За безбилетный проезд в автобусе оштрафовали двух пассажиров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За безбилетный проезд в автобусе оштрафовали двух пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возмещение затрат операторов автобусов складывается не от продажи билетов, а оплачивается напрямую из городского бюджета собственнику автобуса за километры пробега как «плата за доступность». Ключевой критерий расчёта за доступность автобуса — это лизинговая стоимость выбранной модели автобуса для каждого конкретного маршрута. Предположим, газовый 12-метровый автобус итальянской фирмы IVECO вместимостью 100 пассажиров, стоимостью €250 000 имеет срок эксплуатации 7 лет, или 2555 дней, что предполагает возмещение капитальных затрат по лизингу автобуса €100 в день. Сложив амортизацию, операционные затраты, рентабельность, сервис и разделив на пробег, получим «плату за доступность», выраженную в километрах пробега автобуса по маршруту. Условно 1 км пробега автобуса IVECO по маршруту будет стоить для городского бюджета €1, или 500 тенге. Плата за доступность — €1/км.
Многие исторически сложившееся длинные 35-километровые автобусные маршруты Алматы сильно устарели и неэффективны, поскольку длинный участок разнороден по пассажиропотоку, рельефу и необходимому типу автобуса. Бесплатный общественный транспорт позволяет значительно оптимизировать, «разорвать» длинные неэффективные маршруты на две части и пересмотреть схему движения автобуса, поскольку пересадка для пассажиров становится бесплатной. Разрывной маршрут предполагает разделение длинной дистанции в 35 км на подводящий маршрут длиной 20 км и магистральный маршрут длиной 15 км. Магистральные прямолинейные маршруты обслуживаются большими вместительными 12-18-метровыми автобусами по выделенным линиям, а подводящие маршруты из спальных районов и пригорода используют маленькие, экономные 7-10 метровые бусики. При этом резко возрастает эффективность обоих маршрутов, их равномерная заполняемость и комфорт пассажиров.
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.
Льготы на проезд в общественном транспорте
Категория людей |
Льгота |
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы |
Бесплатный проезд |
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы |
Бесплатный проезд |
Ветераны труда, труженики тыла |
Бесплатный проезд |
Реабилитированные лица |
Проездной талон |
Инвалиды |
Проездной талон |
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей |
Проездной талон |
Согласно данной норме, граждане могут быть привлечены за безбилетный проезд на следующих видах транспорта:
- пригородные морские, внутренние водные;
- морские, внутренние водные дальнего следования;
- воздушные судна;
- автобус междугородних маршрутов.
Таким образом, нарушая правила проезда на указанных видах общественного транспорта, гражданин может быть оштрафован за:
- отказ приобретать билет;
- отказ предъявить билет контролеру (в случае, если поясняет, что он имеется в наличии). Сказать, что вы оплатили проезд, но по каким-то причинам вам забыли выдать билет, не получится. Дело в том, что для должностных лиц, реализующих билеты, предусмотрена административная ответственности за невыдачу купленного проездного документа. К примеру, в соответствии со ст. 10.2 КОАП РФ города Москвы, которая была введена в мае 2018 года, предусмотрен штраф в размере до 1000 рублей для водителя, не выдавшего пассажиру билет при фактической его оплате.
Ответственность по статье 11.8 КОАП РФ может наступить уже с 16 лет, штраф составляет 100 рублей (на воздушном судне – 200). Родители, которые не купили билет своим детям, обязаны будут оплатить половину этой суммы штрафа.
Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.
Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте
Величина штрафа в разных регионах может различаться. Например, так будет выглядеть штраф в московских автобусах
Причина | Сумма |
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро | 1 000 |
Попытка использовать чужую социальную карту | 2 500 |
Отказ платить за багаж | 1 000 |
В электропоездах штраф за безбилетный проезд составляет 50-кратную стоимость проезда на расстояние 10 км (обычно это 1 «зона»).
Стоимость штрафа зависит и от региона
Регион | Цена |
Москва | 1 000 |
Тула | 1 000 |
Волгоград | 500 |
Владимир | 300 |
Якутия | 200 |
Алтайский край | до 5 000 |
Нет билета? Получите квитанцию!
Санкции за поездки без билетов заметно подросли не только в городском транспорте, но и в пригородных электропоездах. Причем там сумма повышения еще более значительна – нарушитель придется заплатить 50-кратную стоимость билета. В поездах дальнего следования штраф будет достигать 2,5 тысячи рублей, что можно назвать весьма ощутимым ударом по семейному бюджету.
Процедура наложения штрафных санкций как в автобусе, так и в электричке выглядит совершенно одинаково. Если вы попались контролеру без билета, он должен выписать квитанцию, в которой указывается следующая информация:
- фамилия нарушителя;
- дата совершения правонарушения;
- сумма, которую следует уплатить на протяжении установленного законом срока.
Чтобы узнать персональные данные безбилетника, контролер имеет полное право потребовать у него паспорт или другое удостоверение личности. Некоторые злостные правонарушители ссылаются на отсутствие у них какого-либо документа, наивно надеясь на то, что таким образом удастся избежать штрафных санкций. Но это мнение ошибочно, так как контролер в подобной ситуации может просто передать пойманного «зайца» полиции, у которой имеется довольно внушительный список методов идентификации личности.
На сегодняшний день оплату квитанции можно осуществить не только в отделении банка, но и иными способами:
1. Воспользоваться единым порталом «Госуслуги».
2. Через личный кабинет «Сбербанк онлайн» или мобильное приложение.
3. Через электронный кошелек (Киви, Вебмани и так далее).
4. Через терминалы и банкоматы.
При использовании сайта Госуслуги для оплаты штрафа, требуется выполнить следующие действия:
- Перейти в раздел оплата штрафов ГКУ.
- Заполнить номер постановления и дату выдачи квитанции.
- Указать уникальный идентификатор начисления (УИН).
- Осуществить оплату при помощи банковской карты.
При использовании банкомата потребуется выполнить следующий порядок действий:
1. Вставить карту в терминал и ввести пин-код.
2. Выбрать раздел под названием «Оплата услуг».
3. Нажать на «Штрафы, налоги» и перейти в раздел «Организатор перевозок».
4. В соответствующее поле нужно ввести данные, которые указаны на квитанции.
5. Осуществить оплату, обозначив сумму, и сохранить чек.
Оплату необходимо осуществить в течение 30 дней. Если квитанция была утеряна, то это не освобождает нарушителя от ответственности. В таком случае готовую форму можно скачать на сайте перевозчика и заполнить ее.
Что делать при просрочке уплаты штрафа
Если нарушитель не успел погасить штраф в указанный срок, то решение вопроса будет происходить через судебную инстанцию. Как было сказано выше, сумма взыскания увеличится в два раза, помимо этого потребуется оплатить исполнительный сбор, который составляет 7%.
Как узнать, есть ли штраф
Существует несколько способов проверить онлайн наличие задолженности за безбилетный проезд в общественном транспорте:
1. Обратиться в отделение инспекции или воспользоваться официальным сайтом.
2. Воспользоваться онлайн-сервисами.
3. Посетить сайт «Госуслуги».
За проезд в любом общественном транспорте, будь то автобус, монорельс или самолет, приходится платить определенную таксу. Отказ от оплаты является правонарушением, за которое приходится отдавать еще большую сумму.
В каком размере установлен штраф за безбилетный проезд и можно ли уклониться от его уплаты — тема настоящей статьи.
ГКУ «Организатор перевозок» напоминает о необходимости своевременной оплаты штрафа за административное правонарушение (в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу).
Неуплата штрафа в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, влечет наложение штрафа в двукратном размере (ст. 20.25 КоАП РФ), но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
В соответствии со статьей 10.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 18.06.2014) «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» штраф за безбилетный проезд пассажира составляет 1000 (Одну тысячу) рублей, за неправомерное использование льготной персонифицированной карты — 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей.
Кто собирает штрафы и как их оформляют
Все зависит от того, где установлен штраф: на федеральном или региональном уровне.
Если штраф предусмотрен в КоАП РФ, оформлять постановление об административном правонарушении должны сотрудники полиции. Никто, кроме них, сделать этого не может.
Если штраф предусмотрен в КоАП субъекта РФ, постановление оформляют должностные лица органов исполнительной власти такого субъекта. И это должны быть именно сотрудники органа местной исполнительной власти, а не кондукторы или контролеры перевозчика или транспортной организации.
В Москве, например, такие функции имеют сотрудники ГКУ «Организатор перевозок», которое учредил Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. В Санкт-Петербурге тоже есть ГКУ с аналогичными функциями. Сотрудники этих организаций могут выписать штраф, и то, что у вас с собой нет паспорта, в этом случае не поможет. Как правило, сотрудников ГКУ сопровождает полиция. Полицейские имеют право доставить пассажира без паспорта в отделение полиции, чтобы установить его личность.
Но содержать штат контролеров и оформлять постановления — это сложно и дорого. Далеко не каждый субъект федерации может себе такое позволить. Многие исходят из того, что раз перевозчик — коммерческая организация, то борьба с безбилетниками — его проблема. Например, на Сахалине в местном КоАП нормы о штрафах нет. Зайцев в автобусах никто не штрафует, и перевозчиков это устраивает. Такая ситуация, по данным на 2016 год, была в 22 субъектах РФ.
Если в региональном КоАП норма о штрафе за безбилетный проезд в автобусе есть, а подобной структуры нет, то постановление об административном правонарушении оформлять будет некому. Чтобы проверить, есть ли такая норма в вашем регионе, ознакомьтесь с местным кодексом административных правонарушений. Обычно он есть на сайте администрации.
Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте
Величина штрафа в разных регионах может различаться. Например, так будет выглядеть штраф в московских автобусах
Причина | Сумма |
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро | 1 000 |
Попытка использовать чужую социальную карту | 2 500 |
Отказ платить за багаж | 1 000 |
В электропоездах штраф за безбилетный проезд составляет 50-кратную стоимость проезда на расстояние 10 км (обычно это 1 «зона»).
Стоимость штрафа зависит и от региона
Регион | Цена |
Москва | 1 000 |
Тула | 1 000 |
Волгоград | 500 |
Владимир | 300 |
Якутия | 200 |
Алтайский край | до 5 000 |
Москвичи не хотят платить штрафы: «Я оплатил проезд, а они из меня «зайца» делают»
Контролер выписывает штраф за безбилетный проезд в московском трамвае.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Система «без турникетов» в общественном транспорте классная. Не нужно толпиться у первой двери. Заходишь в любые двери, сам оплачиваешь проезд с помощью валидатора. Но появилась проблема с «зайцами». О ней предупреждали сразу, поэтому и добавили контролеров на маршруты. Вот только штрафы выписывают даже тем, кто «зайцем» становиться не планировал. Рассказываем, что делать в таких ситуациях.
Случай №1. Оплата телефоном «заморозилась»
Доказывать, что он не «заяц» пришлось жителю Москвы Денису Бечину. Парень зашел в автобус №1 на площади Гагарина. Оплатил проезд, приложив телефон к валидатору возле первой двери, и проследовал в конец автобуса. Зашла контролер и стала проверять «Тройки», проездные. Подошла к Денису.
— Она попросила показать push-смс об оплате. А мне на телефон сообщение еще не пришло. Ситуация странная: я знаю, что точно оплатил проезд, на валидаторе была «зеленая галочка», но смс еще не пришла. В службе поддержки банка ответили, что платеж был и будет обработан в течении трех дней. Контролер сказала, что это тянет на штраф, — рассказал «Комсомольской правде» Денис Бечин.
После долгих доказательств, Денис приложил карту к другому валидатору и оплата прошла — смс пришла. Контролер махнула рукой и вышла из автобуса. Денис уже подумал, что сам «нокосячил» и первый раз не плотно приложил карту или еще что-то. Но через три дня банк все же списал деньги. В итоге, оплата прошла дважды.
Что пошло не так? Один из валидаторов был не подключен к интернету, поэтому оплата прошла с задержкой (деньги были «заморожены»).
Как быть? Контролер, как объяснили в «Мосгортрансе», должна была считать информацию с мобильного телефона — пассажир должен открыть приложение (например, Apple Pay или Samsung Pay) и показать изображение банковской карты.
Случай №2. Не успел пройти к валидатору
История Екатерины Смирновой не единичная, это происходит почти каждое утро в часы-пик. Кто-то намеренно не оплачивает проезд, делая вид, что не может пробраться к валидатору, а кто-то случайно. Так вышло, что Катя проехала одну остановку в поиске карты «Тройка» в сумке, в этот момент в троллейбус №41 вошла контролер. Девушка сказала, что прямо сейчас оплатит проезд, но контролеру этого было недостаточно и та стала грозить выписать штраф за поездку «зайцем».
Валидатор в одном из автобусов Москвы.
Фото: Евгения ГУСЕВА
Что пошло не так? Девушка не вовремя оплатила проезд.
Как быть? Желательно подготовить карту заранее. Если подошел контролер, посмотрите, кто перед вами — сотрудник ГУП «Мосгортранс» (не имеет права выписывать штраф) или ГКУ «Организатор перевозок» (имеет право выписывать штраф).
Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.