Как составить и сдать декларацию по водному налогу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить и сдать декларацию по водному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.
Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.
В какие сроки сдавать
Даты предоставления отчетности едины для всех. Декларация подается по факту — после завершения отчетного периода. В НК РФ закреплено, когда сдавать декларацию по водному налогу 2021 года — не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным периодом (ст. 333.14, 333.15 НК РФ). Смотрите в таблице сроки на 2021 год.
Отчетный период | Предельный срок сдачи декларации по водному налогу | Код в декларации |
---|---|---|
4-й квартал 2020 г. | 20.01.2021 | 24 |
1-й квартал 2021 г. | 20.04.2021 | 21 |
2-й квартал 2021 г. | 20.07.2021 | 22 |
3-й квартал 2021 г. | 20.10.2021 | 23 |
4-й квартал 2021 г. | 20.01.2022 | 24 |
Когда предельная отчетная дата выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день.
Кто отчитывается и в какие сроки
В НК РФ закреплено, кто сдает декларацию по водному налогу, — те, кто пользуется поверхностными и подземными водными объектами по лицензии ( гл. 25.2 НК РФ , ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» ). Ежеквартальный отчет сдают коммерческие и некоммерческие организации, ИП ( ст. 333.8 НК РФ ).
Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки предоставления декларации по водному налогу в таблице:
Квартал | Уплата | Подача декларации |
---|---|---|
1 | 20.04 | 20.04 |
2 | 20.07 | 20.07 |
3 | 20.10 | 20.10 |
4 | 20.01 следующего года | 20.01 следующего года |
Водный налог: заполнение декларации за 3 квартал 2022 г.
Порядок заполнения отчета регламентирован тем же приказом № ММВ-7-3/497 в приложении 2. В нем же приводятся перечни используемых кодов.
Отчет состоит из:
- титульного листа, содержащего сведения о декларанте, коде периода, за который отчет сдается, шифре ИФНС;
- раздела 1, отражающего сумму налога к перечислению;
- раздела 2, в котором непосредственно представлен расчет. В подразделе 2.1 указывают сумму налога при заборе воды, в подразделе 2.2 — при любом другом использовании ресурса.
Декларацию формируют на листах, соответствующих деятельности компании. При отсутствии водопользования необходимо сдавать нулевую отчетность за весь период действия лицензии.
Пример
Заполним декларацию на основании данных предприятия ООО «Дом», качающего воду из артезианской скважины для собственных нужд. Фирма работает в Уральском округе, использует подземные воды (тариф для прочих рек и озер). Налоговая ставка, соответствующая месту расположения скважины, составляет 390 руб./1000 куб. м. воды, повышающий коэффициент в 2022 г. – 3,06. Предельное количество потребления воды в квартал по лицензии – 30 тыс. куб. м.
За 3 квартал 2022 г. потребление воды фирмой составило 33,2 тыс. куб. м. Рассчитаем налог:
- согласно лимиту – 30 х 390 х 3,06 = 35 802 руб.
- свыше лимита – (33,2 – 30) х 390 х 5 х 3,06 = 19 094 руб.
Сумма налога к уплате всего – 54 896 руб.
Построчное формирование отчета:
Раздел декларации |
Строка |
Что указать |
1 |
010,020 |
КБК, ОКТМО |
030 |
54 896 руб. (сумма налога начисленная) |
|
2 |
010, 020 |
КБК, ОКТМО |
030 |
Наименование объекта |
|
040 |
№ лицензии |
|
050 |
Код водопользования – 12082 (Приложение № 4 к Порядку заполнения) |
|
060 |
Общий объем потребления воды – 33,2 тыс. куб. м |
|
080 |
Код цели водозабора – 3 (иные цели – приложение № 5 к Порядку заполнения) |
|
090 |
Лимит потребления – 30 тыс. куб м |
|
100 |
Общий объем потребления за квартал – 33,2 тыс. куб м |
|
101 |
В рамках лимита – 30 тыс. куб м |
|
102 |
Сверх лимита – 3,2 тыс. куб м |
|
110 |
Ставка налога при заборе в пределах лимита – 390 руб. |
|
120 |
Ставка при сверхлимитном заборе – 1 950 руб. (390 х 5) |
|
130 |
Коэффициент, действующий в 2022 году- 3,06 |
|
160 |
Сумма налога к уплате – 54 896 руб. |
Инструкция по заполнению декларации: применение кодов (водопользования и иных)
Один из ключевых нюансов подготовки декларации по водному налогу — корректное указание кодов:
- Водопользования.
Данный код прописывается в поле 050 подраздела 2.1 раздела 2, а также в поле 060 подраздела 2.2. Он определяется исходя:
- из экономического района, в котором расположен источник водных ресурсов;
- характеристик бассейна реки, к которому относится соответствующий источник
Установить, какой именно код использовать, можно с помощью приложения № 4 к Порядку, утвержденному приказом ММВ-7-3/497.
- Цели забора воды.
Фиксируется данный код в строке 080 подраздела 2.1 раздела 2.
Здесь возможно 3 варианта:
- снабжение водой граждан (код 1);
- использование подземных вод для продажи после проведения необходимой обработки и упаковки (код 2);
- прочие цели, например для использования в промышленном цикле (код 3).
Нужно ли вам подавать декларацию по водному налогу
Сразу успокоим — если вы пользуетесь водой, поступающей к вам по водопроводным сетям, и оплачиваете эту воду специализированной компании (например, подразделениям водоканала или сельской администрации), вы не становитесь автоматически плательщиком водного налога (ВН). Огромная масса людей и часть бизнесменов не уплачивают ВН на законных основаниях. Все они лишь вносят плату за потребленное количество воды, но плательщиками ВН не считаются.
Главный признак, по которому можно отличить плательщика ВН от неплательщика — факт непосредственного использования водных объектов. При этом не просто пользование, а обязательное к лицензированию на основании законов РФ. И неважно, кто этот лицензированный пользователь — компания, ИП или физлицо (не считающееся ИП).
Корректность заполнения следует сверять с правилами вышеназванного Приказа. Второй правоустанавливающий документ по водному налогу – письмо ФНС под номером СД-4-3/16671 за 2021 г.
Важный пункт при формировании отчета – код водопользования. Он должен быть отражен в двух местах декларации: в подпунктах 2.1 и 2.2. Коды индивидуальны для каждого региона и классифицированы по видам деятельность подотчетных предприятий. Полный список содержится в вышеназванном письме.
Остальные параметры не имеют принципиальных отличий от других видов отчетности. Например, точно также используются прописные буквы. Пустые строки отмечаются прочерком.
Правила заполнения подразумевают два способа: бумажный вариант и электронная версия. Для ручного оформления используются чернила синего или сиреневого цвета. Корректировка документа недопустима – заполняется новый бланк. Изменение уже поданной декларации корректируется за подписью ответственного лица. Числовые значения указываются в рублях. Скрепление отдельных листов отчета не допускается.
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):
- забор воды;
- пользование акваторией;
- использование воды для гидроэнергетики;
- сплав древесины по воде.
Налог рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам.
Пример расчета налога и заполнения декларации
Вводные данные:
- источник — артезианская скважина рядом с бассейном реки Кубань;
- место расположения водного объекта — Северо-Кавказский ФО;
- тип использования — водозабор;
- объем воды, забранной в отчетном периоде, — 150 000 кубометров, в том числе: 100 000 кубометров — в пределах лимита;
- 50 000 кубометров – сверх лимита;
Расчет суммы налога:
- В пределах лимита — 100 (тыс. кубометров) × 570 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 86 640 рублей.
- Сверх лимита — 50 (тыс. кубометров) × 2 850 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 216 600 рублей.
- Общая сумма налога: 86 640 + 216 600 = 303 240 рублей.
Внесение изменений в налоговую декларацию
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Порядок заполнения и подачи декларации по водному налогу
- Общие требования к оформлению декларации по водному налогу такие же, как и при заполнении лю-бой другой налоговой декларации.
- Заполнение титульного листа
- На первой странице титульного листа указываются вид представляемой декларации (первичная или корректирующая), номер квартала, за который отчи-тывается налогоплательщик, отчетный год, полное наименование налоговой инспекции (по месту нахо-ждения объекта налогообложения), в которую пред-ставляется декларация, а также основные сведения о налогоплательщике: ОГРН (для организации), код основного вида деятельности согласно ОКВЭД.
- Титульный лист подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или физическое лицо, являющееся плательщиком водного налога.
- Заполнение раздела 1
В разделе 1 приводятся общие суммы налога, подле-жащие уплате по местонахождению объектов нало-гообложения, относящихся к территории отдельных объектов административно-территориального деле-ния с соответствующим кодом по ОКАТО. Этот раз-дел заполняется на основании данных, указанных в разделах 2.1—2.4 декларации, и является сводным.
В строку 010 вписывается наименование согла-шения о разделе продукции (для участков недр, пре-доставленных в пользование на условиях такого сог-лашения). Если водопользование производится вне рамок соглашения о разделе продукции, то по стро-ке 010 ставится прочерк.
- В строке 020 проставляется код бюджетной клас-сификации (КБК), в соответствии с которым произ-водится зачисление налога на счета органон феде-рального казначейства: 182 1 07 0300 001 1000 1 10.
- В строке 030 проставляется код по ОКАТО объе-кта административно-территориального деления (по местонахождению объекта налогообложения), на территории которого уплачивается в бюджет
- соответствующая сумма налога по КБК, указанному по строке 020 данного листа раздела 1.
По строке 040 отражается общая сумма налога по всем видам водопользования и водным объек-там. Она подлежит уплате по местонахождению объ-ектов налогообложения, относящихся к территории объекта административно-территориального деле-ния с кодом по ОКАТО, указанным по соответству-ющей строке 030 данного листа раздела 1.
Сумма налога, указанная по строке 040, опреде-ляется в результате сложения сумм налога, исчис-ленных по всем видам водопользования в разде-лах 2.1—2.4 декларации с соответствующим кодом по ОКАТО.
Если в разделе 1 декларации недостаточно строк для отражения сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения (это строки 030 и 040), то в налоговой декларации запол-няется необходимое количество дополнительных листов раздела 1.