Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?

Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.

Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:

  • средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
  • высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
  • специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
  • научные центры (НИИ, лаборатории).

Отличие профессиональной подготовки и повышения квалификации

Повышение квалификации направлено на обновление, совершенствование профессиональных знаний и навыков. Оно помогает перейти на более высокий уровень выполнения должностных обязанностей. Профпереподготовка нацелена на приобретение дополнительных компетенций, которые помогают получить новую квалификацию или профессию. В первом случае продолжительность обучения обычно составляет от 16-24 до 100 и более часов. При переподготовке учатся от 500-1000 часов и больше.

Есть отличие в виде получаемого документа — при повышении квалификации это удостоверение установленного образца, а при переподготовке диплом установленного образца. Профессиональная переподготовка обойдется дороже, так как процесс обучения длится дольше.

ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.

Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.

Читайте также:  Права ребёнка в России. Что нужно знать детям и родителям?

Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Перспективы ДПО в негосударственной организации

Ключевое отличие, которое пугает большинство соискателей – это получаемые документы. «Документ государственного образца» звучит надежнее и привычнее, однако не гарантирует качественных знаний, а что дает, например, удостоверение о повышении квалификации установленного образца, никому не понятно.

Негосударственные образовательные центры в условиях жесткой конкуренции вынуждены постоянно совершенствоваться и разрабатывать курсы, не уступающие по эффективности государственным.

Выдаваемые при этом документы функционально ничем не уступают государственным, также подтверждая получение новых знаний в рамках своей квалификации или новой профессии на базе имеющейся. Единственное различие – бланки и программы, разрабатываемые в конкретной организации без участия государственных надзорных органов.

Из минусов – невозможность попасть на госслужбу, для которой документы государственного образца являются одним из базовых требований для соискателей.

Из плюсов – большинство организаций предлагает выбор форм обучения, более короткие программы подготовки и широкий выбор направлений, способный удовлетворить потребности даже самой узкой отрасли.

При выборе ориентируйтесь на надежность учебного центра, его опыт работы в образовательной сфере и срок действия лицензии. Наш учебный центр отвечает всем базовым требованиям, у нас современные программы подготовки, разработанные квалифицированными преподавателями с учетом государственных профессиональных стандартов. Выбирая компанию «РостБизнесКонсалт», Вы исключаете риск работы с мошенниками и в короткие сроки получите новые знания и требуемые документ.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Читайте также:  Договор ГПХ и трудовой договор: в чём разница?

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Начальное профобразование (НПО)

Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.

Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение. В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.

Что такое дополнительное образование?

Классическое дополнительное образование – это любые знания, умения и навыки, приобретаемые человеком по собственному желанию. ДО не регламентирует характер первого образования, не регулируется нормативными или законодательными актами и не предусматривает обязательной выдачи официальной бумаги о прохождении обучения.

Читайте также:  Сколько промилле разрешено в 2023 году в России за рулем?

Программы дополнительного образования могут затрагивать не только область рабочих знаний человека, но и сферу его интересов. Кройка и шитье, плетение корзин, зодчество или приготовление средиземноморских блюд – примеры классического ДО. Такие курсы не предполагают регулярности их прохождения, в отличие от ДПО, которое представители некоторых профессий (педагоги, медики) обязаны получать не реже одного раза в три-пять лет.

ДО доступно для всех возрастных категорий, тогда как дополнительное профессиональное образование остается прерогативой совершеннолетних граждан.

Какими законами регулируются курсы повышения квалификации и переподготовки

В России дополнительное профессиональное образование регулирует ФЗ “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012. Организации предоставляющие образовательные услуги обязаны иметь соответствующую лицензию, чаще всего это университеты, институты, колледжи, учебные центры. Номер лицензии всегда можно проверить на сайте Рособрнадзора.

Образовательные программы должны соответствовать требованиям профессиональных и квалификационных стандартов, федеральным ГОСТам.

Востребованные профессии для повышения квалификации и переподготовки

15 самых востребованных специальностей на курсах дополнительного профессионального образования:

  • педагогика и дошкольное образование;
  • медицинские специальности;
  • фармацевтика;
  • бухгалтерский учет;
  • юриспруденция;
  • закупки и тендеры;
  • архитектура и дизайн;
  • туризм;
  • охрана труда;
  • промышленная и пожарная безопасность;
  • ГО и ЧС;
  • строительство;
  • кадастр и геодезия;
  • сметное дело;
  • энергетика.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Специальный разд. IX ТК РФ, посвященный регулированию подготовки и дополнительного профессионального образования работников, претерпел значительные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В гл. 31 этого раздела сгруппированы общие положения, регулирующие отношения в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников установлены в ст. 196 ТК РФ.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Второе высшее и переподготовка: отличия

  • Срок обучения: второе высшее образование придётся получать несколько лет, а переквалификацию можно пройти за год, а иногда и несколько месяцев.
  • Стоимость. Второе высшее образование обычно стоит дороже переквалификации.
  • Направленность. Второе высшее даёт более фундаментальное образование, с большим количеством теории. А профессиональная переподготовка ориентирована на практику.
  • Чтобы получать второе высшее образование, нужно сдавать вступительные экзамены, для проф.переподготовки такого требования нет.
  • Второе высшее образование может быть получено только в ВУЗе. Профессиональную переподготовку можно пройти не только в учреждении высшего образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *