его конструкции и внешнего вида.
Ответственность за незарегистрированные изменения
За отказ от регистрации конструктивных изменений собственник машины будет наказан, как за вождение неисправного ТС. Это административное правонарушение. Все предусмотренные за него виды наказания представлены в ст. 12.5 КоАП.
Самое меньшее – это предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Такой вариант возможен, если изменения в конструкции несущественно влияют на безопасность ТС. Это установка фаркопа, “кенгурятника”, замена дисков и прочая, в нашем понимании, мелочь. За доработанную тормозную систему, рулевое управление указанный штраф будет наложен без предупреждения.
За нестандартные фары головного света можно лишиться прав на полгода-год. А за устройства подачи спецсигналов или имитацию цветографических схем оперативных служб – на полтора. За тюнинг под такси предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.
Прицепы везут в лабораторию
Рассматривая очередного «монстра» на дороге с так называемыми кенгурятниками, далеко выступающими подножками, целой люстрой мощных прожекторов на крыше и огромными колесами явно не заводской модификации, часто задаешь себе вопрос: как такой автомобиль удалось зарегистрировать в ГАИ? Чтобы было все законно, необходимо легализовать свои переделки. В этом автоэнтузиастам часто помогает научно-исследовательская лаборатория транспортных средств филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт». Лаборатория занимается сертификацией в рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Как рассказал заведующий лабораторией эксперт-аудитор Олег Сонич, в 2015 году был введен технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому сегодня проводится сертификация, переоборудование и испытания. В составе организации действует специализированный испытательный центр «Белавтосертика». Руководит им Юрий Курильчик. Он рассказал, что существует такое понятие, как «единичное транспортное средство». Это и есть все то, что наши автолюбители создают собственными руками в домашних условиях.
Как отмечает Юрий Владимирович, с самодельными автомобилями испытательный центр пока не сталкивался. Но со всевозможными прицепами приходится работать достаточно часто — автолюбители изготавливают их для перевозки грузов, лодок, катеров, мотоциклов, квадроциклов и т.д. Привозят для испытаний и переоборудованные на разный лад прицепы-дачи, или кемперы. Сразу поставить их на учет в МРЭО не получится — там попросят свидетельство о безопасности конструкции, хотя до 2015 года это решалось при помощи ГАИ, которая в необходимых случаях выдавала направление для обращения в испытательный центр.
С введением Технического регламента Таможенного союза в 2015 году физические лица, изготовившие прицеп или автомобиль, имеют право напрямую обращаться в лабораторию с целью получения свидетельства о безопасности конструкции. После осмотра и необходимых испытаний транспортного средства для идентификации ему присваивается индивидуальный VIN-код. С полученным свидетельством владелец уже сможет обращаться в МРЭО ГАИ для регистрации. Что касается стоимости услуг, выдача свидетельства о безопасности конструкции для прицепов массой до 750 кг составляет 358 рублей. В эту сумму включается стоимость всех необходимых испытаний, нанесение VIN-кода и оформление. Что касается тюнинга, то, как правило, ГАИ самостоятельно принимает решение о том, соответствует определенная переделка требованиям безопасности или нет. Однако в самых спорных ситуациях, как отметил Олег Сонич, она может направить транспортное средство для экспертизы в лабораторию.