Библиотекари, лесники и бухгалтеры начнут получать больше в Казахстане
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Библиотекари, лесники и бухгалтеры начнут получать больше в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовой документ по утверждению базовых показателей является Закон РК «О республиканском бюджете». Согласно нему, минимальная зарплата по Казахстану в 2023 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 33% и составила 42 500 тенге или 105 долларов по текущему курсу. Отмечаем, что МЗП отличается от прожиточного минимума – его же размер 31 383 тенге. Именно на такие суммы можно прожить в Казахстане, покупая продукты и оплачивая коммунальные услуги.
Перспективы повышения зарплаты в Казахстане
Рассматривая тенденцию роста экономики и зарплат Казахстана, то примерно каждые 3 года меняется ситуация, либо к лучшему сценарию, либо к худшему. Чтобы не зависеть от нефти, цена которой частенько падает, Правительство РК делает акценты на иностранные инвестиции и на диверсификацию отраслей.
Согласно статистики прошлых лет и намеченным планам на будущее, а именно к подведению итогов в 2030 году, можно спрогнозировать в каких отраслях и на сколько повысят доход населения. Но также не стоит забывать и про инфляцию, которая в РК около 6,7% ежегодно.
Покажем рост в таблице:
Отрасли экономики: | По годам: | ||
2 023 | 2 026 | 2 030 | |
— образование | 25% | 25% | 25% |
— медицина | 30% | 30% | 30% |
— промышленность | 10% | 15% | 20% |
— строительство | 15% | 15% | 15% |
— транспорт | 5% | 10% | 15% |
— туризм | 10% | 10% | 10% |
— финансы, банки | 10% | 10% | 10% |
— оптовая и розничная торговля | 10% | 10% | 10% |
— сельское хозяйство | 15% | 20% | 20% |
Анализируя данные таблицы видно, кому повысят доход к 2030, так как действительно в планах Президента улучшить многие сферы до международного стандарта. Минимальные проценты роста ждут работников туристического, торгового и финансового сектора.
Развитие науки и высшего образования
Продолжится работа по повышению стипендий учащихся вузов страны. Так, в этом году стипендии студентов вырастут на 20 процентов, а магистрантов и докторантов – на 15 процентов по сравнению с показателями 2020 года. Кроме того, запланировано увеличение количества государственных образовательных грантов на 10 процентов.
В рамках формирования исследовательской экосистемы и развития инновационных технологий продолжится процесс трансформации отечественных вузов в исследовательские. В частности, в 2023 году новый статус получит Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова. Это позволит повысить его исследовательский потенциал и уровень коммерциализации научных проектов.
В первом полугодии в рамках госзаказа планируется ввести в эксплуатацию 9 студенческих общежитий на 5 500 мест. В дополнение к этому продолжит действовать механизм ГЧП по реконструкции и строительству новых общежитий. При этом вузы смогут открывать дополнительные специальности только при наличии необходимого числа койко-мест в общежитиях.
Для стимулирования и поощрения ученых будет продолжена практика присуждения 50 премий «Лучший научный работник» в размере 2 000 МРП. Ученых, внесших значимый вклад в развитие науки и техники, также будут поощрять посредством государственных научных стипендий и премий.
Что планируется сделать с 1 января в отношении зарплаты госслужащих в России?
Повышение зарплаты госслужащих в 2022 году планировалось, но, к сожалению, не было проведено в нужном количестве. Именно поэтому был выпущен Указ Президента, в котором описаны меры повышения окладов государственных гражданских служащих.
Следует отметить, что порядка 65% всей зарплаты госслужащих приходилось на разного рода премии и поощрения. При этом 35% — это была заработная плата. После того, как будут введены новые правила расчетов заработной платы, существенно будет изменено процентное соотношение.
Так, в будущем планируется, что только 30% будет приходиться на премии, а вот 70% — это гарантированная заработная плата от государства.
Помимо того, что изменится процентное соотношение в заработной плате и премиях, оклады федеральных госслужащих будут повышены. Дело в том, что в материальное обеспечение государственных служащих входит оклад, премия, оклады за классный чин, доплаты за выслугу лет, дополнительные средства, которые идут за выполнение особых работ, которые, к примеру, связаны с работой с государственной тайной или особо важных задач руководителя. Но многие так и не могут понять, будет ли повышение заработной платы госслужащих? По вводимому закону, всем государственным служащим, вне зависимости от места их работы (будь –то Федеральное казначейство или структурное подразделение МВД), могут рассчитывать на повышение должностных окладов.
Распределение по должностям
К примеру, распределение зарплаты по различным должностям можно посмотреть в следующей таблице:
Должность | Оклад до указа и процент премии | Новый оклад |
Специалист 1 разряда | 2200 ₽, а также 2,5% от оклада – это премия | 12400 ₽, где 0,9 от оклада – это премия |
Специалист эксперт | 2600 ₽, а также 2,5% от оклада- премия | 14600 ₽, где 0,9 от оклада- это премия |
Заместитель министра | 5600 ₽, а также 10,5% от оклада – это премия | 31 000 ₽, где 3,5 от оклада – это премия. |
Как видно, теперь основной доход госслужащих будет приходиться именно на оклад, на не на получение премии.
Стоит обратить внимание ,что государственные служащие, которые работают на федеральный аппарат, могут рассчитывать на повышение доплат за особые условия работы. В частности, для младшей группы должностей повышение будет находиться на уровне 20% от оклада, для старшей группы должностей – от 30%, для ведущей группы – 40%, а главной группы – от 50%.
Надбавки за дипломатический ранг
В 2023 году повышение зарплаты госслужащим затронет и дипломатов РФ. Для сотрудников посольств разработана такая сетка надбавок:
Ежемесячная надбавка (руб.) | Дипломатический ранг |
8 939 | Атташе |
9 498 | 3-й секретарь |
10 371 | 2-й секретарь II класса |
10 615 | 2-й секретарь I класса |
11 174 | 1-й секретарь II класса |
11 447 | 1-й секретарь I класса |
12 008 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
13 408 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса |
24 580 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса |
30 167 | Чрезвычайный и Полномочный Посол |
Как рассчитать зарплату?
Отдельное внимание стоит уделить тому, как рассчитать зарплату, чтобы понять, какая сумма будет выдана на руки. Оклад – это фиксированная сумма. Его уровень прописывается в трудовом договоре, но человек получает по итогу немного меньше, чем указано, потому что из заработной платы вычитаются необходимые налоги.
Говоря о вычетах стоит сказать, что вычитаются обязательные пенсионные взносы, а также ИПН – подоходный налог.
Обязательные отчисление составляют 10 % от оклада. И подоходный налог также составляет 10 %. Налоговый кодекс предусматривает ту сумму, которая не облагается налогом – это одна минимальная заработная плата, уровень которой указан выше – 42 500 тенге.
Лучше всего использовать калькулятор заработной платы в Казахстане в 2021 году для расчёта заработной платы, который позволяет рассчитать ориентировочную зарплату, вводя исходные данные в специальную программу.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
Повышение зарплаты в Казахстане в 2021 году
Сложность проверки данного утверждения заключается в том, что не совсем понятно, кого депутат имеет ввиду под «рядовыми госслужащими», как и о том, сколько лет стажа считается «многолетним». Вольное толкование нами этих понятий может исказить суть проверки конкретного высказывания, так как может оказаться, что г-жа Смышляева имела ввиду абсолютно другое. Поэтому мы оставим это утверждение без вердикта, но, тем не менее, попробуем разобраться в вопросе, так как тема заработной платы госслужащих весьма актуальна.
Мы решили проверить зарплаты всех категорий административных служащих через объявления о вакансиях, доступных на сайте Агентства по делам госслужбы (АГДС).
Как известно, среднемесячная заработная плата разнится от региона к региону. Поэтому для нашего небольшого анализа, следуя словам депутата, возьмём среднюю зарплату по стране, которая, по состоянию на первый квартал 2021 года, составила 230 829 тенге.
Из 52 категорий, вакансии по которым предлагаются на сайте АГДС, по нашим подсчётам, 37 категорий имеют заработные платы ниже средней зарплаты по Казахстану и в нижнем, и верхнем значении. Ещё 5 категорий имеют заработную плату ниже средней в нижнем значении. Учитывая вышесказанное, можно сказать, что большая часть госслужащих, по крайней мере, по официальным данным действительно получает зарплаты, которые не дотягивают до среднемесячной зарплаты по стране. Здесь мы не учитываем бонусы и премии.
Говоря о зарплатах, стоит отметить, что среднемесячная заработная плата не совсем точно отражает реальную оплату труда значительной части населения, так как её рост в основном формируется за счёт высокооплачиваемых сотрудников, которые тянут вверх её значение. Поэтому существует понятие «медианная зарплата» — зарплата, которая находится ровно посередине зарплатного списка.
По данным Бюро национальной статистики, медианная зарплата за 2020 год составила 142 291 тенге. Если судить о заработной плате госслужащих в сравнении с медианной зарплатой по стране, то картина (для госслужащих, — ред.) будет выглядеть куда более оптимистичной.
Между тем в марте стало известно о том, что с 1 июля планируется повысить зарплату госслужащих. Директор департамента государственной службы АГДС Жаркын Тлеукенов сообщил, что прирост к зарплате административных госслужащих по предварительным расчётам может составить от 30% до 150%. При этом речь идёт о новой системе оплаты труда, по которой диспропорция в заработных платах сельских и городских госслужащих должна сократиться с 70% до 10%.
Утверждение: Снижение доли молодежи среди государственных служащих до 22%, а в сельской местности до 18% говорит о низкой привлекательности профессии для данной категории граждан.
Е. Смышляева
С уже учтённой оговоркой о том, что отдельных данных по состоянию госслужбы в сельской местности в открытых источниках нет. Возвращаясь к Национальному докладу от АГДС, подтверждаем, что доля госслужащих в возрасте до 30 лет (возраст молодёжи в РК — 18-29 лет) составляет 21,6%. А по данным на 1 января 2018 года, доля молодёжи на госслужбе составляла 26%. То есть действительно можно говорить о некотором снижении. Однако проверить действительно ли это снижение связано с потерей привлекательности профессии невозможно без проведения соответствующего исследования.
При этом следует отметить, что, как сообщает АГДС в докладе, проводится сокращение штатной численности госслужащих и оптимизация имеющихся вакансий. То есть какое-то сокращение работников и среди молодых сотрудников, вероятно, ожидается.
Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников
Такие зарплаты госслужащих могут показаться большими по сравнению с нашими, но надо помнить об уровне расходов в перечисленных странах. К примеру, в самом дорогом городе в США — Сан-Франциско средний доход семьи составляет $96 265 до уплаты налогов. При этом средняя сумма арендной платы в месяц– $3 500 (1 504 284 тенге).
Цена булки хлеба в штатах варьируется от 1 до 4 долларов (430-1 719 тенге), что намного выше, чем в Казахстане. В Европе обычный батон стоит полтора евро (790 тенге).
Заморозка доходов чиновников была зафиксирована еще в далёком 2014 году. С тех пор, в ожидании благоприятных экономических перспектив, служащие довольствовались слухами и ждали благих вестей от правительства. И вот, наконец, они имеют поводы для оптимизма – Минтруда и соцзащиты России сообщили об индексации их доходов, начиная с 2021 года. Через год пройдёт еще одна индексация.
Но при этом ожидается давно обещанная оптимизация государственного аппарата на всех уровнях.
Что означают эти изменения? То, что будут продолжаться сокращения, поскольку на сегодня количество госслужащих продолжает оставаться очень высоким – порядка одного государственного работника на почти девяносто граждан страны. И это очень много, исходя из того, что, к примеру, в СССР данный показатель равнялся 140 к 1.
Как отмечалось выше, несколько лет действовал мораторий на повышение окладов государственным гражданским служащим. Майскими указами Президента предусматривался рост окладов, при наличии возможностей государственного бюджета для этого повышения.
Уже осенью министр финансов России Антон Силуанов озвучил заложенную в бюджете на 2021 год сумму, предусмотренную на повышение зарплат бюджетников. Она составит 100 млрд. рублей.
Ожидаемое повышение окладов госслужащим в 2021 году с начала грядущего года, то есть с января, не планируется.
Связано это с тем, что сейчас ведётся разработка общих принципов и критериев государственной политики в отношении служащих и их новой системы трудовой оплаты.
Завершение этой работы и общественное представление конечного варианта этой политики и системы предполагается ближе к осени будущего года.
Теперь остановимся на вопросе, кто на сегодняшний день, в соответствии с законами России, относится к категории государственных служащих.
Сразу отметим, что к разряду госслужащих причисляются далеко не все работники учреждений, относящихся по правовому статусу к государственной собственности. К такой категории сейчас относятся работники:
- законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
- исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
- судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).
О повышении зарплат с 2022 года рассказали в Минтруда
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% |
Распоряжение правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры индексации по каждому году. Так, «дорожная карта» Свердловской области по повышению заработной платы 2021 года утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников составит не менее 100% от среднемесячных зарплат по Свердловской области. Проведенная индексация заработной платы бюджетникам с 1 октября 2021 года потребовала от правительства дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы учесть районные надбавки и северный коэффициент.
Оклады за классный чин
В 2023 году для сотрудников федеральных госорганов будут актуальны такие оклады:
Ежемесячный оклад (руб.) | Классный чин |
6 145 | Секретарь III класса |
7 263 | Секретарь II класса |
8 381 | Секретарь I класса |
8 939 | Референт III класса |
9 498 | Референт II класса |
10 615 | Референт I класса |
11 174 | Советник III класса |
11 732 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
12 850 | Гос. советник РФ III класса |
13 408 | Гос. советник РФ II класса |
14 526 | Гос. советник РФ I класса |
22 346 | Действительный гос. советник РФ III класса |
24 580 | Действительный гос. советник РФ II класса |
30 167 | Действительный гос. советник РФ I класса |
Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?
Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.
В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:
- сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
- перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
- часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.
Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.
Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
- сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
- сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
- второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
- на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Правительству Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить сокращение до 1 сентября 2020 года на 5 процентов лимитов штатной численности государственных служащих:
центральных исполнительных органов, их ведомств, территориальных подразделений, за исключением Министерства обороны Республики Казахстан;
местных исполнительных органов.
2. При сокращении лимитов штатной численности государственных органов, за исключением случаев их реорганизации, размеры средств, предусмотренных на обеспечение их деятельности, исчисленных до введения в действие настоящего Указа, сохраняются за государственными органами на соответствующий и последующие годы.
3. Руководителям местных исполнительных органов обеспечить сохранение лимитов штатной численности государственных служащих в сельских округах и селах.
4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 29 «О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 1, ст. 2) следующие изменения:
в приложении 1 к вышеназванному Указу:
строку:
«
Аппарат Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета |
132 |
О повышении зарплат с 2022 года рассказали в Минтруда
Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.
Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.
Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.