Новые штрафы за валютные нарушения с июля 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы за валютные нарушения с июля 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193 УК РФ. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа крупных сумм денег в иностранной валюте.
Ответственность за противоправные операции с валютой
На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):
- купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
- проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
- проведение переводов денег без открытия счета в банке.
Виды нарушений валютного законодательства
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок)
- Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов
- Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета
- Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
- Гражданско-правовая (аннулирование сделки)
- Административная (штрафные санкции)
- Уголовная (вплоть до лишения свободы)
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
К незаконным валютным операциям относятся:
- Купля-продажа иностранной валюты и чеков с номинальной стоимостью в валюте не в банке
- Проведение операций в валюте без использования банковских счетов
- Осуществление переводов в валюте без открытия банковского счета
Можно ли оспорить штраф
Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.
Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.
Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:
- экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
- неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
- единство внешней и внутренней валютной политики государства;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:
- обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
- проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
- выявление и пресечение противозаконных операций.
Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:
- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
- проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
- запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
- применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Новый регламент валютного контроля на 2021 год
Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:
- Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
- Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
- После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.
Как оспорить штраф – возможно ли это?
Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:
- апеллирование к малозначительности нарушения;
- указание на смягчающие факторы.
Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.
Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:
- безупречная репутация организации;
- непростое финансовое положение;
- факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
- т.д.
Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.
Порядок проведения валютных операций физлицами
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.
У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.
Налоговики начали использовать «спящую» норму валютного контроля
Как сформулирована оговорка
Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».
Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».
Формы и принципы валютного контроля
Базовые формы и принципы, по которым осуществляется валютный контроль в стране, также регламентированы Законом № 173-ФЗ. Реализация следующих принципов направлена, прежде всего, на защиту государственных интересов:
- приоритет мер экономического характера в сфере государственной политики (это означает, что введение жестких мер и санкций допускается в исключительных случаях и только нормативными актами);
- запрет на неоправданное вмешательство госорганов в операции граждан и юридических лиц, совершенные в валюте;
- единство госполитики РФ во внутренней и внешней сфере;
- единство систем регулирования и контроля валютных правоотношений;
- гарантия защиты со стороны государства при реализации валютных операций (такие гарантии даются не только резидентам, но и субъектам иностранных юрисдикций).
Как происходит валютный контроль на практике
Под валютный контроль подпадают обязательные и добровольные мероприятия, которые будут проводить банки или иные агенты. Законом № 173-ФЗ определены операции, подлежащие обязательному валютному контролю, вне зависимости от их суммы и вида валюты:
- сделки по обороту национальных или иностранных ценных бумаг, если их стоимость полностью или частично выражается в валюте другого государства;
- расчеты между частными лицами и/или организациями (резидентами и нерезидентами), если платеж выполняется в иностранной валюте, либо происходит обмен денежных средств на такую валюту;
- сделки, в том числе по внешнеэкономическим правоотношениям, если для расчета используется иностранная валюта (при этом платеж может быть выполнен и в пределах России).
Особенности осуществления контроля по каждой из перечисленных операций будут незначительно отличаться.
На практике, этапы валютного контроля заключаются в следующем:
- подготовка и передача агенту контроля документации, подтверждающей законность предстоящей сделки;
- открытие специального счета, на котором будут аккумулироваться валютные средства, либо осуществляться перевод (для участников ВЭД такое требование обязательно);
- банк резервирует средства для совершения валютной операции (если у резидента изначально открыт валютный счет с собственными средствами, резервирование не требуется);
- после предварительной проверки банком, проходит сделка с оборотом иностранной валюты или ценных бумаг;
- при совершении операции оформляется паспорт сделки с использованием иностранной валюты;
- агент контроля отображает все сведения о совершенной операции и представленном паспорте сделки в реестры Центробанка (это может происходить незамедлительно после операции, либо по факту проверки документов);
- банк получает резерв со спецсчета, который остался после совершения операции;
- стороны закрывают сделку, формируют и представляют в банк отчетность;
- банк проводит последующий контроль, фиксирует результаты проверки в реестрах Центробанка.
Ответственность и штрафы
За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.
Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ) | Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) | |
Должностные лица | 4000-5000 руб. | одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ. |
Юридические лица | 40 000-50 000 руб. |
Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.
Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки
Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.
Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:
- Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
- Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.
Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции
Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.
Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:
- штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
- для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.
Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций — до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.
Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:
- штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
- изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет;
- принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.
Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:
- до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб.;
- изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.
Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц, то:
- от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб.;
- изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.
Ответственность за противоправные операции с валютой
На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):
- купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
- проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
- проведение переводов денег без открытия счета в банке.
На данный момент штрафные санкции за совершение этих нарушений составляют 75%-100% величины незаконной валютной операции или объема денег, которые переведены без открытия счета в банке. С 24.07.2022 г., когда вступят в действие новые нормы закона, штрафные санкции будут назначаться в размере 20%-40% от величины противозаконной валютной операции.
Штрафные санкции для должностных лиц компаний за совершение подобных правонарушений также 20%-40% от величины противозаконной валютной операции, но не больше 30 тыс. руб. На сегодняшний день штраф для должностных лиц — 20-30 тыс. руб.