Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые организации ежегодно отчитываются перед Центробанком о состоянии денежных средств. Это необходимо, чтобы учитывать надежность фирмы, ее роль в финансовом рынке страны и обязанности перед клиентами.
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Страховщики жизни активно меняли продуктовые линейки в 2022 году
Ситуация этого года повлияла на подходы страховщиков к развитию продуктовой линейки, полагают в ЦБ. Существенные изменения произошли в страховании жизни: в частности, компании переориентировались на продажи продуктов накопительного страхования жизни (НСЖ), которые фактически стали «замещать» договоры инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Снижение продаж ИСЖ происходило по объективным причинам: сами страховщики сократили предложение таких продуктов из-за ограничений инвестиционных возможностей после закрытия западных рынков капитала. Как правило, раньше для рискового наполнения продуктов ИСЖ использовались финансовые инструменты, выпущенные в иностранных государствах (позже признанные недружественными). Кроме того, в период высоких ставок вырос интерес потребителей к депозитам. В этих условиях повысилась привлекательность более консервативных видов вложений, к которым относятся продукты НСЖ.
«Заметная часть продуктов НСЖ, реализуемых в текущем году, имеет «короткие» сроки действия и подразумевает разовые взносы, что может говорить о «переупаковке» продуктов ИСЖ. Такие продукты не в полной мере соответствуют классическим примерам накопительных программ, которые характеризуются длинными сроками и регулярными взносами, что помогает страхователям копить средства на долгосрочные цели», — обратил внимание регулятор.
Как пояснил «Интерфаксу» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин, появление краткосрочных договоров НСЖ было временным решением ряда страховщиков «в экстраординарных условиях повышения ключевой ставки ЦБ и ставок по депозитам до уровня 20% и выше», полисы страхования жизни с депозитами конкурировать не могли, их продажи останавливались. «Однако эта ситуация ушла, спустя несколько месяцев, с лета этого года договоры НСЖ возвращались к классическим формам и срокам — 3-5 лет в среднем по рынку», — констатировал Дубровин.
Банк России рассчитывает на внедрение в ближайшем будущем нового для российского страхового рынка инвестиционного продукта, полиса ДСЖ — долевого страхования жизни (модель unit-linked). Как полагают в ЦБ, это позволит расширить возможности страхования жизни и привлечь долгосрочные инвестиции. Такой комплексный продукт страхования жизни с инвестиционной составляющей будет предоставлять потребителям, наряду с программой долгосрочного страхования жизни, гибкие инвестиционные возможности. При этом будут защищены их права как инвесторов, а инвестиционная стратегия будет зависеть от их пожеланий и риск-аппетитов. Такой страховой продукт будет прозрачен с точки зрения доходности, инвестиционные риски будут лежать на страхователях.
Для внедрения ДСЖ Банк России планирует разрешить страховым организациям, имеющим лицензию на страхование жизни, получать лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а управляющей компании — получать лицензию на осуществление добровольного страхования жизни.
Кроме того, для повышения защищенности потребителей на рынке страхования жизни планируется создать систему гарантирования по договорам страхования жизни, она должна обеспечить сохранность долгосрочных вложений граждан. «Такая система будет строиться на тех же принципах, что и страхование депозитов в банках и гарантирование пенсионных накоплений. В случае банкротства страховой организации ее обязательства перед клиентами в установленных законодательством пределах будут исполнены Агентством по страхованию вкладов (АСВ) за счет гарантийного фонда, формируемого из взносов страховых организаций. Страхование жизни имеет социальную направленность, граждане часто с помощью этого инструмента копят на пенсию, поэтому справедливым будет защитить такие накопления граждан. Планируется, что по общему правилу гарантийная выплата будет осуществляться в пределах 1,4 млн рублей», — сообщили в ЦБ агентству.
Проект: страховые брокеры без лицензий
В настоящее время Банк России продолжает активную дискуссию с участниками рынка, их профессиональными объединениями и Минфином о необходимости сохранения лицензирования деятельности страховых брокеров. По мнению регулятора, действующие требования не ограничивают риски клиентов страховых брокеров. Сами брокеры склоняются к пониманию, что отмена лицензий для них состоится, при этом усилится ответственность тех, кто остается с лицензиями ЦБ — то есть ответственность страховщиков и банков по брокерским договорам.
Инициатива регулятора «направлена на выравнивание условий осуществления деятельности страховых посредников, а также снижение надзорной нагрузки там, где это возможно», пояснили в ЦБ. В случае ее поддержания потребуются изменения в первую очередь в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и подзаконные акты, принятые в соответствии с ним.
Одновременно Банк России сообщает о проведении детального анализа возможных рисков, связанных со снятием лицензионных требований к деятельности страховых брокеров. По результатам анализа были определены возможности управления рассмотренными рисками. Прежде всего — на уровне лицензируемых участников совершения операций, проводимых страховыми брокерами (банки, страховые организации).
«Страховые брокеры практически не работают с населением, а действуют в основном на B2B рынке, обе стороны которого представляют собой квалифицированных участников. В такой ситуации снятие лицензионных требований к деятельности страховых брокеров не повлияет на вопросы, связанные с предоставлением страховых услуг гражданам. Отказ от лицензирования российских страховых брокеров позволит уравнять в определенной степени условия их работы с деятельностью страховых агентов и иностранных страховых брокеров, которые могут работать на российском рынке в рамках перестрахования, будучи неподнадзорными Банку России. Также российские страховщики взаимодействуют с рядом профессиональных страховых консультантов — сюрвейеров, лосс аджастеров, разработчиками специализированного программного обеспечения, деятельность которых не подлежит лицензированию», — отмечает ЦБ.
Как сообщалось, представители брокерского сообщества разделились в оценке перспектив жизни без лицензий: небольшие компании — за, крупные — против. Основным негативным последствием несогласные с отменой лицензий называют риски появления на рынке отряда непрофессиональных игроков и формирования «серой зоны» в бизнесе. В любом случае решение регулятора об отмене лицензий для страховых брокеров может привести к экспансии и расширению числа игроков из-за снижения регуляторной нагрузки в сегменте.
В чем суть реформы внебюджетных фондов
С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.
Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:
-
Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.
-
Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.
-
Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.
После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.
Что изменится для бизнеса:
-
Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.
-
Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.
-
Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.
-
Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.
Что изменится в кадровом делопроизводстве
1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.
2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.
3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.
Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.
Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.
4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.
В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.
Анализ основных положений раздела III «Изменения учетной политики» ПБУ 1/2008
ПБУ 1/2008 |
Комментарии |
Пункт 15. В |
1. Ретроспективное отражение последствий означает |
В ПБУ 1/2008 осталось прежнее определение учетной политики и понятие способов бухгалтерского учета. Следовательно, учетная политика должна включать организационно-технический и методический разделы.
Элементы учетной политики и варианты выбора по организационно-техническому разделу представлены в таблице 3.
Новый порядок формирования КБК
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.
Внимание
Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.
Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.
Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).
Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.
Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.
Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
План счетов и учетное ядро
При общем росте детализации учета меняется доля различных счетов и разделов в балансе: — Три раздела плана счетов ОСБУ, которые характерны для предприятий торговли и производства («Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Готовая продукция и запасы») сведены в один раздел «Средства и имущество». Счета раздела II «Затраты на производство», естественно, практически отсутствуют в новом плане счетов. А вот активы, относящиеся сейчас к разделу «Денежные средства», будут учитываться в трех различных разделах, в соответствии с их экономическим смыслом: денежные средства (Раздел II «Денежные средства и драгоценные металлы»), кредитные операции (Раздел IV «Операции с клиентами и прочие расчеты»), и различные финансовые инструменты (Раздел V «Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами»).
— На следующем уровне детализации те же ценные бумаги учитываются по различным категориям, в зависимости от их экономического смысла. Например, 502 счет — это ценные бумаги, предназначенные для продажи, а 503 счет — это ценные бумаги, удерживаемые до погашения с целью получить гарантированный эмитентом процентный доход. — Для учета операций, актуальных для определенных финансовых организаций (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов), введен специализированный раздел (Раздел III.
Субъекты, объекты и предмет страхования
Для того чтобы рассматриваемое отношение было оформлено, должно принять участие как минимум две стороны.
Согласно стандартной схеме, субъекты страхования включают в себя страховщика и страхователя. В качестве одной стороны выступает компания, которая оказывает услуги страхования. Она может иметь как государственную, так и частную форму собственности, или же представлять собой акционерное общество. Именно страховщик разрабатывает условия, на которых оказываются услуги, и выставляет их своим потенциальным клиентам (которыми могут быть как юридические, так и физические лица). В свою очередь, последние могут принять данные условия в том случае, если они им подходят. Тогда они подписывают соответствующий договор установленного образца со страховой компанией и становятся страхователями (выступают в качестве застрахованного лица). Однако кроме обеспечения гарантии защиты данный документ накладывает определенные обязательства в виде обязательной выплаты страховой премии. Она может быть как однократной, так и регулярной.
Правовое регулирование страхования.
Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.
Всю совокупность нормативных актов, регулирующих страховые отношения в современной России, можно разделить на три уровня.
Первый уровень – это Гражданский кодекс Российской Федерации. Основная его роль – в обеспечении равноправия субъектов предпринимательства во всех сферах рыночной экономики.
Второй уровень – специальное (отраслевое) законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения непосредственно в сфере страхования. В первую очередь сюда относятся 48-я глава Гражданского кодекса и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Они являются базой для разработки других нормативных документов второго и третьего уровня, а также документов страховых компаний.
Третий уровень – это нормативные акты Президента, Правительства, министерств и ведомств. К ним относятся, например, Закон РФ от 28.06.91. О медицинском страховании граждан в РФ, Федеральный Закон от 28.03.98. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Федеральный закон от 03.04.02. Об обязательном страховании гражданской ответственности, Указ Президента Об обязательном личном страховании пассажиров, Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации и т.д. Документы этого уровня обеспечивают правовое регулирование отдельных направлений страховой деятельности.
С учетом требований законодательства каждая страховая компания разрабатывает необходимый набор внутренних документов: общие условия страхования, правила страхования, формы заявлений на страхование, договоров страхования, страховых полисов. На основе этих документов осуществляется непосредственное регулирование страховых сделок.
Основным документом, регулирующим отношения страхователя и страховщика, является договор страхования.
Необходимой предпосылкой для заключения договора страхования является наличие страхового интереса у страхователя, который возникает на основе владения, пользования или распоряжения объектом страхования.
Страховой интерес в имущественном страховании всегда ограничен стоимостью имущества, поэтому имущественное страхование базируется на принципе возмещения ущерба в доказанном размере в пределах страховой суммы. Этот же принцип действует и в страховании гражданской ответственности. В страховании жизни страховой интерес неограничен, поэтому человек может застраховать свою жизнь на любую сумму, которую пожелает и может себе позволить.
При заключении договора страхования страховая компания обязана ознакомить страхователя с условиями страхования. Страхователь, в свою очередь, обязан предоставить страховщику всю информацию, необходимую для оценки риска. Это называется принципом высшей добропорядочности в страховании. Обе стороны договора обязаны придерживаться этого принципа.
В договоре страхования обязательно указывается: фамилия и адрес страхователя, сумма страхования, величина страхового взноса и порядок его внесения, начало и продолжительность периода страхования, исключения из объема ответственности страховщика.
Заключение договора накладывает на страхователя и страховщика определенные обязательства. В соответствии с договором страхователь обязан:
– своевременно и в необходимых размерах вносить страховые взносы;
– принимать необходимые меры при наступлении страхового случая по предотвращению и уменьшению ущерба;
– предоставлять страховщику всю информацию, необходимую для правильной оценки страхуемого риска;
– сообщать страховщику о страховом случае в сроки, установленные договором страхования.
В соответствии с нормами российского законодательства страховщик обязан:
– ознакомить страхователя с Правилами страхования;
– не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– при наступлении страхового случая составить акт и своевременно произвести расчет ущерба и выплату страхового возмещения (страховой суммы);
– перезаключить по заявлению страхователя договор, если страхователь провел мероприятия, которые уменьшили риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу либо действительная стоимость имущества увеличилась.
Наряду с обязанностями у участников страхового договора есть и определенные законодательством права.
Права страхователя таковы:
на получение страховой суммы или страхового возмещения;
на изменение условий страхования;
на досрочное расторжение договора страхования в порядке, предусмотренном правилами страхования.
Права страховщика следующие:
право на получение необходимой информации и документов о факте страхового случая в компетентных органах;
право участвовать в спасении имущества;
право проверять состояние застрахованного объекта;
право представлять интересы страхователя на переговорах и в суде;
право отказаться от исполнения договорных обязательств, либо изменить условия в части возмещения ущерба или выплаты страховой суммы.
Чтобы иметь возможность выплачивать крупные суммы при внезапном наступлении страхового случая, с страховом бизнесе должны работать достаточно крупные компании, располагающие значительным капиталом для создания финансовых гарантий своим клиентам. Поэтому в развитых странах государственное законодательство препятствует доступ мелких фирм в сферу страховой деятельности.
В соответствии с Законом Об организации страхового дела в РФ, деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица.
Основной формой организации страхового дела на Западе являются акционерные общества, большинство из которых объединены в холдинги для усиления своей финансовой мощи. Вторыми, после акционерных обществ по объему собираемых страховых взносов и количеству страхователей, являются общества взаимного страхования. Сфера их деятельности главным образом – личное страхование (особенно это развито в Японии).
Для работы на рынке страховая компания обязательно должна иметь лицензию. Чтобы получить ее в России, необходимо выполнить следующие условия:
– получить свидетельство о регистрации на территории РФ;
– оплатить необходимый размер уставного капитала;
– выполнить обязательные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховых взносов по лицензируемому виду страхования.
– не превышать лимит собственного удержания или представить план перестрахования;
– направить заявление на лицензию с приложением необходимых документов (бизнес-план, расчет страховых тарифов и резервов, сведения о руководителе и заместителях).
В России, по указу президента от 10.02.1992 создана федеральная служба надзора за деятельностью страховых компаний – Департамент страхового надзора при Министерстве Финансов РФ.
На Департамент возложены три основные функции:
1. регистрация и лицензирование страховой деятельности;
2. обеспечение гласности (через обязательную публичную отчетность страховщиков);
3. обеспечение правопорядка в отрасли (через систему предписаний и текущего надзора за деятельностью страховщиков).
Кроме перечисленных функций департамент разрабатывает правила формирования и размещения страховых резервов, учета и отчетности страховщиков, контролирует обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Увеличение суммы: последние изменения
Уставной капитал страховой компании в 2023 году увеличивается. Требование касается практически всех страховщиков. Новые условия не относятся только к фирмам, которые осуществляют ОМС. Но если страховая имеет лицензию в других отраслях, то есть является универсальной, она обязана соблюсти требования относительно рекомендуемого объема уставного капитала.
Новые условия действуют с 1 января 2023 года. Организации, которые зарегистрировались до 01.01.2019, должны постепенно увеличивать уставный капитал. Новым участникам, которые появились на рынке в 2019 году, следует сразу соблюдать последние изменения в законе. На них не распространяется плановый переход к сумме.
Кроме увеличения объема собственных средств, вводятся новые требования к соискателям лицензии и ныне действующим фирмам. Соискатели до получения разрешения Центробанка обязаны предоставить бизнес-план. Фирмы, уже зарегистрированные на рынке, обязаны были представить документ на проверку с 01.01.2023г. по 01.01.2024г.
Увеличение уставного капитала страховых компаний в 2021 году
Уставной капитал страховой компании в 2021 году увеличивается. Требование касается практически всех страховщиков. Новые условия не относятся только к фирмам, которые осуществляют ОМС. Но если страховая имеет лицензию в других отраслях, то есть является универсальной, она обязана соблюсти требования относительно рекомендуемого объема уставного капитала.
Новые условия действуют с 1 января 2021 года. Организации, которые зарегистрировались до 01.01.2019, должны постепенно увеличивать уставный капитал. Новым участникам, которые появились на рынке в 2019 году, следует сразу соблюдать последние изменения в законе. На них не распространяется плановый переход к сумме.
Кроме увеличения объема собственных средств, вводятся новые требования к соискателям лицензии и ныне действующим фирмам. Соискатели до получения разрешения Центробанка обязаны предоставить бизнес-план. Фирмы, уже зарегистрированные на рынке, обязаны были представить документ на проверку с 01.01.2021г. по 01.01.2022г.
С 1 января 2021 году в страховых отраслях РФ произошли серьезные изменения. Уставной капитал участников рынка, осуществляющих комплексное страхование, вырос со 120 млн. руб. до 300 млн. Это минимальная (базовая) граница для всех универсальных фирм.
Увеличение минимального размера уставного капитала зависит от отрасли рынка:
- для универсальных страховщиков – 300 млн. руб.;
- организациям, реализующим полисы ДСЖ (добровольное страхование жизни), нужно дофинансировать собственные средства до 450 млн. руб.;
- для перестраховщиков с 2022 – не менее 600 млн. руб.
СПРАВКА. Изменения не коснулись фирм, продающих полисы ОМС. С принятием закона от 29.07.2018 №251-ФЗ лимит УК для них остался в размере 120 млн. руб.
Новый закон об уставном капитале страховых фирм ужесточает требования во всех сферах, кроме ОМС. Но у организаций, находящихся в зоне риска, есть время, чтобы выполнить условие. Период, в течение которого размер уставного капитала фирмы должен соответствовать принятым в РФ нормам и составляет 3 года: с 2021 до 2022гг.
Страховые обязаны осуществлять переход постепенно, соблюдая рекомендации Центробанка. Для этого им необходимо увеличивать уставной капитал поэтапно:
- Первый этап – с 01.01.2020г.
- Второй этап – с 01.01.2021г.
- Третий этап – с 01.01.2022г.
По состоянию на 1 января 2022 года у всех страховщиков, попадающих под условия нового закона, уставный капитал должен соответствовать минимальным требованиям (таблица).
Центробанк в роли регулятора страхового рынка осуществляет надзор за соблюдением условий закона от 27.11.1992 №4015-1 с учетом принятых в 2018 году поправок. Так как доля собственных средств неразрывно связана с финансовой устойчивостью организации, отклонение от нормы ЦБ РФ рассматривает как несоответствие обязательным требованиям. Это может привести к ограничению продаж, штрафам и другим мерам взыскания, вплоть до аннулирования лицензии.
Если уставный капитал на 01.01.2022г. ниже установленной границы, ЦБ РФ назначает дополнительную проверку. Ее цель – выявить соотношение собственных средств юридического лица и принятых обязательств (совокупной страховой суммы). После определения рекомендованного порога безубыточности ЦБ РФ требует составить план финансового оздоровления компании (п.4.2 ст.25 закона от 27.11.1992 №4015-1). Если фирма не представит документ и в течение следующих 6 месяцев не будет предпринимать действенных мер по увеличению собственных средств, в отношении нее будут приняты жесткие меры, например, приостановление или лишение лицензии.
ПФР и ФСС объединились и образовали новую структуру — Социальный фонд России (СФР). Вот что изменилось в работе страхователей после объединения фондов:
- Применяется единая предельная база для исчисления страховых взносов. Её будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составляет 1 917 000 рублей.
- Для всех плательщиков применяется единый тариф страховых взносов, который не делится по видам страхования. Новый тариф составляет 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранились.
- За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев теперь нужно платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников.
- Работники по ГПД теперь имеют право получать больничные и детские пособия. Но только в случае, если в 2022 году за работника заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ.
- В связи с объединением фондов отчётность по персонифицированному учёту и взносам на травматизм тоже изменилась: теперь вместо отчётов 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3 нужно сдавать единую форму сведений — ЕФС-1.
Единый налоговый платёж и единый налоговый счёт
С 1 января 2023 года все платежи в бюджет совершаются через единый налоговый счёт. Это касается и организаций, и предпринимателей на всех системах налогообложения.
Схема работы ЕНП такова: налогоплательщик одним платёжным поручением перечисляет деньги на счёт, открытый в Федеральном казначействе. А налоговая сама распределяет эти средства на уплату:
- налогов, в том числе агентских;
- авансовых платежей по налогам;
- взносов на ОПС, ОМС и на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ВНиМ;
- сборов, кроме госпошлины;
- пеней, штрафов и процентов по перечисленным платежам.