Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), вправе продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.
Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста
Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период допустимо увеличить максимум до 70. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.
Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.
Понятие пенсии за выслугу лет
Пенсии за выслугу лет – это сфера государственного пенсионного обеспечения.
Из общего определения понятия пенсии по государственному пенсионному обеспечению можно выделить положения, касающиеся пенсии за выслугу лет, и сформулировать следующее определение данного вида пенсии: пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата за счет средств федерального бюджета, которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного заработка (денежного довольствия) в связи с прекращением государственной службы либо иной длительной профессиональной деятельности при наличии установленной законом выслуги лет.
Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих
11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет и до 65 для мужчин.
В действие закон от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступил с 1 января 2017 года. Он предполагает увеличение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев в период с 2017 по 2020 г., а затем с 2021 года ежегодно на год. Для мужчин окончательные нормативы будут установлены с 2023 года, а женщин — с 2026.
Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.
Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.
Получение выплат: об условиях назначения пенсии для федеральных госслужащих
Возможность для осуществления выплат тому или иному лицу появляется после того, как завершены процедуры, связанные с документальным оформлением.
Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при наличии следующих условий во время увольнения:
- осуществляется реорганизация, что приводит к ликвидации, либо сокращению штата;
- максимально допустимый возраст, характерный для той или иной должности;
- отсутствие возможности исполнять свои обязанности из-за проблем со здоровьем;
- прекращение полномочий в связи с условиями, описанными в контракте, заключенным с Правительством;
- увольнение по собственной инициативе либо по соглашению между сторонами.
Те или иные основания могут влиять на то, каким будет срок пребывания на службе перед тем, как произойдет непосредственное увольнение. Обычно применяют фактическую схему, либо считают периоды по совокупности месяцев. Статья увольнения и срока соотносятся друг с другом в соответствии со статьей 7 ФЗ №166.
Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике
К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.
Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.
Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.
Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.
Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.
Расчет пенсии за выслугу лет
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
Какие категории госслужащих имеют право на пенсию по выслуге лет?
Указанное пособие относится к государственным выплатам, положенным данным гражданам при условии достижения минимально необходимого количества отработанных лет.
В приведенной ситуации для их назначения не важны возрастные характеристики – имеет отношение лишь общая продолжительность, проведенная на государственной службе. Перечисление средств производится за счет финансирования федеральным госбюджетом.
Государством предусматриваются такие гарантии лицам, находящимся на федеральной службе. Чтобы они были установлены, требуется достижение соответствия нескольким параметрам, в том числе:
- увольнение должно быть обусловлено следующими причинами:
- сокращением штатного расписания;
- соглашением сторон;
- собственной инициативой служащих;
- обстоятельствами, на которые не в силах повлиять обе стороны;
- изменениями, внесенными в заключенный контракт;
- достижением предельных возрастных границ;
- ликвидацией государственных структур;
- проработать в указанных структурах не менее пятнадцати лет, но в отдельных случаях законодательством предусмотрен выход на заслуженный отдых и при меньшем опыте работы;
- непрерывно исполнять обязанности в соответствующих организациях не менее одного календарного года.
Не стоит забывать еще об одном обстоятельстве: максимальный возрастной ценз, установленный на законодательном уровне для работы в указанных органах, не должен превышать шестидесятилетнюю отметку.
Еще один важный момент: пенсия госслужащим за выслугу лет не может совмещаться с продолжением работы.
Важно! Указанное пенсионное обеспечение не может назначаться, если работник продолжает выполнять служебные обязанности.
Условия назначения пенсии госслужащим с 2017 года и ранее предполагают достижение возрастной категории:
- для мужской части работников – шестидесяти лет;
- для женской – пятидесяти пяти.
При этом величина стажа госслужбы для выхода на пенсию по указанным условиям не должна быть меньше двадцати пятилетнего периода, при этом последние семь из них перед завершением работы должны быть непрерывными.
Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.
Процедура обращения за двумя пенсиями в России в 2020 году
На практике существует несколько способов оформления материального обеспечения от государства для лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий. К ним относятся:
Обращение поэтапно за каждым из видов выплат. | Приемлем такой способ для граждан, которые получили право по выслуге лет до момента выхода на отдых в связи с достижением возраста. | Необходимо обращение в первый раз за пенсией по основанию о выслуге, если общий стаж работы на таких должностях составляет 23 года. После исполнения возраста для выхода на пенсию – следует подать заявление в ПФР о назначении обеспечения по возрасту. |
Одновременная подача заявления на два вида пенсий. | Возможно такое оформление при достижении возраста выхода на пенсию. | Если право на выслугу совпадает с достижением возраста для выхода на пенсию заявление подается для получения выплат одновременно по двум основаниям. |
Выход госслужащего на пенсию: выходное пособие, компенсации, выплаты
Увольнение госслужащего в связи с выходом на пенсию возможно на основании достижения работником общеустановленного пенсионного возраста, либо в связи с приобретением госслужащим права на пенсию по выслуге.
В каждом из вышеперечисленных случаев основанием для увольнения является заявление работника, оформленное на имя представителя нанимателя в установленном порядке.
Если на момент оформления заявления сотрудник приобрел право на пенсию, то наниматель обязан уволить его по дате, указанной в заявлении. Требовать от госслужащего-пенсионера 2-недельной отработки перед увольнением наниматель не вправе.
При увольнении в связи с выходом на пенсию госслужащему выплачивается зарплата и компенсация неиспользованного отпуска. Выплата выходного пособия госслужащему при выходе на пенсию возможна при условии, что данный вид выплат утвержден локальными нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда в госоргане.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%
с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%
с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.
с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.
Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).
Заключение
В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.
Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».
Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.
На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.
Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).
Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.
Пенсия госслужащих: порядок назначения, размер и расчет
Как известно, в нашей стране всем, кто достиг определённого установленного возраста, полагается выплата трудовой пенсии. В России она выплачивается женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, которым исполнилось 60 лет. Те люди, которые работали на государственных должностях, также имеют право на получение пенсии. Она рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2017 году вступили в силу некоторые изменения, которые касаются данной темы в том числе. В этой статье мы поговорим о размере и расчёте пенсии госслужащих, расскажем о том, каким критериям необходимо соответствовать человеку для получения такой выплаты. И конечно, нельзя забывать об актуальных нововведениях, которые применяются на практике в настоящее время.
Кому положена пенсия за выслугу лет
Эта пенсия устанавливается при особых условиях труда:
- Длительная подземная работа.
- Работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
- Работа, связанная с возможным риском преждевременным профессиональным старением.
Возраст и трудоспособность пенсионера при назначении пенсии не учитываются. Вычисление выслуги лет зависит от особенностей и условий труда работы. Стаж должен быть определенной продолжительности (кроме работников гражданской авиации, если работу пришлось оставить по состоянию работы летной работы)
Пенсия за выслугу лет положена:
-
работникам просвещения и здравоохранения;
-
летно-подъемному составу гражданской авиации;
-
работникам театров, кино и иных коллективов;
-
военным и МВД;
-
прокурорам, судьям;
-
работникам ФНС, полиции и таможни;
-
другим.
Размер пенсии за выслугу лет госслужащим
В том случае, если после выработки минимально установленного стажа на госслужбе гражданин решает оформить пенсионные начисления по выслуге лет, то их размер будет равен 45% от суммы средней заработной платы за последний календарный год службы. Эта сумма исключает размер страховой пенсии, устанавливаемой непосредственно государством, а также дополнительных выплат к основной пенсии.
Если после наработки 16,5 лет государственного стажа, гражданин продолжает выполнять свои обязательства по занимаемой должности, ежегодно уровень его пенсионных начислений по выслуге лет будет увеличиваться на 3% от установленного среднего заработка. Однако после оформления страховой пенсии, гражданин не сможет получать выплаты по старости, размер которых будет превышать 75% от среднемесячного заработка на занимаемой им государственной должности.
Льготы государственным служащим при выходе на пенсию
- ежемесячная доплата к пенсии. Зависит от стажа, обязанностей и звания гражданина. Составляет от 55% до 80% от ежемесячных выплат. Льгота поступает из местного бюджета;
- все социальные гарантии сохраняются (включая скидки на оплату ЖКХ и бесплатное пользование общественным транспортом);
- получение бесплатной медицинской помощи в любой клинике страны (близкие родственники автоматически получают льготу);
- если остались неиспользованные путевки, их сумма начисляется на счет пенсионера;
- после смерти госслужащего родственники получают компенсацию за погребение (на основании чеков).
- внутренний паспорт и копию;
- выписку из банка о размере среднего заработка за 12 месяцев до ухода гражданина на пенсию;
- свидетельство о занимаемой должности, в нем указан стаж государственной службы;
- выписку из Пенсионного фонда о размере трудовой пенсии по старости или инвалидности (если есть) и их размерах;
- копия трудовой книжки;
- приказ об увольнении и копию;
- любые документы, которые могут подтвердить стаж работы на государственной службе или послужить основанием для начисления льгот.
Порядок определения стажа для пенсии по выслуге лет
26 декабря 2011 года Министерство социального развития выпустило приказ, где был абсолютно уточнен порядок подсчета и определения стажа, дающего право на получение пенсии по выслуге лет для федеральных государственных работников.
В трудовой стаж, по результатам которого высчитывается право на льготную пенсию, включатся следующие периоды:
- Время, когда работник занимал должность, относящуюся к государственной службе, которая дает право на присвоение пенсии за выслугу лет;
- Время службы в разного рода министерствах и ведомствах Советского Союза после 31 декабря 1991 года вплоть до увольнения сотрудника из этих органов, однако не позднее дня, которые связаны с упразднением этих подразделений;
- Период работы на должности специалистов предприятий или учреждений, чей опыт и знания требовались государственным служащим на федеральном уровне для непосредственного выполнения ими своих прямых обязанностей.
При оформлении такой пенсии необходимо предъявить ряд документов, которые будут подтверждать право на ее получение:
- Трудовая книжка;
- Военный билет или же справка из военкомата;
- Различные иные документы государственных ведомств и предприятий, предъявление которых предусмотрено законодательством страны;
- Справка-объективка;
- Приказ об увольнении сотрудника с занимаемой должности (вместо него может быть предъявлена заверенная копия);
- Регламент по занимаемой должности на федеральной службе;
- Документ, который в обязательном порядке должен подтверждать, что выполняемые в процессе трудовой деятельности обязанности дают право на получение пенсии по выслуге лет.