Как учитывать в бюджетном учреждении в 2024 году неисключительные права на программное обеспечениеъ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать в бюджетном учреждении в 2024 году неисключительные права на программное обеспечениеъ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Покупка Жалюзей Косгу 346 В 2024 Году
Преимущества покупки жалюзей Косгу 346:
- Инновационный дизайн. Жалюзи Косгу 346 имеют современный стильный вид, который подойдет к любому интерьеру и добавит элегантности в ваше помещение.
- Регулировка освещения. С помощью этих жалюзей вы сможете регулировать количество света, позволяя вам создавать комфортные условия для работы или отдыха.
- Защита конфиденциальности. Косгу 346 обеспечивают надежную защиту от наблюдения с улицы, позволяя вам сохранить конфиденциальность внутри помещения.
- Простота в установке и использовании. Жалюзи Косгу 346 легко монтируются на окна и управляются с помощью специальной системы управления.
- Долговечность и надежность. Эти жалюзи изготовлены из высококачественных материалов, что обеспечивает их долгий срок службы и надежность работы.
Заказывая жалюзи Косгу 346 в 2024 году, вы получаете высококачественный продукт, который прослужит вам долгие годы. Не упустите возможность обновить свой интерьер и создать комфортные условия в своем доме или офисе!
Материал | Размеры | Цвета | Тип управления |
---|---|---|---|
Алюминий | Разнообразные размеры | Широкая палитра оттенков | Система управления |
Тема: неисключительные права
Вот понять не можем, когда делать проводки 31.12.2023 или 01.01.2023 по поднятию с 01 забаланса на 111 счет. Одни пишут через 401.30 в межотчетный период, другие — проводками января через 106 счет ( это при условии, что на 401.50 у тебя тоже что-то есть по этому праву). Загадка.
«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2023 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты, питание)
Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).
Необходимые для работы компьютера программы (операционная система Windows) включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию.
Если учреждению переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете 01 по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Списание производите на основе оправдательных документов. Забалансовый учет ведется по простой системе, соответственно для списания необходимо сделать кредитовую проводку.
В течение срока полезного использования расходы, отнесенные на счет 040150226, списываются в состав текущих расходов (040120236) равными долями в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике (как правило, ежемесячно, в размере доли стоимости, исчисленной как частное от деления первоначальной стоимости на количество месяцев эксплуатации).
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Учет обновления программного обеспечения
Если предприятие приобретает программное обеспечение для собственного использования (например, программу 1С:Предприятие или 1С:Зарплата и Управление Персоналом), то исключительные права на этот софт у предприятия не возникают.
В данном случае в учете предприятия не возникает нематериальный актив (НМА), потому что нет передачи исключительных прав на программное обеспечение (согласно ПБУ 14/2007 и п. 3 ст.257 НК РФ).
При покупке 1С у предприятия возникает только лишь право воспользоваться результатами интеллектуальной собственности, причем это право не исключительное. Поэтому в случае приобретения неисключительных (то есть временных) прав на программу, расходы на приобретение права использования программы должны учитываться постепенно в течение срока применения этого софта с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов». То есть сначала на счет 97, а потом отнесением на счета затрат.
Период использования программы обычно указан в документах на передачу неисключительных прав (акт или накладная), но если этот срок не указан, то следует принимать его равным 2 годам (официальным письмом от фирмы 1С рекомендован срок применения их софта два года).
Отражаем в учете право пользования нематериальными активами
Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатьи 352, 353, 452 и 453 КОСГУ не применяются. Кассовые расходы на оплату прав пользования результатами интеллектуальной деятельности относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
При этом финансовый результат отражается субъектом учета в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло первоначальное признание объектов нематериальных активов. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
Требования о том, что учет таких объектов следует вести на забалансовом счете, СГС «Нематериальные активы», инструкции № 157н, 174н[4], Методические рекомендации не содержат. Однако считаем, что учреждение может в своей учетной политике установить особенности учета таких объектов и указать (при необходимости) забалансовый счет, на котором названные объекты будут отражаться.
Как разъяснено в п. 11 Методических рекомендаций, при первом применении СГС «Нематериальные активы» расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 года составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета – прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
Учет расходов на сайт бюджетного учреждения
Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что сайт — это совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам, сетевым адресам.
Для того чтобы разработанный сайт был размещен в сети Интернет, учреждению необходимо оплатить Интернет-провайдеру услуги по хостингу. Под хостингом понимается услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере.
Учреждение, оплатившее разработку сайта по лицензионному договору называется лицензиатом. Активы, полученные в пользование учреждением-лицензиатом, нужно учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения-лицензиата за предоставленное ему право использования сайта, производимые в виде периодических платежей или единовременного фиксированного платежа, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года или расходов будущих периодов. Порядок отнесения расходов учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования учетной политики (п. 66 Инструкции № 157н).
В предмете договора находим фразу, которая звучит так: «Исполнитель обязуется по заданию заказчика создать интернет-сайт и передать Заказчику исключительные права на него, а Заказчик принять его в порядке и на условиях, установленных договором». Ключевые слова в этой фразе: «передать заказчику исключительные права на сайт».
Исключительное право на программу, базу данных или иное произведение, созданное по договору, предметом которого было создание такого произведения по заказу, принадлежит заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное, говорится в п.1 ст.1296 ГК РФ.
Таким образом, если в соответствии с договором разработчик сайта передал исключительные права на сайт учреждению, то этот актив с полной уверенностью можно учитывать на счете 102 00 «Нематериальные активы».
- Отнесены затраты на создание интернет-сайта на расходы будущих периодов:
Дт 0 401 50 226 Кт 0 302 26 730 27 000 руб. - Принят интернет-сайт к забалансовому учету
Дт 01 27 000 руб. - Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года, ежемесячно в течение всего срока использования интернет-сайта (12 000 руб. / 60 мес.)
Дт 0 401 20 226 Кт 0 401 50 226 450 руб.
- Затраты на оплату труда работников учреждения, занятых в разработке элементов товарного знака, и иные затраты, непосредственно связанные с трудом работника.
- Затраты на оплату регистрационных пошлин — за государственную регистрацию (экспертизу) товарного знака и за выдачу свидетельства на него (ст. 1503 ГК РФ).
Появление этого письма связано с поступающими вопросами учреждений, а также для обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с объектами нематериальных активов (объектами прав пользования НМА). Особенно при первом применении этого федерального стандарта.
Расходы, отраженные до даты обязательного применения СГС «Нематериальные активы» (до 01.01.2023) на счете 040150000, на приобретение неисключительных прав срок полезного использования которых на 01.01.2023 не более 12 месяцев (отраженных на забалансовом счете 01) относят на финансовый результат первым рабочим днем года применения стандарта «Нематериальные активы» (разд. 11 Методических рекомендаций).
Затраты на регистрацию исключительного права на товарный знак в сумме расходов на оплату регистрационных пошлин формируют стоимость объекта нефинансовых активов, подлежащего признанию в учете в составе группы НМА, на основании свидетельства на товарный знак.
По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс
- срок действия лицензионного договора;
- срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
- Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
- В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.
- или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
- или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
- или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2023 N 03-03-06/1/11743).
Выдержка из документа: «Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2023 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования (СПИ) которых на 1 января 2023 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы»»
Таким образом, если на 01.01.2023 на счете 401.50 учитываются расходы, связанные с приобретением лицензионного права на РИД, и срок его полезного использования меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2023 года:
Также следует указать Контрагента — правообладателя и Договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в программе по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции № 157н.
С 01.01.2023 неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) — права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на РИД, в том числе неисключительные лицензии на программные продукты, учитываются в соответствии с положениями Стандарта «Нематериальные активы». О первом применении Стандарта к учету неисключительных лицензий на программы читайте в статье экспертов 1С.
- Дебет Х 111 6I 353 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если не было других вложений в формирование ее стоимости;
- Дебет Х 106 3I 353 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если формируется стоимость вложений на счете 106;
- Дебет Х 111 6I 353 Кредит Х 106 3I 353 — принята к учету программа.
На данный код КОСГУ относят операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования. Это права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности.
- срок действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и период контроля над активом;
- ожидаемый срок использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды;
- типичный жизненный цикл для актива и публичная информация об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;
- технологические, технические и другие типы устаревания.
С 01.01.2023 применяются новые подстатьи КОСГУ — 352, 353. А еще их «спутники» — подстатьи 452 и 453 КОСГУ. Предполагалось, что подстатьи 352 и 353 КОСГУ будут применяться для оплаты неисключительных прав пользования. Речь, в частности, о покупке программных продуктов. В итоге получилось несколько иначе.
К примеру, мы покупаем антивирусную программу с установленным сроком использования — 2 года. Покупку отразить по подстатье 352 КОСГУ нельзя. Как и ранее, приобретение программ в пользование мы сейчас отражаем по подстатье 226 КОСГУ. А вот далее нужно поставить программу на учет, т. к. срок ее использования установлен и он больше года. Также по объектам с определенным сроком пользования нужно начислять амортизацию.
Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.
Если условия о признании компьютерной программы в составе нематериальных активов не выполняются, а также если она получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе: расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которую перечисляют единовременно; текущих расходов, если за использование компьютерной программы перечисляют периодические платежи (п. п. 66 и 302 Инструкции № 157н).
Операции по оплату услуг и работ группируются по статье 220 «Оплата работ, услуг». Бухгалтерам следует помнить о том, что обязательным становится разграничение между услугами, которые потребляются учреждением и сотрудниками для их личных нужд, никак не связанных с трудовыми обязанностями. Во втором случае услуги относятся к подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме». С 1 января 2023 года вступают в силу следующие изменения в применении КОСГУ:
- по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
- по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).
Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2023 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.
Новый МРОТ и прожиточный минимум
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне составляет 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. Кроме того, этот показатель влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Региональный МРОТ может быть выше, чем федеральный, но не может быть ниже.
С 1 января 2023 года повысились суммы прожиточного минимума (Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ). В 2023 году он составляет:
- на душу населения — 14 375 рублей;
- для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
- для пенсионеров — 12 363 рубля;
- для детей — 13 944 рубля.
Приобретение Принтера Косгу 2024
-
Высокая скорость печати: Принтер Косгу обеспечивает высокую производительность, что позволяет значительно сократить время на выполнение печатных задач.
-
Качественная печать: Принтер Косгу обеспечивает высокое качество печати с четкими и насыщенными цветами, что особенно важно при печати документов и графических материалов.
-
Надежность и долговечность: Принтер Косгу изготовлен из высококачественных материалов и имеет прочную конструкцию, что обеспечивает его долговечность и надежность.
- Удобство использования: Принтер Косгу имеет интуитивно понятный интерфейс и простое управление, что делает его использование максимально удобным и эффективным.
Приобретение принтера Косгу позволит нам повысить эффективность работы, улучшить качество печати и сократить время на выполнение задач. Компания готова внести соответствующие издержки в бюджет на 2024 год для приобретения принтера Косгу и обеспечения комфортных условий работы сотрудников.
Учет программного обеспечения в 2021 году в казенном учреждении
В 2021 году в казенном учреждении важное место занимает учет программного обеспечения. Технологический прогресс и развитие цифровых технологий привели к резкому увеличению количества используемого программного обеспечения, а также создали необходимость введения новых методов и подходов к его учету и контролю.
На сегодняшний день ведение бюджетного учета программного обеспечения является одной из важных задач для казенного учреждения. Это связано с объемом и стоимостью использования программного обеспечения в рамках его деятельности. Учет программного обеспечения включает в себя контроль за его приобретением, установкой, использованием и обновлением, также необходимо осуществлять контроль за лицензированием программного обеспечения.
Для успешного учета программного обеспечения в 2021 году важно использовать современные информационные системы. Речь идет о специализированных программных продуктах, которые позволяют вести учет и контроль за всеми аспектами использования программного обеспечения. Такие системы позволяют автоматизировать процессы учета и обеспечивают точность данных.
Также важным аспектом учета программного обеспечения в казенном учреждении является обеспечение соблюдения лицензионных прав. В рамках соблюдения лицензионных условий необходимо вести учет всех приобретенных лицензий и следить за их сроками действия. Это позволяет избежать возможных штрафных санкций или проблем с авторскими правами.
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.
Перспективы развития системы учета ПО в бюджетных организациях
С развитием информационных технологий все больше бюджетных организаций внедряют программное обеспечение (ПО) для улучшения своей деятельности. В связи с этим, становится актуальным вопрос учета и контроля за использованием ПО в рамках бюджетных организаций. С 1 января 2024 года, в соответствии с правилами бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, неисключительное право на использование программного обеспечения будет учитываться на специальном счете.
Одной из перспектив развития системы учета ПО в бюджетных организациях является внедрение современных систем учета, а также использование специализированных программ для автоматизации процессов учета ПО. Это позволит повысить эффективность учетного процесса, уменьшить риски ошибок и упростить контроль за использованием ПО.
Другой перспективой развития системы учета ПО является создание единой базы данных о лицензиях, правах и обязательствах по использованию ПО в бюджетных организациях. Это позволит проводить мониторинг использования и обновления ПО, а также контролировать легальность его использования. Такая база данных будет полезной не только для бухгалтерии, но и для технических специалистов, отвечающих за настройку и обновление систем.
Еще одной перспективой развития системы учета ПО в бюджетных организациях является разработка и внедрение правил использования ПО, которые будут учитывать особенности конкретного учреждения. Такие правила могут включать в себя ограничения по установке ПО на рабочие места, контроль за использованием лицензионных копий, обязательное использование антивирусного ПО и т.д. Разработка таких правил позволит эффективно контролировать и управлять использованием ПО в бюджетных организациях.
В целом, развитие системы учета ПО в бюджетных организациях является важным шагом для обеспечения эффективного использования программного обеспечения и соблюдения авторских прав. Внедрение современных систем учета, создание единой базы данных и разработка правил использования ПО позволят более эффективно и контролировать использование ПО в бюджетных организациях и снизить риски нарушения законодательства в этой области.
Отражение программного обеспечения, необходимого для работы ОС, в учете бюджетного и автономного учреждения
– если вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения, то материальный объект никак не может быть использован в деятельности. В таком случае затраты на приобретение прав на необходимое программное обеспечение являются расходами на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства;
Основной отличительной особенностью OEM-версии является то, что по условиям лицензии они не могут быть перенесены на другой персональный компьютер. В этом случае OEM-версия программного обеспечения, установленная на конкретный компьютер, не может функционировать отдельно от него (представляет с ним единое целое). Поэтому стоимость такого программного обеспечения должна быть включена учреждением в первоначальную стоимость приобретенного основного средства.
Можно ли установить лимит стоимости НМА?
Вместо этого, организации могут применять различные методы контроля стоимости НМА с помощью дополнительных мер, таких как:
- Оценка рыночной стоимости — для определения объективной стоимости НМА;
- Организация внутреннего контроля — для избежания необоснованных расходов на приобретение и использование НМА;
- Планирование бюджета — для определения лимитов расходов на НМА и предотвращения их превышения;
- Документирование и учет — для прозрачности и контроля всех операций с НМА;
- Обучение персонала — для повышения осведомленности сотрудников об эффективном использовании НМА.
Важно отметить, что ограничение стоимости НМА может ограничить возможности организации в реализации своих бизнес-целей и получении преимуществ перед конкурентами. Поэтому рекомендуется балансировать необходимость контроля расходов с потребностями организации в развитии и инвестировании в НМА.
Таким образом, организации могут установить собственные меры контроля стоимости НМА, но непосредственное ограничение стоимости не является возможным. Рациональное планирование бюджета, оценка рыночной стоимости, контроль и учет операций с НМА являются основными инструментами для обеспечения эффективного управления данными активами.