Что делать, если меня незаконно уволили

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если меня незаконно уволили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовое законодательство требует от работодателя неукоснительного соблюдения норм ТК РФ. При их нарушении работник имеет право обращаться во всевозможные контролирующие структуры и в суд. Как вариант он может пожаловаться на незаконные действия в прокуратуру. Ниже представлен образец жалобы в прокуратуру на работодателя.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру?

Для защиты своих интересов, нарушенных в результате неправомерного прекращения трудового договора, гражданин вправе обратиться с жалобой в прокуратуру.

Документ составляется в свободной форме и должен содержать следующую информацию:

  • Наименование и адрес прокуратуры, находящейся по месту проживания заявителя;
  • ФИО сотрудника, его адрес и телефон для связи;
  • Сведения о работодателе, с которым заключен трудовой договор (наименование организации и ее адрес);
  • Дата трудового договора;
  • Дата приказа об увольнении;
  • В чем выразились незаконные действия работодателя;
  • Ссылки на статьи ТК РФ, нарушенные нанимателем;
  • Просьбу провести проверку;
  • Перечень приложений;
  • Дату и подпись.

Первые два пункта заполняются в «шапке» документа, которая располагается в правом верхнем углу листа. Далее излагается основная часть жалобы, в которой отражается суть проблемы. В завершение формулируется просьба о принятии мер в отношении нанимателя.

Что делать и куда обращаться

Работник, которого вынуждают подать заявление, гласящее об уходе по собственному желанию, должен придерживаться следующего примерного порядка действий:

  1. Внимательно изучить документацию, непосредственно касающуюся его труда, на предмет наличия требований, выдвигаемых руководителем.
  2. Не ставить свою подпись ни под одним документом без предварительного прочтения, особенно если дата не соответствует текущей.
  3. Обязательно стать членом профсоюза, если таковой есть в организации. Или можно проявить инициативу, организовать первичную профсоюзную организацию и стать ее лидером. Человека, занимающего этот пост, очень сложно уволить без его желания.
  4. Соблюдать требования, закрепленные должностной инструкцией, чтобы работодатель не мог предъявить претензий к выполняемой работе.

Директор вряд ли решится принуждать к увольнению сотрудника, сопровождающего свои действия письменными документами и строго следующего вышеуказанным рекомендациям. Если подобная ситуация все-таки возникла, следует прибегнуть к поддержке государственных структур.

Пожаловаться на принуждение к увольнению можно в инспекцию по труду. К заявлению следует приложить:

  • письменные документы;
  • аудиозаписи, подтверждающие споры, разногласия и травлю со стороны директора предприятия;
  • приказы о лишении материальных вознаграждений, о штрафах, о понижении статуса;
  • свидетельские показания.

Текст жалобы должен содержать следующую информацию:

  • реквизиты адресата и обращающегося (правый верхний угол бланка);
  • основной текст, включающий в себя сведения о дате заключения трудового соглашения, о занимаемой должности, о неправомерном поведении начальника;
  • ссылку на статьи трудового законодательства (ст. 127, 236, 360, 419 и т.д.);
  • суть просьбы-требования и желаемого результата;
  • список прилагаемых бумаг;
  • дату и подпись.

Если в ходе проверки информация, изложенная в жалобе, подтвердится, трудовая инспекция обратится в суд с заявлением на неправомерные действия работодателя.

В настоящее время на федеральном уровне активно обсуждается вопрос о порядке практического применения п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Компетенция прокуроров и иных государственных органов по надзору за соблюдением законодательства о труде и занятости населения по-прежнему не разграничена. При этом нынешняя политика Генеральной прокуратуры РФ основывается на том, чтобы исключить дублирование прокурорами функций, присущих иным органам исполнительной власти, в частности ГИТ. Иными словами, прокуратура не должна расходовать свои ресурсы на то, чтобы делать за государственных инспекторов труда их работу по проверке работодателей.

В период 2010-2012 гг. на ведомственном уровне произошла переориентация целей надзорной деятельности прокуроров и сделан акцент на проверку исполнения своих обязанностей контролирующими органами. Ввиду этого в целом по стране сейчас наблюдается снижение количества проводимых прокуратурой внеплановых мероприятий по исполнению трудового законодательства. Самостоятельное инициирование прокурорами городов и районов выездов на предприятия и организации в этой связи сведено к минимуму и осуществляется только тогда, когда объект включен в полугодовой план работы прокуратуры, имеются соответствующие задания из вышестоящих прокуратур, а также при поступлении жалоб и заявлений граждан.

Формально Закон о прокуратуре не содержит положений, препятствующих помощнику или заместителю прокурора осуществить незапланированную проверку, однако необходимость ее проведения впоследствии должна быть обоснована вышестоящему руководству прокуратуры субъекта РФ. При отсутствии объективных мотивов, побуждающих служащего прокуратуры к незамедлительным действиям в данной ситуации, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности. Помимо чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев с тяжкими последствиями, веским основанием для проведения проверки служит обращения в прокуратуру лица, полагающего, что его трудовые права нарушены. В данном случае прокуроры обязаны всесторонне исследовать доводы заявителя, принять меры прокурорского реагирования и осуществить восстановление его законных интересов.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

Так, в нижестоящих звеньях прокурорской системы, с которыми в большинстве случаев сталкиваются работодатели, надзорная деятельность в указанных направлениях ведется из расчета общей штатной численности прокуратур. Надзор за соблюдением законов о труде является составной частью более широкой — социальной — сферы, на которую распространено влияние прокуратуры.

В прокуратурах с небольшим количеством сотрудников прокурором в соответствии с издаваемым им приказом о распределении должностных обязанностей надзор за исполнением законов в социальной сфере поручается одному лицу — помощнику или заместителю прокурора, который в связи с этим уполномочен единолично осуществлять все проверки исполнения законности в сфере трудовых отношений.

В прокуратуре, где трудится большое количество работников, за данный вид надзора отвечает заместитель прокурора, которому подчинено несколько помощников прокурора. Это должностное лицо распределяет между ними нагрузку и координирует их деятельность. Подобное разделение предполагает осуществление проверок трудового законодательства несколькими лицами, при этом одно из них, как правило, специализируется именно на трудовых спорах и незаконных увольнениях.

Как мы уже отмечали выше, поводом для проверки работодателя на предмет исполнения законодательства о труде может быть включение организации в план работы, задание вышестоящей прокуратуры или жалоба гражданина. Исходя из источников информации о наличии возможных правонарушений можно спрогнозировать правовые последствия, которые наступят для работодателя.

1. Результаты плановой проверки или проверки по заданию вышестоящей прокуратуры.

При осуществлении плановых проверочных мероприятий, а также при выполнении заданий в случае выявления нарушений ТК РФ надзорное ведомство имеет возможность самостоятельно применить имеющийся арсенал мер прокурорского реагирования: протест, представление, привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Обратите внимание! Если гражданин по каким-либо причинам согласен с увольнением и не принимает мер к восстановлению на работе, не обжалует соответствующие решения, то ни органы прокуратуры, ни иные заинтересованные структуры не вправе его принудить начать процедуру защиты его прав и интересов

А вот исковое заявление о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула органы прокуратуры не имеют права направить в суд без согласия лица, в интересах которого оно может быть подано. Это положение основывается на принципах правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ. В данной норме подчеркивается, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Из этого следует, что если гражданин по каким-либо причинам согласен с увольнением и не принимает мер к восстановлению на работе, не обжалует соответствующие решения, то ни органы прокуратуры, ни иные заинтересованные структуры не вправе его принудить начать процедуру защиты его прав и интересов.

2. Результаты рассмотрения жалобы уволенного.

Поданная в прокуратуру жалоба лица является письменным согласием на проведение объективной проверки и принятия в случае необходимости всего спектра мер прокурорского реагирования, в том числе и обращения в суд. Если нет жалобы — не будет и прокурорского иска о восстановлении на работе. Более наглядно стратегию действий работников прокуратуры в данном случае можно проследить на следующем практическом примере.

По результатам проверки исполнения трудового законодательства в ОАО «П» прокуратура выявила различные нарушения, связанные с увольнением восьми работников. Трудовые договоры с ними были расторгнуты по инициативе работодателя за два месяца до приезда работников прокуратуры. Истребованные материалы свидетельствовали о существенных нарушениях руководства при привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности, оформлении приказов об увольнении, проведении аттестации и т. д.

Результаты проверочных мероприятий свидетельствовали о перспективах направления исков о восстановлении на работе. В связи с этим прокуратура, используя административный ресурс привлечения сотрудников РОВД к подобным мероприятиям, инициировала поиск указанных граждан с целью предложения им обжаловать незаконные действия работодателя и восстановить их через суд на занимаемых ранее должностях. Однако на момент проведения проверки указанные лица уже покинули находящуюся под юрисдикцией прокуратуры территорию и переехали на временное место жительства в другие регионы. Поскольку разыскать их не представилось возможным, а срок привлечения к административной ответственности руководства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ уже истек, работники прокуратуры использовали единственную возможную в данной ситуации меру прокурорского реагирования — внесли представление на имя директора ОАО «П» об устранении нарушений трудового законодательства.

МОЖНО ЛИ ОБЖАЛОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ?

Ситуации, в которых работодатели не согласны с формами и методами проведения проверок органами прокуратуры, а также принятыми по их результатам мерами прокурорского реагирования, возникают на практике очень часто. К сожалению, Закон о прокуратуре не устанавливает процедуры обжалования действий и решений прокурорских работников.

Читайте также:  Вычет на ребенка-инвалида в 2023 году: как правильно оформить

Но механизм обжалования, конечно же, существует. Это следует из принципа централизации надзорного ведомства; ст. 10 указанного Закона, устанавливающей обязанности прокуратуры разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; положений ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Обратите внимание! Судебный порядок обжалования действий (бездействия) прокурорских работников гораздо более эффективен

С учетом перечисленных законодательных положений допускается возможность обжалования процедуры проведения прокурорской проверки и ее результатов вышестоящему прокурору или в судебные инстанции. Обратите внимание на следующее обстоятельство: результативность обжалования действий прокурора района или города путем направления жалобы или заявления на имя прокурора субъекта РФ весьма низкая. В подавляющем большинстве случаев прокуратура области, края, автономного округа, республики соглашается с решениями нижестоящих прокуратур или дает им указания, исполнение которых существенно не влияет на решение тех или иных интересующих работодателя вопросов.

Многочисленные нюансы, в частности срок проведения проверки прокуратурой юридического лица, права работодателя при осуществлении этих мероприятий, разграничение компетенции прокуратуры и иных ведомств и т. д. в Законе о прокуратуре не закреплены, что является причиной возникновения конфликтных ситуаций. Сегодня работодатели стремятся решать вопросы, связанные с назначением административного наказания непосредственно с органами исполнительной власти, которым прокуратура направляет подготовленные ею по результатам проверок материалы о привлечении к административной ответственности. Как известно, работники прокуратуры не имеют полномочий накладывать какие-либо санкции в отношении поднадзорных юридических лиц. При этом решить данные вопросы в интересах работодателя обычно не получается, поскольку в подавляющем количестве случаев контролирующие органы, в частности ГИТ, встают на сторону прокуратуры. По этой «цепочке» нередко и допускается необоснованное привлечение работодателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Исправить подобную ситуацию может своевременное обращение в суд с заявлением о признании незаконными действий прокуратуры по возбуждению дела об административном правонарушении.

Последствия незаконного увольнения работника

Если увольнение действительно было признано незаконным уполномоченной инстанцией, такое положение вещей может характеризоваться следующими последствиями для сторон трудовых отношений:

  1. Восстановление сотрудника в прежней должности. Такое решение может быть вынесено судебным органом. Оно будет являться обязательным для исполнения работодателем. Получив копию решения, директор будет обязан провести все необходимые мероприятия для того, чтобы сотрудник вернулся на свое прежнее место. Ситуация может быть несколько осложнена в том случае, если на это место уже был принят новый работник. Здесь доступны следующие варианты выхода из положения:
      перевод нового сотрудника на другую должность. Применение этого варианта станет возможным только в том случае, если подходящее место имеется внутри организации;
  2. увольнение текущего работника. Данный вариант применяется, если сотрудник не принял предложение работодателя относительно перевода на другое место, либо альтернативная должность вообще отсутствует в организации.
  3. Назначение предусмотренных законодательством мер ответственности в отношении работодателя. За свое неправомерное решение директор может понести соответствующее наказание. В большинстве случаев оно выражается в назначении денежного штрафа. Однако, если такое нарушение совершается руководством компании уже не в первый раз, речь может идти и о применении более серьезных мер ответственности. Например, уполномоченной инстанцией может быть принято решение о приостановке деятельности всей организации на определенный срок и т.д. Помимо этого, на работодателя также могут быть возложены дополнительные денежные обязательства. Ему необходимо будет выплатить весь заработок сотруднику, который не был им получен за определенный период времени по причине неправомерного увольнения.

Документы, направляемые вместе с жалобой

После того, как стало ясно каким образом можно осуществить доставку заявления необходимо поговорить о том, что еще должен содержать пакет документов, направляемый вместе с жалобой в прокуратуру.

Дело в том, что любая информация, содержащаяся в заявлении прокурору должна иметь фактическое подтверждение. Другими словами, каждое утверждение должны быть доказано.

Поэтому, к жалобе необходимо приложить документы, которые можно использовать в качестве доказательной базы.

Например, если вопрос касается задержки зарплаты, которая выплачивается на пластиковую карту, необходимо предоставить выписку с расчетного счета. Она наглядно покажет, что оплата за труд от работодателя не поступали.

Если на предприятии заработную плату выдают наличными, значит нужно приложить зарплатную ведомость.

Такой подход необходимо сделать ко всем сведениям, которые есть в жалобе. В противном случае, утверждения будут выглядеть недостоверно.

Что делать, если работодатель не подписывает заявление об увольнении

Если работодатель грозится уволить работника за какие-то нарушения (прогулы, опоздания и прочее), то стоит иметь ввиду, что уволить по одной из подобных причин работодатель вправе не позднее 90 дней с момента фиксации нарушения .

По Закону, эти две недели требуется работнику на то, чтобы закончить все свои дела, а работодателю, чтобы найти новую подходящую кандидатуру на смену уволившемуся.

В случае, если вы предусмотрели все заранее и подали заявление, например, за 20 дней до окончания отпуска, то после того, как он закончится, на отработку можно не выходить, так как она будет автоматически засчитана. Имейте ввиду, что при расчете итоговых выплат должны учитываться: Образец заявления об увольнении по собственному желанию можно скачать самостоятельно онлайн или получить бланк для заполнения в отделе кадров по месту работы.

Порядок и сроки рассмотрения обращения

Как только обращение отправлено, вне зависимости от способа, у прокуратуры есть 30 дней на проверку. Такой срок установлен частью 2 статьи 10 Закона 2202-1. Но если вопрос можно решить без дополнительного изучения материалов, срок могут уменьшить в два раза.

Если изначально ошибочно будет выбран орган прокуратуры или же заявление подадут в Генпрокуратуру, отсчет срока начнется заново с момента передачи материалов уполномоченной инстанции.

При необходимости более полного выяснения деталей нарушения, направлении запросов, истребовании дополнительных документов, срок вправе продлить на 15-30 дней

Проверочные мероприятия сводятся к следующим этапам:

  1. Изучение прокурором законодательной базы, практики в аналогичных случаях. Определение круга лиц, которых потребуется привлекать к процедуре.
  2. Выезд на место нарушения и инициация проверки работодателя, с целью подтверждения нарушения.
  3. После истребования необходимых документов и их изучения, определяется вина и ответственность.
  4. Выносится представление, в котором требуется от работодателя в установленный период исправить допущенное им нарушение.

Срок подачи жалобы на незаконное увольнение

Если вас незаконно уволили, следует строго соблюдать сроки, в пределах которых вы вправе подать жалобу на действия работодателя. Так, законодатель предусмотрел возможность обратиться в инспекцию по труду в течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать об увольнении. Другими словами, когда вам вручили копию приказа об увольнении или выдали трудовую книжку, если с приказом не знакомили, готовите жалобу и со всеми документами направляете в уполномоченный орган.

Определенного срока для подачи жалобы в прокуратуру не предусмотрено, но необходимо подать в кратчайшие сроки, а еще лучше в течение месяца.

Исковое заявление в суд подается в месячный срок с момента, когда выдали копию приказа об увольнении или трудовую книжку.

Если вдруг вы пропустили срок, а причины этого уважительные (к примеру, болезнь), то он может быть восстановлен.

Исковое заявление в суд за незаконное увольнение

Итак, допустим, трудовая инспекция или прокуратура отказались встать на вашу защиту, или Вы сразу решили обратиться за защитой своего нарушенного права в суд.

  1. Первое, с чего необходимо начать – составление искового заявления? Составляем шапку, в которой указываем суд, куда направляется исковое, стороны – наименование, адреса, процессуальный статус.
  2. Далее в заявлении подробно описываем все обстоятельства дела: в какой должности трудились, в какой период, как были уволены и в чем, на ваш взгляд, было нарушение.
  3. Приводим правовое обоснование своих доводов и формируем просительную часть.
  4. Просить в таком иске помимо восстановления нарушенного права также можно компенсации морального вреда и компенсации судебных расходов.

Порядок и сроки рассмотрения

Каждое должным образом оформленное обращение (заявление, жалоба) подлежит обязательному рассмотрению уполномоченными работниками прокуратуры. С дня регистрации у прокуратуры есть месяц, чтобы провести проверку, и предоставить заявителю мотивированный ответ. Если же этого времени оказывается недостаточно, то по истечению месяца предоставляется промежуточный ответ с указанием сроков окончательного решения (обычно на это отводится еще 15 дней).

Иногда прокуратура может поручить проверку трудовой инспекции, полиции, другим государственным контролирующим структурам (как при констатации нарушений нанимателем норм охраны труда либо пожарной безопасности). В этом случае ответ о результатах проверки и принятых мерах сообщит новое уполномоченное лицо.

Как правило, такие проверки заканчиваются вынесением обязательных для выполнения предписаний, либо штрафами работодателя. При повторных нарушениях может наступить и уголовная ответственность.

Незаконное увольнение с работы: что делать и куда обращаться

Не следует вызывать конфликт непосредственно на рабочем месте и желательно попытаться уладить все до подачи заявлений в соответствующие органы. Если это не удается в ближайшее время, то следует сразу же отправлять жалобы, чтобы вписаться в установленный законный срок. Самостоятельно решить некоторые вопросы и учесть все нюансы будет сложно, особенно если дело дойдет до суда. Поэтому по спорам о незаконном увольнении желательно обращаться к специалистам в области права.

В целом система прокурорских органов в Российской Федерации – это строгая иерархическая структура, в рамках которой каждая нижестоящая прокуратура подчиняется всем вышестоящим прокуратурам по степени уменьшения территории, на которую распространяется компетенция этой прокуратуры. Так, районная прокуратура, как самое низшее звено в иерархии, подчиняется городской, областной, краевой, республиканской и Генеральной.

При этом каждое звено системы повторяет структуру Генеральной Прокуратуры, пусть даже и в миниатюре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *