Налог на имущество организаций: изменения с 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций: изменения с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Единые сроки уплаты налогов
Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.
Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).
В какой срок следует оплатить?
Предельный период для уплаты налога региональные власти устанавливают самостоятельно, как прописано в статье 383 НК РФ. Годовая сумма может быть перечислена по истечении отчетного периода или разделена на ежеквартальные платежи.
В большинстве регионов срок оплаты налога на имущество за год установлен с 30 марта по 10 апреля, а ежеквартальный — на протяжении 30-40 дней после окончания отчетного периода. Точные даты для конкретной территории следует уточнить в местной налоговой инспекции.
Получатель налога зависит от характера деятельности предприятия:
- российские организации должны оплатить налог на имущество в местный бюджет по месту нахождения;
- иностранные компании, ведущие деятельность через представительства, — в бюджет по месту постановки представительства на учет;
- иностранные предприятия, определяющие налоговую базу по кадастровой стоимости, — по месту нахождения имущества.
Порядок и срок уплаты налога на имущество организаций
Налог на имущество организация платит в ту налоговую, которая находится по месту нахождения недвижимости. Хотя для крупных налогоплательщиков, у которых недвижимость в разных районах, населенных пунктах и регионах, делают исключение. И они платят налог по месту регистрации головного офиса.
На внесение аванса и полного погашения дается месяц после окончания отчетного периода. В 2023 году даты платежей будут такими:
- полная выплата налога на имущество за 2022 год – 1 марта 2023 года;
- авансовый платеж за 1-й квартал 2023 года – 1 мая 2023 года;
- авансовый платеж за 2-й квартал / полугодие 2023 года – 1 августа 2023 года;
- авансовый платеж за 3-й квартал / 9 месяцев 2023 года – 1 ноября 2023 года;
- полная выплата налога на имущество за 2023 год – 1 марта 2024 года.
Если последний день выпадает на выходной или праздник, то сроки сдвигаются до следующего рабочего дня.
Порядок исчисления и учета налога на имущество организаций
Курсовая работа
Порядок исчисления и учета налога на имущество организаций
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦЙ
.1 Характеристика налога на имущество организаций
.2 Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций
.3.Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УЧЕТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Порядок отражения налога на имущество организаций в бухгалтерском учете
.2 Порядок отражения налога на имущество организаций в налоговом учете
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций
.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки по налогу на имущество организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налог на имущество организаций — это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.
Налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.
Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Выше изложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.
Кроме этого, немаловажен и тот факт, что глава 30 НК РФ, устанавливающая новые правила расчета и уплаты налога на имущество организаций, вступила в действие 1 января 2004 года, существенно изменив некоторые важные положения порядка рассматриваемого вида налогообложения.
Целью данной курсовой работы является изучение методики исчисления, порядка отражения в учете и организации налоговых проверок по налогу на имущество организаций.
Объектом в данной курсовой работе является налог на имущество организаций.
Предметом выступает порядок и методы проведения выездных и камеральных налоговых проверок налога на имущество организаций. Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
изучить методику исчисления налога на имущество организаций
исследовать методы проведения налоговых проверок по налогу на имущество организаций
рассмотреть порядок отражения в учёте и организацию налоговых проверок по налогу на имущество организаций
Методы исследования — чтение и изучение документации, планирование, сравнение.
Для наглядности в работе используются примеры порядка расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, определения авансовых платежей по налогу и среднегодовой стоимости имущества организации для целей налогообложения при различных ситуациях.
исчисление учет налог имущество организация
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Характеристика налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Плательщики налога указаны в схеме 1.1.
Схема 1.1
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признаются:
. движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств — для российских организаций;
. движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств — для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
3. находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности — для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства. признаются объектами налогообложения:
1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. [2]
Законодательный (представительный) орган субъекта при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.
Налоговый и отчётные периоды указаны в таблице 1.1
Таблица 1.1
Налоговый периодОтчетный период1. Календарный годПервый квартал Полугодие 9 месяцев календарного года
Конкретные ставки налога устанавливаются органами представительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу применяется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог на имущество это региональный налог. Он вводится на территории региона (субъект Российской Федерации) законами субъектов Российской Федерации. При этом, закон субъекта Российской Федерации определяет (ст. 372 НК РФ):
Налоговую ставку
Но не более 2,2%, ст. 380 НК РФ;
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:
1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;
2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.
Порядок и сроки уплаты налога
Налоговые льготы (дополнительно, к установленным в ст. 381 НК РФ)
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ). Имущество, которое признается объектом налогообложения определено в ст. 374 НК РФ.
Объектом налогообложения признается не все имущество организации. Объектами налогообложения для российских организаций признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).
Статья 375. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Статья 376. Порядок определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее в настоящей главе — имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения), в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ.
6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
Какой формулой пользоваться для определения налоговой базы
Итак, налоговой базой по имущественному налогу для предприятий выступает среднегодовая стоимость имеющихся объектов, включаемых в расчет.
Среднегодовая стоимость в этом случае определяется по формуле:
НБ = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + … + ОСн) / (Н + 1),
где:
НБ — база по имущественному налогу;
ОС1, ОС2… ОСн — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля и т. д.;
ОСн — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;
Н — то число месяцев, из которых состоит отчетный период.
Если имущество оценено по кадастру, то никаких формул для расчета базы использовать не нужно.
Налоги в 2019 году для юридических лиц
Какое имущество юридических лиц облагается налогом в 2019 году?
К объекту налогообложения можно отнести любое недвижимое имущество (помещения, здания, земельные участки, объекты незавершенного строительства) учтенное на балансе как основное средство.
При этом налог уплачивается, даже если имущество:
- передано во временное владение, пользование, распоряжение другим лицам;
- передано в доверительное управление;
- внесено в совместную деятельность;
- получено по концессионному соглашению.
Облагается ли налогом на имущество организаций в 2019 году движимое имущество? С 1 января 2019 года в законодательство внесены изменения, которые исключают движимое имущество из состава объектов налогообложения. Для того, чтобы определить является ли объект движимым имуществом организациям необходимо:
- Проверить наличие или отсутствие сведений о таком объекте в базе данных ЕГРН.
- Установить есть ли основания, подтверждающие связь объекта с землей или невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимости. Основаниями являются документы технического учета, технической инвентаризации в качестве невидимости, проектная документация на создание объекта.
Организации и имущество, которые не облагаются налогом
Освобождены от уплаты налога на имущество лишь некоторые организации, а именно:
- Плательщики сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в отношении исчерпывающего перечня имущества, которое необходимо для производства, переработки сельхозпродукции и ее реализации (п. 3, ст. 346.1 НК РФ).
- Организации применяющие систему упрощенного налогообложения (УСН), в случае если налоговая база по указанному объекту определяется исходя из его среднегодовой стоимости (п. 2, ст. 346.11 НК РФ).
- Предприниматели плательщики ЕНВД, если имущество используется для ведения предпринимательской деятельности и не включено в перечень объектов недвижимости налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2, ст. 346.11 НК РФ).
Так или иначе, налог на имущество организаций в 2019 году уплачивают даже организации на специальном режиме налогообложения, если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества. Какое недвижимое имущество организаций в 2019 не является объектом налогообложения? Исчерпывающий перечень недвижимого имущества, которое не подлежит налогообложению организаций предусмотрен (п. 4 ст. 374 НК РФ), к нему относятся:
- Земельные участки;
- Водные объекты и другие природные ресурсы (прим. искусственный водоем);
- Объекты культурного наследия федерального значения: памятники истории и культуры;
- Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Ставки налога на имущество
Налоговые ставки закреплены законами субъектов РФ. Они не должны быть больше значений, определенных на федеральном уровне.
Если властью субъекта РФ не определен размер налога, то его находят по максимальной ставке. Такие ставки указаны в НК РФ. В 2016 г. это:
- 2,2 % – все имущество (кроме указанного ниже);
- 1,7 % – недвижимость, по которой производят расчет налога по данным кадастровой стоимости в г. Москве;
- 1,5 % – имущество, по которому считают налог на основе кадастровой стоимости всех субъектов РФ, кроме г. Москвы;
- 1,0 – магистральные трубопроводы, железнодорожные пути общего назначения, линии энергопередач;
- 0% – объекты недвижимости газопроводов магистралей и сооружений, которые являются их неотделимой технологической частью, газодобычи.
С учетом данных ограничений региональные власти определяют налоговые ставки, причем они могут отличаться для разных категорий имущества и предприятий.
Как рассчитать авансовый платеж по налогу на имущество организаций
Для имущества, налог по которому рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости, отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев. В регионах, где отчетные периоды введены, организации в течение года должны перечислять авансовые платежи.
Чтобы рассчитать сумму авансового платежа, надо в общем случае найти среднюю стоимость имущества за отчетный период. Ее определяют по правилам, которые применяются для расчета среднегодовой стоимости. Разница в том, что вместо остаточной стоимости на последнее число периода, нужно прибавить остаточную стоимость на 1-е число следующего месяца.
Поясним на примере. Предположим, остаточная стоимость имущества компании за квартал равнялась значениям, приведенным в таблице 2. Тогда средняя стоимость в отчетном периоде составит 1 425 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000): (3+1)). Обратите внимание, что в формуле участвует значение остаточной стоимости на 1 апреля, а не на 31 марта.
Таблица 2
По состоянию на: | Значение остаточной стоимости (руб.) |
01 января | 1 500 000 |
01 февраля | 1 450 000 |
01 марта | 1 400 000 |
01 апреля | 1 350 000 |
Сумма авансового платежа равна одной четвертой средней стоимости имущества за отчетный период, умноженной на ставку налога. Если предположить, что ставка равна 2,2%, то величина авансового платежа за квартал в нашем примере составит 7 837 руб. (1 425 000 руб. х 2,2%:4).
Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные налоговые льготы и условия их использования. При этом региональные власти вправе установить льготы, аналогичные федеральным, но без предусмотренных по ним ограничений по срокам. Это следует из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ. Действие региональных льгот ограничивается пределами территории соответствующего субъекта РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2007 г. № 03-05-06-01/120).
Для каждой категории льготников могут быть предусмотрены особые условия, которые нужно выполнить, чтобы не платить налог на имущество. Например, в Московской области использование льгот поставлено в зависимость от того, направила организация сэкономленные деньги на определенные цели или нет (гл. 2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ).
Внимание: наличие даже 100-процентных льгот по налогу на имущество не освобождает организацию от обязанности составлять декларации по этому налогу (п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71). При использовании льгот в декларации нужно указать имущество, освобожденное от налогообложения. Несвоевременная подача налоговой декларации является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании декларации, но которая не была уплачена в установленный законом срок. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. При этом общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Если организация пользуется 100-процентной льготой по налогу на имущество, штраф за несвоевременное представление налоговой декларации составит 1000 руб.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).