Изменение требований к маркировке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение требований к маркировке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспортировать опасные вещества и изделия могут только организации, которые получили лицензию на грузоперевозки и соответствующее разрешение для автомобиля в государственных органах. Каждую перевозку нужно согласовывать с надзорными ведомствами.
Запрет на использование транспортных средств
Было:11. Запрещается эксплуатация:
|
Стало:
|
Пункт № 11 содержит перечень всех видов транспорта, которому нельзя участвовать в дорожном движении. И теперь в нем сделана перестановка — троллейбус перемещен в нижний абзац. Из этого следует, что теперь техническое состояние троллейбусного транспорта будет контролироваться и сверяться не по своим требованиям, а по конкретному списку, указанному в ПДД.
К таким грузам относятся все вещества, которые способны нанести вред окружающей среде, животным и людям при утечке. Также они могут спровоцировать опасные для жизни ситуации.
Транспортировка этих грузов регламентируется «Соглашением о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. Документ подписан в ООН. Основная цель соглашения — обеспечение безопасности при транспортировке подобных материалов.
Классификация опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Они имеют специальный идентификационный номер и делятся на различные классы. В России в соответствии с ДОПОГ разработан ГОСТ 19433-88.
В таблице приведены классы опасных грузов, их описание, количество подклассов и примеры.
Класс | Название | Описание | Количество подклассов | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Взрывоопасные материалы | Все вещества и изделия, которые обладают пиротехническим эффектом. Они также способны становится причиной пожаров со взрывчатым действием. | 6 | тротил аммонал фейерверки пиротехнические составы шнур огнепроводный |
2 | Газы в сжатом или сжиженном состоянии | Сжатые газы, сжиженные охлаждением или растворенные под давлением, которые:
|
6 | водород бутан углекислый газ иприт хлор |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости | Жидкости, их смеси, а также растворы и суспензии, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 61 °C | 3 | керосин масляные краски сольвенты лаки для ногтей туалетная вода герметики настойки |
4 | Легковоспламеняющиеся вещества и материалы | Вещества и материалы, которые способны возгораться под действием внешних факторов — трения, нагревания и т. д. | 3 | магний бенгальские огни активированный уголь хлопок натрий |
5 | Окисляющие вещества и соединения | Вещества, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение. А также могут взорваться при определенных условиях | 2 | перекись водорода отбеливатели компоненты белой краски |
6 | Ядовитые и инфекционные вещества | Вещества, которые вызывают болезнь, отравление или смерть при их попадании внутрь, контакте с кожей, слизистыми оболочками. | 2 | синильная кислота ртуть мышьяк паразиты грибки |
7 | Радиоактивные вещества | Материал с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г) | — | изотопы для диагностики и лечения |
8 | Коррозионные вещества | Едкие вещества, которые вызывают повреждение металлов, транспортных средств, кожи, слизистых оболочек человека и дыхательных путей | 3 | кислоты щелочи ртуть йод |
9 | Вещества, которые не отнесены ни к одному из классов | Вещества и изделия с низкой опасностью, которые, однако, требуют соблюдения определенных условий при транспортировании. | асбест снегоходы намагниченный материал сухой лед |
Требования к водителю
Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:
- перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
- водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
- он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.
Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.
2.9.1. Контроль за погрузочно — разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо — представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее груз.
2.9.2. Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями — изготовителями.
ДОПОГ — Дорожная Перевозка Опасных Грузов
Да.
Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.
Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.
В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.
Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.
Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.
Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.
Опасным грузом называется перевозка веществ, что могут оказать вред при разгерметизации упаковок, при дорожно-транспортном происшествии, случайном пролитии или высыпании. Вред от них получает не только водитель, но также другие люди и природа.
Можно ли перевозить баллоны с пропаном, кислородом?
И ещё усложняем наши вопросы. Здесь ситуацию также регулирует ДОПОГ, регулирующий общее правило – можно перевозить опасные грузы для личных нужд и розничной продажи. Но появляются дополнительные условия из пункта 1.1.3.6.3, которые устанавливают максимальный объём для перевозки сжатых газов в баллонах, в зависимости от класса вещества (легковоспламеняющийся метан или пропан или же это обычный кислород) и массы и объёма баллона.
Давайте мы не будем усложнять и расписывать всевозможные вариации, и просто приведём максимальные объёмы для перевозки опасных грузов.
Таблица максимального объёма баллонов с газом для перевозки
Что перевозим? | Как расфасован? | Максимальный объём на один автомобиль |
Кислород | В баллонах по 40 (реже – 50) литров | 24 баллона (20 в случае 50-литровых) |
Пропан | 50 литров и 21 килограмм | До 15 штук |
Азот | 40 или 50 литров | Соответственно, 24 или 20 баллонов |
Аргон | Баллоны по 40 литров | 24 штуки |
Можно ли перевозить баллоны с пропаном, кислородом?
И ещё усложняем наши вопросы. Здесь ситуацию также регулирует ДОПОГ, регулирующий общее правило – можно перевозить опасные грузы для личных нужд и розничной продажи. Но появляются дополнительные условия из пункта 1.1.3.6.3, которые устанавливают максимальный объём для перевозки сжатых газов в баллонах, в зависимости от класса вещества (легковоспламеняющийся метан или пропан или же это обычный кислород) и массы и объёма баллона.
Давайте мы не будем усложнять и расписывать всевозможные вариации, и просто приведём максимальные объёмы для перевозки опасных грузов.
Что перевозим? | Как расфасован? | Максимальный объём на один автомобиль |
---|---|---|
Кислород | В баллонах по 40 (реже – 50) литров | 24 баллона (20 в случае 50-литровых) |
Пропан | 50 литров и 21 килограмм | До 15 штук |
Азот | 40 или 50 литров | Соответственно, 24 или 20 баллонов |
Аргон | Баллоны по 40 литров | 24 штуки |
Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации
ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
- провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
- рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета
— до 1 июля 2023 — 150 тыс. тонн;
— до 1 июля 2025 — 50 тыс. тонн.
Транспортная компания, которой предстоит выполнять перевозку опасных материалов и/или веществ, несет ответственность за их сохранность в течение всей поездки. Для минимизации возникновения чрезвычайных ситуаций заказчик услуги предоставляет перевозчику груз в герметичной упаковке. Соответствие упаковки содержимому определяет действующий ГОСТ 26319-84, в котором утверждено, что перевозка опасных веществ должна осуществляться в специализированной упаковке:
- мелкая тара укладывается в ящики из металла, дерева или толстого пластика
- вес каждого ящика не должен превышать 50 кг;;
- пустоты между тарными емкостями обязательно заполнить веществами с низкой воспламеняемостью и высокими впитывающими свойствами, чаще всего это песок или керамзит;
- стенки ящика должны быть выше груза или емкостей с ним минимально на 5 см;
- допускается перевозка нескольких видов опасных веществ в одном контейнере, если это разрешено правилами;
- рекомендуется разграничение между единицами поклажи при помощи амортизирующих перегородок, решеток и вкладышей;
- в случае трансфера ядовитых веществ упаковка должна быть герметичной.
Кто должен сдавать отчёт по парниковым газам в 2023 году
За выбросы парниковых газов должны отчитываться организации и ИП, которые в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» относятся к регулируемым организациям. Критерии отнесения к таким организациям прописаны в постановлении Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.
Справка! Регулируемые организации — это компании, хозяйственная или иная деятельность которых одновременно соответствует двум ключевым критериям:
- сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысяч тонн углекислого газа в год;
- соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно приложению к постановлению от 14.03.2022 № 355. К таким производственным процессам, в частности, относятся стационарное сжигание газообразного, жидкого и твёрдого топлива, сжигание на факельных установках углеводородных смесей, технологические операции, осуществляемые при разведке, добыче, переработке, транспортировке, хранении нефти и газа, чёрная и цветная металлургия, производство минеральных материалов, аммиака, нефтехимическое производство и производство сажи, сжигание топлива в транспорте, обращение с отходами и т.д.
Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.
Основная задача ADR – обеспечить эффективную доставку опасных грузов и упростить их международную транспортировку.
Действующее соглашение, как и ДОПОГ 2021, применяют к перевозкам, которые осуществляются по территории как минимум двух государств, являющихся инициаторами соглашения.
Чтобы торговля в рамках ЕС была более единообразной и свободной, члены Евросоюза используют приложения к ДОПОГ 2021 в качестве основы для регулировки автоперевозок опасных грузов. В прил. А содержатся общие положения соглашения и описание опасных грузов, а прил. В содержит положения об автотранспорте и особенностях доставки. Впоследствии ADR приняли многие государства, которые не являются членами Евросоюза.
В состав ДОПОГ 2021 входят 17 статей. Основной является статья №2, определяющая условия для выполнения перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Согласно статье, упаковка и маркировка опасных грузов, а также устанавливаемые на автотранспорт знаки опасности должны отвечать требованиям прил. А. При этом оснащению и конструкции автомобиля необходимо соответствовать прил. В. Лишь в этом случае становится возможной выдача разрешения ДОПОГ на перевозку опасных грузов.
Существуют особые требования и ограничения, которые могут применяться участниками ДОПОГ в отношении автомобильного транспорта. Требования касаются автотранспорта, который используется в комбинированных перевозках и проезжает через транспортные терминалы, например, порты. Также особые требования ADR предъявляются к маршруту доставки, местам стоянки автомобиля и к поведению в чрезвычайных ситуациях.
Что касается дополнительных ограничений ДОПОГ, они касаются проезда через существующие сооружения (мосты, эстакады), движения автомобиля по маршруту, исключающему проезд промзоны и жилые районы, а также перемещения в определенные даты.
Подробнее про ДОПОГ и нововведения
Основным документом, который регулирует транспортировку опасных грузов с помощью автомобилей, является Постановление Правительства № 272 от 14.04.2011, в котором учтены все нормы, обозначенные в Международном соглашении о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Впервые это соглашение было опубликовано еще в 1968 году, но существенно изменялось несколько раз. На данный момент действует версия ДОПОГ, датированная 2017 годом.
Ключевые правила, касающиеся перевозки опасных грузов автотранспортом, совпадают с правилами, касающимися их доставки по железной дороге. Речь идет об аварийных карточках, маркировках, информационных табличках и картах. В оснащение специального транспорта входят:
- хотя бы один противооткатный упор;
- два отдельных предупреждающих символа с подсветкой;
- особая форма для членов экипажа.
Как водителю получить разрешение ДОПОГ
Для того чтобы перевозить ОГ на территории своей страны и других государств, где действует соглашение ДОПОГ, необходимо получить соответствующее разрешение.
И первое условие – наличие трехлетнего водительского стажа без серьезных замечаний, а также открытая необходимая транспортная категория.
Помимо прочего, водителю придется пройти специальные обучающие курсы, в рамках которых он получит ознакомление с системой маркировки, классификацией вредных и опасных веществ, а также изучит правила оказания доврачебной помощи в случае чрезвычайного происшествия, принципы пожаротушения, обеззараживания и дегазации, и оптимальный алгоритм поведения в условиях ЧС.
По месту оформления свидетельства ДОПОГ заявитель должен подавать определенный пакет документов, включающий в себя справку о прохождении теоретического курса и успешной сдаче экзаменов по его итогам, права с открытой категорией и медицинское освидетельствование его годности.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.