Какие изменения в оплате ОДН вводятся в РФ с 1 .01. 2023 года?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в оплате ОДН вводятся в РФ с 1 .01. 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Все, что нужно знать про ОДН
– С учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила 306), Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области произвело расчет нормативов пот- ребления коммунальных услуг на ОДН.
Если в доме нет общедомового счетчика для какой-либо коммунальной услуги, то ОДН начисляются, исходя из нормы, рассчитанной для этого дома. Но когда применяется норматив, и что он в себя включает, зависит от конкретного ресурса или услуги. Например, пользоваться услугой водоснабжения невозможно без использования электроэнергии. Как будут проводиться расчеты норматива ОДН за электроснабжение, зависит от того, на чьем балансе находится насос- ное оборудование. То есть, его нет на балансе поставщиков ХВС и ГВС, то ОДН по электроснабжению насосов также будет включено в общий норматив по ОДН.
Расчет ОДН на отопление 354 постановление правительства — РФ
Вопрос спорный, так как ситуации могут быть разными. В случае, когда коммунальщики будут ссылаться на некое письмо с указанием провести перерасчет и начнут требовать больше денег, чем ранее было выставлено в квитанции ЖКХ, то стоит обратиться в суд, так как Гражданский процессуальный кодекс говорит о том, что письмо никак не является нормативным документом. В данном случае расчеты нужно производить по 15-й формуле 354-го постановления.
Любому жильцу МКД дано право оспаривать квитанцию по общедомовым нуждам написав заявление на проведение перерасчета, так как рассчитывать на автоматические действия со стороны коммунальных служб не приходится. Понадобиться лично обратиться в сбытовую или управляющую компанию и заполнить выданный на руки бланк-заявление образец заполнения которого выдается бесплатно.
Общедомовые нужды по электроэнергии постановление 354 2021 год
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.
По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.
Для этого потребуются следующие данные:
- Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
- Общая площадь здания.
- Размер конкретной квартиры.
- Общая площадь жилых и технических помещений в доме.
После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.
Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:
- Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
- Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
- Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
- Полученный результат делится на общую площадь дома.
- Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
- Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
- Результат пользователь должен будет оплатить.
Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.
Размер одн по горячей воде 2021
Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.
Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.
Сюда относится:
- Название и место нахождения поставщика услуг.
- Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
- Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
- Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
- Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
- Период, за который надо произвести перерасчет.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата составления и подпись инициатора.
Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.
Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
Ответы по оплате ОДН. Фото № 3
Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.
Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.
Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.
Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = х К / С.
Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.
Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.
Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.
В нем указать с какого и по какое время не было воды, и потребовать сделать перерасчет, который проверить с помощью вышеуказанной формулы. Если такого перерасчета сделано не будет, значит можно обращаться в , и требовать сделать это принудительно.
Начиная с , жители России оплачивают общедомовые нужды по новым тарифам. Постановление о реформировании начисления оплаты за ОДН было принято для того, чтобы сделать расчет данного параметра более прозрачным и исключить возможность его намеренного завышения управляющими компаниями. Что это значит для каждого из нас, и каких последствий стоит ждать?
Для начала напомним, что первую стадию реформирования система начисления общедомовых нужд прошла с 1 января 2019 года. Прежде ОДН была отдельной графой в квитанции любого жителя многоэтажного дома, но с нового года этот параметр автоматически учитывается в общую сумму к оплате за те или иные коммунальные нужды. Основой для расчета суммы платежа стала величина потребления каждого жильца, рассчитываемая по нормативам. Устанавливаются они местными властями республик, областей и краев.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении;
Схема расчета затрат ОДН в 2022 году
На объём общих домовых нужд влияет наличие или отсутствие учётных приборов как в самой квартире, так и общей лестнице, служебных помещениях и т. д. В случае если данные приборы имеются, то объем будет равен разнице показателя учетного прибора на общей территории и индивидуальными значениями.
В противном случае используются нормативные документы. Для объема ОДН за основу берут норматив и умножают на площадь дома. Полученное значение будет разделено на всех жителей дома в зависимости от площади квартиры.
Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы.
Превышение расхода воды, тепла или энергии оплатит УК или ТСЖ . Именно ответственность этих структур за излишки потребления должна заставить их произвести проверку каждого подведомственного дома, выявить утечку или хищение, случаи несанкционированного употребления ресурсов, провести работы по их сбережению и повышению энергоэффективности.
Правомерность начисления
Начав получать платёжки с новым способом начисления оплаты за ГВС, люди оказались в недоумении. Негатив вызвал пункт квитанции “подогрев воды”. Управляющие компании были заподозрены в махинациях и неправомерности начислений.
В действительности, закон вышел ещё 13.05.2013 года под № 406. Он указывает, что начисление платы за водоснабжение должно происходить по тарифу из двух компонентов. Поэтому единая сумма за ГВС разделилась на две части. Теперь отдельно высчитывается объем воды и энергия для нагрева.
Чтобы окончательно удостоверится в правомерности начислений, следует детально разобраться в услуге.
Появление новой строки связано с тем, что ранее не учитывалась энергия, потраченная полотенцесушителем. Коммуникация не связана с отоплением, а работает на тепловой энергии ГВС. Получилась ситуация, когда плату за тепло можно взимать только при работе центрального отопления, а обогрев помещения в летний период за счёт полотенцесушителя никто не оплачивал. Правительство пошло на этот шаг, чтобы возместить убытки, связанные с расходом теплоэнергии.
Что такое ОДПУ в квитанции
Разберемся, что обозначает сокращение ОДПУ в квитанциях ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры – общедомовые приборы учета.
В многоквартирных домах устанавливают приборы учета энергии, которые монтируются в подвальном помещении. Они относятся к общедомовому имуществу. Позволяют регистрировать общий расход электроэнергии, тепловой энергии и т.п.
Общедомовые приборы учета регистрируют:
- расход тепловой энергии;
- потребление электричества;
- расходование горячего и холодного водопотребления;
- использование бытового газа. Такими приборами комплектуются дома, где газом подогревается вода и подается от общего котла в квартиры. Сейчас таких домов почти не осталось.
Приборы фиксируют расход по всему многоквартирному дому. Сюда входят в том числе расходы на общедомовые нужды. То есть потребление воды, электричества, тепла на обслуживание общих помещений.
Особенности установки и обслуживания
Для того чтобы установить ОДПУ, согласие всех жильцов МКД не требуется. Ресурсоснабжающая организация имеет право принудительно установить приборы. Представители УК обязаны уведомить собственников о необходимости монтажа ОДПУ.
Приобретение, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования производится УК совместно со специализированной организацией. Выбор организации и оборудования осуществляют жильцы дома.
Представители УК имеют только совещательный голос. При этом представитель обязан разъяснить собственникам, что расходы на установку ОДПУ лежат на жильцах.
Кроме того, собственники обязаны:
- После общего собрания и выбора подрядной организации заключить договор на приобретение, монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию. Оплата за установку ОДПУ, наладку и т.п. лежит на жильцах дома;
- Техническое обслуживание приборов учета может выполнять ЖЭУ или подрядная организация. Это решают собственники;
- В договоре на обслуживание оговаривается, что эксплуатация проводится подрядной организацией, имеющей на это право;
- Она же должна следить за исправностью оборудования. Выполнять ремонт ОДПУ, а при необходимости производить замену. Возможно, эти обязанности возложить на ЖЭУ, при наличии соответствующей лицензии.
Общедомовой прибор учёта отсутствует. Нужно ли в этом случае платить за ресурсы
В случае если по каким-то причинам общий счётчик отсутствует в многоквартирном доме, то расчёт расхода и плата за общедомовые нужды ведётся на основе персональных приборов учёта с применением специальных повышающих коэффициентов. Их показатели, как правило, не бывают выше 10%.
К примеру, жильцы дома потратили воду на сумму в 500 рублей. Тогда на оплату ОДН они вынужден будут отдать 50 рублей (500*0,1). Эта сумма может быть и меньше, всё зависит от самого коэффициента, который был установлен. Сам же норматив по потреблению ресурсов устанавливается местными региональными властями в зависимости от региона. Все интересующие размеры тарифов вы сможете посмотреть на сайте вашей управляющей компании.
Мнение эксперта
Александров Дмитрий Петрович
Практикующий юрист с 15-летним стажем
Специализируется на семейном праве
Обратите внимание! Часто фактические данные на оплату могут быть в разы больше, чем при расчёте с использованием формул. Причин тому много, например, сильный износ теплосетей, из-за которого часто возникают аварийные ситуации, связанные с прорывом труб
Всё это ведёт к потере ресурсов. Ещё одна ситуация: некоторые жильцы, неимеющие дома персонального счётчика, оплачивают расход воды по нормативу и прекращают экономить ресурс, забывая закрывать краны после использования. Само собой, общий расход тоже будет расти. Либо в квартире официально зарегистрирован только один жилец, а проживают с ним ещё три. Все квитанции будут приходить с расчётами на одного пользователя, когда по факту нужно платить за четверых.
За жильцами право выбирать форму оплаты услуг ЖКХ
В законе теперь закреплена норма, которая позволяет жителям дома самостоятельно выбирать способ расчета за коммунальные ресурсы — по счетчикам или по нормативам.
В том случае если счетчики, которые учитывают затраты на обеспечение общего имущества жильцов электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.
Хотя теперь плату за общедомовые коммунальные услуги и можно будет пересчитать, исходя из показаний счетчика, однако на практике не ясно, как это будет происходить.
Энергоснабжающие компании сегодня часто предлагают установить счетчики за свой счет. Управляющие компании либо специально собирают средства на установку, либо производят ее за счет средств, которые уже собраны в рамках общедомового обслуживания.
По мнению экспертов, принятие поправок было вызвано тем, что «расходы на общедомовые услуги фактически оказались выведенными из правового поля».
Учитывая, что нормативы устанавливают региональные власти, завышение цен в данной сфере встречается нередко.