Что такое публичный сервитут земельного участка простым языком
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое публичный сервитут земельного участка простым языком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сервитут устанавливается только в случае, когда нет возможности проложить коммуникации или организовать проезд в другом месте, например, если дорога к вашему участку идет исключительно через земли соседей.
Ocнoвныe пpичины для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв
Для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв cyщecтвyeт нecкoлькo ocнoвныx пpичин:
- тpeбyeтcя пpoeзд или пpoxoд к yчacткy зeмли;
- вoзниклa нeoбxoдимocть пpoлoжить кoммyникaции;
- тpeбyeтcя пpoизвecти oбcлyживaниe и peмoнтныe paбoты гaзoвoгo
- oбopyдoвaния, элeктpoceтeй, фacaдa дoмa, вoдoпpoвoдa и т.п.;
- тpeбyeтcя ycтaнoвить кaкoй-либo oбъeкт нa coceднeй зeмлe;
- иныe cлyчaи, кoтopыe нe ocyщecтвлятьcя бeз oбpeмeнeния.
Для peгиcтpaции пyбличныx cepвитyтoв пpeдycмoтpeны cлyчaи иcпoльзoвaниe зeмли гocyдapcтвoм, мyниципaлитeтoм или мecтным нaceлeниeм. Cpeди ниx ocнoвными пpичинaми нaклaдывaния oбpeмeнeния являютcя:
- тpeбyeтcя пpoxoд или пpoeзд чepeз тeppитopию yчacткa чacтнoгo влaдeльцa (нaпpимep, пpoклaдывaниe дopoги oбщeгo знaчeния);
- пpoвeдeниe кoммyникaциoнныx ceтeй oбщecтвeннoгo пoльзoвaния;
пpeдocтaвлeниe влaдeльцeм oбщeгo пoльзoвaния pacпoлoжeнным нa eгo yчacткe гocyдapcтвeннoм oбъeктe (нaпpимep, пpиpoдный иcтoчник); - тpeбyютcя пocлeдoвaтeльныe paбoты, кoтopыe нeoбxoдимo пpoвecти нa чacтнoм yчacткe;
- пpи pacпoлoжeнии нaдeлa oкoлo пpибpeжнoй зoны нeoбxoдимo cдeлaть чepeз нeгo пpoxoд к вoдe;
- пpи пpoвeдeнии paбoт гeoдeзичecкoгo xapaктepa, пpoклaдывaнии мeжи, тpeбyeтcя paзмecтить знaки paбoт;
- для пoлyчeния paзpeшeния нa выпac или пpoгoн cкoтa.
Какие есть виды сервитутов?
В зависимости от лиц, в чью пользу переходит право ограниченного пользования землей, существует два вида сервитута:
-
Частный сервитут – устанавливается в интересах одного или нескольких человек. Например, когда коммуникации к дому можно проложить только через участок соседей, можно договориться с ними и заключить соглашение о сервитуте.
-
Публичный сервитут – устанавливается в интересах государства, муниципалитета или местного населения. Например, собственника могут обязать обеспечить людям проход, если единственная дорога пролегает через его участок. Также государству может понадобиться частная земля для прокладки коммуникаций или расширения автодороги.
По каким основаниям можно прекратить действие сервитута?
Обычно сервитут прекращает свое действие по истечении срока соглашения или если в нем пропадает необходимость. Например, если сервитут был нужен для монтажа электросетей через участок соседа, а работы завершились раньше оговоренного срока. В этом случае собственник земли может потребовать досрочного прекращения сервитута.
Также действуют следующие основания прекращения сервитута, которые не связаны с истечением срока соглашения:
- Государственный или муниципальный орган приняли решение об отмене публичного сервитута;
- Стороны заключили дополнительное соглашение о прекращении частного сервитута;
- Обремененный участок не может использоваться по целевому назначению, и собственник оспорил его дальнейшее действие в суде.
Важно понимать, что как установление сервитута, так и его окончание, нужно регистрировать в Росреестре с внесением соответствующей записи в ЕГРН.
Могут ли публичный сервитут установить без согласия собственника?
В гражданском кодексе четко написано, что право собственности нам дается для того, чтобы мы могли свободно распоряжаться своей вещью. Что касается земельного участка – то у него есть целевое назначение и виды разрешенного использования (земли сельхоз назначения, земли населенных пунктов, земли запаса и т.д. подробнее здесь). Каждый собственник вправе распоряжаться участком, но с учетом интересов других лиц. Чтобы установить публичный сервитут органы власти обязательно уведомляют об этом собственника участка. Если собственник не согласен – тогда сервитут в отношении земельного участка может быть установлен через судебные инстанции. Суд принимает решение в чью-либо пользу исходя из обоснованности сервитута и из того, насколько сервитут ограничивает право собственника пользоваться своим участком. Но, как правило, при установлении публичного сервитута до суда дело не доходит, все вопросы решаются в административном порядке. А вот при необходимости установки частного сервитута в отношении земельного участка, судебные споры возникают часто.
Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме
На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.
Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная. Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде. Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.
В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.
Как регулируются публичные обременения
Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.
Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.
Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).
В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.
Собственник земельного участка должен знать в первую очередь, что установление публичного сервитута, независимо от целей, не может лишить его права на владение наделом. После обременения никто не получит возможность распоряжаться даже частью участка, указанной в документах. Предусматривается лишь частичное пользование в конкретных целях. В случае отсутствия возражений законного владельца составляется договор на основе подачи следующих документов:
- Публичный сервитут предполагает наличие нормативно-правового акта от органов властей, частный ― соглашения сторон.
- Правильно заполненное заявление для регистрации.
- Указанные паспортные данные заявителя и оригинал паспорта.
- Весь пакет документов на земельный участок, включающий сведения из кадастра и подтверждающие право собственности.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
- При оформлении договора публичного сервитута та организация, что требует обременения, предоставляет свои уставные документы.
- Если организацию или частного заявителя будет представлять третье лицо, для подтверждения этого права потребуется нотариальная доверенность на представительство.
В случае возражений владельца против решения властей по личным или другим причинам он имеет право подать иск. Для начала нужно проанализировать нормативные документы с целью выявления в них достаточных причин на установление сервитута. Например, обременение всего участка, а не части его возможно только в случае доказательств крайней необходимости. Оспорив такие доказательства и предложив иные варианты решения, владелец может в суде выиграть иск. Чтобы избежать судебных тяжб, лучше принимать решение об установлении частичного пользования с учетом интересов собственника.
Суд может назначить дополнительную экспертизу, для которой заявитель должен будет предоставить всю документацию в пользу необходимости назначения публичного сервитута.
Что касается платы за использование части земельного надела, она рассчитывается исходя из разницы рыночной стоимости участка до и после его обременения. Выплачиваться может как одноразово, так и производиться периодическими выплатами.
Сервитут. Публичный или частный?
А что такое публичный сервитут? в каких случаях устанавливают публичный сервитут, а в каких простой?
Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.
- по соглашению между собственником участка и соседями — частный;
- по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо — публичный.
Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка. В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается — спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.
Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.
Публичный же сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Цели установления публичного сервитута различны. Например:
- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
- проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.
В Земельном кодексе содержится целая глава — V.7 об установлении публичного сервитута, в которая отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута. Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.
Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.
В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.
Многие граждане, не знают, как применяется публичный сервитут на земельный участок: что это такое. Итак, это понятие подразумевает передачу права использования земли местными органами. Важно учесть, что этот термин обозначает лишь то, что будут переданы права на использование участка. Лица, которые будут использовать выделенную землю не смогут её продать или обменять, так как фактически в документах они не будут числиться в качестве собственников.
Передача прав на использование участка может быть необходима в следующих случаях:
- земельный участок нужен для государственных нужд. Если мы будем рассматривать такое понятие как частный сервитут и сравнивать с публичным, то заметим явные отличия. В первом случае будут удовлетворены нужды небольшой группы людей, во втором же это большие масштабы и чаще всего муниципального уровня.
- передача прав на участок оформляется в строгом соответствие с законом. В зависимости от масштаба: муниципальный или федеральный и применяются соответствующие законодательные положения. В оформляемых документах должна быть четко обозначена вся информация: границы участка, срок на который будет применяться право использования, срок окончания. Важным пунктом, который должен быть указан является и цель использования надела.
- решение о том, можно ли определенный участок передать во временное использование другим лицам, принимается исключительно только после рассмотрения всех нюансов и законодательных актов публичными органами.
Слушания также должны осуществляться в строгом соответствие с законом и должны соблюдаться все предписанные этапы. Далее собирается комиссия и определяется итоговое решение.
Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
Сервитут может быть установлен:
- по взаимному согласию собственника участка и другого частного лица;
- по решению органов местного самоуправления, федеральных или муниципальных исполнительных органов;
- по решению суда.
В первом случае сервитут устанавливается по договоренности сторон. При этом составляется соглашение о сервитуте. В нем прописывается:
- перечень лиц, которые получают право ограниченного использования земли;
- срок публичного сервитута;
- размер вознаграждения собственнику;
- условия пользования территорией (например, перечень допустимых работ, границы использования земли, временные ограничения т.д.).
Публичный сервитут – что это такое
Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.
Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка. Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.
Сервитут подразделяется на два вида:
- Простой. Заключается между частными лицами.
- Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.
Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.
Публичный сервитут вводится для:
- Прогона скота на пастбище или водопой.
- Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
- Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
- Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
- Проведения дренажных работ.
Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения. Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков. В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.
Смысл и регулирование по закону
Публичный сервитут — это специфическая возможность эксплуатировать чужой земельный участок. Центральный закон, который регулирует режим публичного сервитута — Земельный Кодекс РФ. Помимо земельного законодательства, в основе регулирования лежит также Гражданский Кодекс РФ.
Согласно ст. 274 ГК РФ, собственник определенного участка земли вправе требовать от владельца соседнего участка пользования территорией. Такая ситуация востребована в случаях, когда хозяин участка отгорожен от внешнего мира другими соседями, а проезжать и использовать инженерные сети необходимо. Путем установки сервитута собственник гарантирует себе «тропинку» от своей территории к местам общего использования (дорогам, сооружениям, коммуникациям и другим благам).
Практикой предусмотрено два вида сервитута: частного и публичного. Частный тип устанавливается по земельному соглашению заинтересованных сторон. Но бывают ситуации, когда разногласия между хозяевами земли никак не решаются. Тогда в дело вступает государство или органы местного самоуправления.
Основные признаки публичного сервитута:
- отсутствие «сильной» стороны;
- пользование неопределенным кругом лиц;
- участие органов власти в оформлении.
Публичный сервитут на землю не оформляется в пользу конкретных лиц. Он доступен всем. Это общий режим пользования.