Отзывы студентов о нашей работе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отзывы студентов о нашей работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения
Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:
- Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
- Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
- Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
Наименование нормативно-правового документа | Номер документа | Описание |
Таможенный кодекс | Статья 111 | Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации |
Статья 131 | Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы | |
Статья 134 | В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки | |
Статья 135 | Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой | |
Статья 136 | Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором |
Цели таможенного контроля
Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.
Цели таможенного контроля:
- Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
- Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
- Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
- Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
- Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.
Зона таможенного контроля
Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).
В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.
Регулирующее законодательство
Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.
Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».
Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).
Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.
В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:
- упрощение таможенных процедур для бизнеса;
- перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
- применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
- минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.
Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.
Представление необходимых бумаг и сведений
Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:
- Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
- органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
- иные уполномоченные организации.
ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:
- справка о наличии счетов;
- заверенные копии контрактов (договоров);
- заверенные копии паспортов сделок;
- ведомости банковского контроля;
- заверенные копии подтверждающих документов;
- заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- выписки по операциям на счетах;
- заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.
Представление необходимых бумаг и сведений
Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:
- Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
- органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
- иные уполномоченные организации.
ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:
- справка о наличии счетов;
- заверенные копии контрактов (договоров);
- заверенные копии паспортов сделок;
- ведомости банковского контроля;
- заверенные копии подтверждающих документов;
- заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- выписки по операциям на счетах;
- заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.
Срок таможенной проверки
Плановые проверки по установленному графику проводятся не более 1 раза в год и только в отношении определенных субъектов предпринимательской деятельности, а не поголовно к каждому предпринимателю.
- Плановые выездные проверки экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.
- Внеплановые выездные таможенные проверки могут быть осуществлены по жалобе конкурента или гражданина, срок наступления таковой в большем виде зависит от случая обращения в таможенный орган с жалобой на определенное событие.
- Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении
Срок выездной проверки не может быть более 2 месяцев. Этот срок может быть продлен решением таможенного органа, но не более чем на 1 месяц.
Сроки задержания товаров при проведении таможенного контроля – 1 месяц. Однако скоропортящиеся товары и документы на них могут задерживаться на срок не более суток. При этом срок хранения товара исчисляется с момента задержания.
Выездная проверка: как это происходит
Наравне с вышеописанной процедурой существует ещё одна общепринятая мера по пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Это выездная таможенная проверка. Исходя из названия, можно сделать вывод, что её основное отличие заключается в том, что все мероприятия осуществляются непосредственно на месте фактического осуществления деятельности юридического или физического лица либо по адресу регистрации или проживания. Для таких операций формируются специальные комиссии и экспертные группы, которые наделяются необходимыми полномочиями. В частности:
- Проверяющий орган имеет право беспрепятственно проникать на целевую территорию при предоставлении решения о проверке и служебных удостоверений всех проверяющих лиц.
- Арестовывать и опечатывать проверяемое имущество на время проведения мероприятий.
- Снимать пробы и проводить тесты товаров, подлежащих проверке. Правда, при этом в обязательном порядке составляются соответствующие акты.
- Пресекать сопротивление при попытке блокирования доступа к проверяемому имуществу, если проверка проводится на законных основаниях.
- Подавать всевозможные локальные и международные запросы в банковские структуры, налоговую и другие органы, получая при этом даже ту информацию, которая является коммерческой, налоговой или банковской тайной.
Виды таможенных процедур ТК ЕАЭС
Негласно режимы делят на 4 группы:
- основные;
- экономические;
- завершающие;
- специальные.
Основные режимы наиболее востребованы. С их помощью покупают иностранные товары или продают российские за границу. В их числе:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- таможенный транзит.
Чуть сложнее экономические режимы. Они включают:
- переработку на и вне таможенной территории, для внутреннего потребления;
- тамож. склад;
- временный ввоз (допуск);
- свободный склад.
Завершающие процедуры требуются, чтобы довести до конца процессы, начатые после временного вывоза или ввоза, переработки на (вне) таможенной территории. Другие режимы из этой группы направлены на одномоментное завершение деятельности в одностороннем порядке, когда груз конфискуют — «отказ в пользу государства», либо уничтожают — «уничтожение»:
- реэкспорт;
- реимпорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
Особенность специальных режимов в том, что условия для них оговариваются отдельными законодательными актами. К примеру, странами-участницами ЕАЭС заключены межгосударственные соглашения, в которых сказано, что участники ВЭД, зарегистрированные на их территориях, имеют право на беспошлинную торговлю в пределах ТС.
Похожий международный договор действует между странами СНГ, где участники ВЭД из одного государства (при соблюдении определенных условий) вправе беспошлинно ввозить товары на территорию другого государства СНГ:
- временный вывоз;
- специальная тамож. процедура;
- беспошлинная торговля;
- свободная тамож. зона.
К самым популярным режимам относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, временные ввоз и вывоз.
Распространенные вопросы и ответы
Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?
Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.
Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?
При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации. Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист. Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.
Статья 132. Выездная таможенная проверка
1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее — объекты проверяемого лица).
2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.
3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств — членов таможенного союза.
4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
6) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.
5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.
6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.
7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.
Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.
Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:
1) из информационных ресурсов таможенных органов;
2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
3) от государственных органов;
4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза;
6) из средств массовой информации;
7) из других источников официальным путем.
9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.
Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).
Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).
В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).
Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.
11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.
При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза.
О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.
13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.
Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки
1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов. Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки – 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней. Этапы проведения: Подготовительный – происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки; Основной – происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
- достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
- соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
- соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
- иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.
Дополнительный – таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр. Заключительный – составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов. По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.
Товары находятся под Таможенным Контролем (далее ТК) до наступления обстоятельств, указанных в Ст. 14 ТК ЕАЭС «Нахождение товаров под таможенным контролем»,
Таможенный Контроль проводится:
- после выпуска для внутреннего потребления на территории ЕАЭС проводится в течении 3-х лет (Ст. 310 ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля»);
- в случае условного выпуска: временный ввоз, переработка на тамож. территории, таможенный склад — продолжается весь период условного выпуска (Ст. 316 ТК ЕАЭС «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров»).
ТК после выпуска проводится в форме таможенной проверки, таможенными органами. Допускаются и другие формы, например: таможенный осмотр помещений, проверка спец.маркировок, идентификационных знаков. При ТК за условно выпущенными товарами, независимо от формы проверки, в обязательном порядке, проводится учет условно выпущенных товаров.
Нормативное регулирование
Согласно положениям ст. 112, опрос (устный) ограничивают посредством выполнения операций с транспортом, товарами, перемещаемыми через границу таможни. Опрашивать могут физлица, лица, выступающие в качестве представителей компаний, наделенных полномочиями относительно груза, транспорта. Уполномоченными могут выступать сотрудники таможенного представителя.
Получение объяснений рассматривают в роли одного из видов контроля, осуществляемого таможней. Так описан термин в ст. 113 ТК РФ. Заключается процедура в получении специалистами таможни самых важных данных от декларантов, перевозящих физлиц. Решением КТС была определена письменная форма, с помощью которой оформляют объяснения. Действовать решение начало с 20. 05. 2010. Зафиксировано оно под номером №260 и названо «О формах таможенных документов».