Порядок проведения аукциона на право заключения аренды земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения аукциона на право заключения аренды земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как проходят торги? В день аукциона все участники обязаны явиться на место проведения торгов. На входе проверяются личности посетителей, и каждому претенденты выдается табличка с его номером.
Комментарии к статье 39.12 земельного кодекса РФ
Помимо подробного регулирования процедурных вопросов, можно выделить следующие новеллы в данной сфере.
Установлено правило о заключении договоров купли-продажи или аренды земельного участка в случае признания аукциона несостоявшимся: с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, которая соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям и условиям аукциона, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с участником, единственным принявшим участие в аукционе (п. п. 13, 14 и 20 комментируемой статьи). При этом заключение такого договора является обязанностью как для уполномоченных органов, так и для указанных лиц.
Кто может стать участником аукциона
Прежде чем разбираться, как проводится аукцион по аренде земельных участков, нужно понять, кто вообще может стать участником торгов.
Фактически, подать заявку может любое юридическое или физическое лицо. Однако, при рассмотрении заявления комиссия будет принимать решение о допуске заявителя к процедуре.
Земельным кодексом предусмотрены случаи, когда организации или гражданину откажут в возможности стать участником аукциона. Это может произойти в случае:
- не предоставления полного перечня документов или подача фиктивных сведений;
- к моменту рассмотрения заявок от заявителя не поступил задаток;
- заявление подает лицо, которое в соответствии с ЗК РФ и другими законодательными актами, не имеет права на получение участка в аренду или на участие в торгах;
- заявитель включен в реестр недобросовестных участников.
Как заключить договор?
Лицо, предложившее самую высокую цену за объект недвижимости в рамках аренды становится его полноправным арендатором. Поэтому, по завершению мероприятия по аукциону, с лицом заключается договор.
Справка! В ситуации, когда администрация самостоятельно отказывается от проведения аукциона, она должна известить об этом участников торгов не позднее, чем за 15 суток до того, как официально будут начаты торги. А также вернуть им взносы.
В нём прописывается, на основании чего данное лицо получило данные права, а именно проведение торгов, а также, прописываются основные права и обязанности сторон. Кроме того, в договоре аренды обязательно указывается срок, на которой заключено данное соглашение.
Нужное место необходимо уделить ответственности, в соответствии с которой лицо должно осуществлять пользование земельным участком. Необходимо осветить и иные детали, которые так или иначе, но отражаются в данном договоре. Например, определяющее значение являет собой возможности или наоборот, невозможность сдачи земельного участка в субаренду.
Проведение аукциона на право аренды земельного участка
Порядок прохождения процедуры закрепляется ст.39.12 ЗК РФ. Он предусматривает:
- Принятие решения о торгах. Его могут принимать государственные или муниципальные органы власти, в зависимости от того, кто распоряжается земельной территорией. Кроме того, инициаторами могут выступать интересующиеся лица, им нужно представить соответствующее заявление в уполномоченную службу о проведении процедуры. На этом этапе определяется первоначальная стоимость договора аренды, шаг публичного аукциона, время и место проведения, вид запланированного мероприятия, условия сделки, круг участников.
ВАЖНО! Предметом торгов может выступать только земельный объект, прошедший межевание, установление его границ, поставленный на учет с присвоением ему номера в кадастре и прошедший оформление в установленном законодательно порядке.
- Опубликование известия о вынесенном решении местных СМИ. Это могут быть печатные издания, специализированные газеты, сайт местного муниципалитета и т.д.
- Принятие заявок от желающих, их регистрация в журнале учета. Они должны быть установленной организатором формы и содержать банковские реквизиты счета, куда будет возвращаться задаток. Для участия представляется требуемая документация:
- Заявление установленной формы;
- Платежная квитанция об оплате задатка;
- Гражданский паспорт для физических лиц;
- Уставные и регистрационные документы компании;
- Выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ.
Этот перечень является окончательным и не может расширяться на усмотрение организатора процедуры.
Заявка может подаваться лично либо через представителя, имеющего нотариально удостоверенную доверенность, не позже чем за пять дней до начала торгов. Документы лучше подавать с описью для проведения регистрации, о чем проставляется номер, дата и время их приема на обоих экземплярах, один из которых возвращается обратившемуся, а второй остается у организатора.
- Анализ представленных документов. При этом проверяется наличие всей необходимой документации, а также факт поступления суммы задатка. После этого рассматривается возможность допустить заявителя к посещению процедуры. Задаток будет возвращен, если заявителя не допустят к конкурсу.
- Проведение торгов. Они начинаются с оглашения названия предмета, основных его параметров, минимального размера оплаты найма, правил прохождения мероприятия. После этого участвующим вручаются билеты с номерами, которые они поднимают, когда хотят увеличить стоимость договора. Шаг конкурса, на величину, которой становится больше стоимость аренды, не может быть больше 5% от первоначальной величины стоимости лота. Победителем станет тот, кто предложит наибольшую цену.
- Оформление результатов. По итогам составляется прокол аукциона, в него вносятся сведения о:
- Месте расположения и кадастровом номере земельного объекта;
- Наименование или ФИО победившего субъекта;
- Поданные предложения от участвующих лиц;
- Номер предмета торгов;
- Размер арендных платежей и порядок их уплаты.
Протокол подписывается представителем организатора торгов и их победителем, которому передается один экземпляр.
- Размещение информации о подведенных итогах. Она публикуется в тех же источниках, где ранее было размещено объявление о проведении процедуры. Это должно быть сделано не позже одного месяца с момента подписания соглашения об аренде, проигравшим возвращаются их задатки. После этого процесс считается завершенным.
Для проведения торгового мероприятия предусматривается определенный алгоритм действий.
Он включает в себя несколько этапов:
- Принятие решение компетентными органами об организации аукциона – о соответствующем факте излагается информация в специальном постановлении.
- Публикация заметки о запланированном мероприятии в газетах, интернете и городских информационных стендах.
- Прием и фиксация заявлений на участие в публичных торгах по факту продажи или аренды территориальных наделов.
- Изучение заявительной и сопроводительной документации специалистами на предмет допуска претендентов к участию в данном мероприятии.
- Проведение самих публичных торгов.
- Внесение актуальных итогов в актуальный протокол и закрепление результатов подписями компетентных лиц.
- Публичное оглашение результатов проведенного аукциона.
- Подписание соглашений и прочей документации с победителем – это должно быть в обязательном порядке осуществлено в течение пяти дней с момента подписания протокола о завершении мероприятия.
Другими словами, объявляя земельный аукцион, администрации подменяет аренду на собственность.
Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:
- нежелание сдавать хороший участок в аренду в принципе;
- желание продать участок, чтобы наполнить бюджет, а потом получать земельный налог вместо невысокой арендной платы;
- намерение отказать в предоставлении участка без торгов в аренду и затем отпугнуть участников от аукциона высокой продажной стоимостью участка;
- и т.д.
Цели и мотивы чиновников не столь важны.
Важно другое:
- почему подобная подмена аренды на собственность стала возможной;
- чем обосновать незаконность действий чиновников администрации для проведения прокурорской проверки.
Начнем с первого вопроса.
Любое приобретение земельного участка, который находится в собственности муниципалитета, должно проходить через аукцион. Это обязательное условие оформления договора аренды. Такая форма введена для того, чтобы все желающие могли получить возможность подать заявки.
Торги для аренды или продажи муниципальных участков – это мероприятие, которое организуется органами власти. Целью данных мероприятий является розыгрыш участков земли, у которых уже получен кадастровый номер, есть возможность подключения газа, света и других инженерных коммуникаций.
На этих участках должно быть получено разрешение на возведение построек, в том числе для многоэтажных застроек требуется разрешение на возведения капитального строения. Обязательно должен быть определен тип участка. Он может быть предназначен под индивидуальное жилищное строительство, для сельскохозяйственных назначений и пр.
Администрация выставляет на аукцион по первоначальной цене участки. Для того чтобы определить первоначальную стоимость, органами власти проводится независимая оценка.
После выставления участка дается определенный период времени, в течение которого все желающие могут подать заявки на участие в аукционе. Победителем считается тот, кто предложить большую цену на объект. На торгах можно разыгрывать как право получения в аренду, так и возможность оформления в собственность.
Арендная плата за такие участки будет устанавливаться в соответствии с земельным налогом, который установлен в этом регионе.
Подготовка аукциона по продаже или предоставлении муниципальных земельных участков в аренду производится на основании Земельного кодекса РФ. Основные понятия рассматриваются в статье 39.11.
Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка
В соответствии с законодательством решение о выставлении определенного участка на торги выносится уполномоченным органом. Юридические и физические лица могут направлять предложения в органы исполнительной власти. На основе этих предложений будут выносится решения.
Важный момент! Закон запрещает объединять несколько участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в один лот аукциона. Они должны быть выставлены разными лотами.
Скачать заявку на участие в торгах для заключения договора аренды земельного участка на физ. лицо
Для того, чтобы земельный участок был выдвинут на аукцион, необходимо пройти несколько этапов:
- Уполномоченными органами должны быть подготовлены схемы предлагаемого участка. Если не были вынесены ранее границы, потребуется первоначально провести межевание. Участки, которые выносятся на торги, должны быть разграничены и иметь кадастровый номер.
- Обеспечение возможности подведения и подключения инженерных коммуникаций к земельному участку.
- После подготовки всех документов, уполномоченный орган принимает решение о вынесении участка на аукцион.
Если проведение аукциона организуется по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц, необходимо осуществить следующую процедуру:
- Заинтересованные граждане или юридическая организация должны самостоятельно подготовить документы по вынесению границ участка, провести межевание. Исключением являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В этом случае самостоятельная подготовка документов не предусматривается.
- Заявитель должен обеспечить проведение кадастровых работ.
- После выполнения необходимых работ по оформлению участка, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с просьбой о проведении аукциона.
- Уполномоченный орган должен перед выставлением участка на торги, обеспечить возможность подключения инженерных коммуникаций к объекту.
Скачать заявку на участие в торгах для заключения аренды земельного участка для юр. лиц
Нельзя выставить на торги земельный участок, у которого:
- не определены границы;
- не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности;
- в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют возможности подключения инженерных коммуникаций;
- участок земли не относится к необходимой для выполнения целей категории;
- на земельном участке возведено строение, которое принадлежит физическим или юридическим лицам;
- участок находится в резерве для муниципальных или государственных нужд;
- по территориальному планированию этот объект предназначен для возведения сооружений федерального значения;
- участок земли находится в общем пользовании или находится в пределах границ общего пользования.
Итоги торгов и выбор победителя
Принимая участие в торгах, соискатель рассчитывает на приобретение или аренду участка. Неудивительно, что каждого участника интересует вопрос, как выиграть земельный аукцион. Успех зависит от правильного сопоставления гражданином своих финансовых возможностей с предполагаемым способом использования участка.
При ограниченном бюджете стоит подбирать территорию, инфраструктуру которой можно назвать относительно благоприятной, но имеющей хорошую перспективу. Эта информация размещается на сайтах с планами по развитию и застройке конкретных населённых пунктов. Их следует изучить заранее. Тогда покупка земельного участка с торгов позволит заинтересованному лицу стать победителем даже с небольшими вложениями денежных средств.
Другое дело, если речь идет о наделе, расположенном в непосредственной близости от города с развитой экономикой, недалеко от основных автомагистралей. Чтобы выиграть аукцион, предложив максимальную сумму, потребуется солидный бюджет.
Участнику, ставшему победителем торгов, выдается:
- заполненная в соответствии с требованиями организатора форма протокола аукциона по продаже земельного участка, в которой отображены его результаты;
- проект договора аренды или купли-продажи надела.
В предусмотренных законом случаях победитель получит проект договора по вопросу комплексного освоения территории.
Для участия в аукционе к земельному участку выдвигаются следующие требования:
- необходимый тип участка (ИЖС, ДНП и т.д.);
- личный кадастровый номер;
- наличие подключения к всевозможным коммунальным системам;
- документ, разрешающий строительство капитальных сооружения (для строительства многоквартирного здания).
При помощи аукциона каждый желающий предприниматель или же частное лицо имеет шанс приобрести земельный участок дешевле, чем его цена на рынке.
Как правило, данное мероприятие не проводится, если число желающих не достигает нескольких людей. Для проведения необходимо наличие хотя бы трех и больше человек.
Чтобы принять участие в торгах требуется зарегистрироваться за 5 дней до начала мероприятия. Для участия не требуется наличие гражданства Российской Федерации. Имеется возможность участия резидентов других стран, не имеющих гражданство в РФ.
Участие, в соответствии со статьей 38.1 ЗК РФ, не могут принимать следующие лица:
- юридические лица, чья информация не внесена в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- без соответствующих документов, необходимых для участия в аукционе;
- тем, кому действующие законодательство воспрещает покупать земельные участки себе в собственность;
- лица, которые выразили свое желание на участие в торгах, но не внесшие 10% от изначальной стоимости.
Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
2. Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
- 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
- 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы);
- 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
- 5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
5. Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
7. В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
8. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
- 1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;
- 2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- 3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
- 4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
- 5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
- 6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
- 7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
- 8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
- 9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
- 10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;
- 11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- 12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;
- 13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
- 14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
- 15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
- 16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- 17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
- 18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
- 19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
9. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
10. Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица.
Участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности — граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
11. Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
12. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
13. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.
14. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.
15. В случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
16. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа.
17. Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого земельного участка не заключен с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной начальной цены предмета аукциона, но не более чем на тридцать процентов начальной цены предмета предыдущего аукциона.
18. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
19. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
20. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
21. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
- 1) об организаторе аукциона;
- 2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
- 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
- 4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
- 5) о начальной цене предмета аукциона;
- 6) о «шаге аукциона»;
- 7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
- 8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
- 9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
- 10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Организаторами торгов на заключение договора аренды выступают муниципальные и государственные органы, которые являются собственниками предлагаемых земельных участков. Преимущество участия в торгах в том, что здесь можно получить в землю в пользование по цене значительно ниже рыночной.
Минимальная стоимость назначается организаторами мероприятия. Процедура регламентируется ст. 39.3-39.17 ЗК РФ.
Как правило, аукцион на аренду земли проводится сотрудниками управления муниципальным имуществом. Они назначают время, дату и место проведения торгов. Граждане уведомляются о планируемом мероприятии посредством размещения объявления в СМИ, а также на официальном интернет-ресурсе муниципалитета.
Организаторы могут отказаться от проведения торгов. Об этом также уведомляются все граждане теми же способами и участники, подавшие заявку, персонально.
Принять участие в торгах могут все, кто пожелает. Это могут быть как юридические, так и физические лица. В ст. 38.1 ЗК РФ определяется круг лиц, которые не имеют права участвовать в аукционе. К ним относятся:
- лица, предоставившие неполный пакет документов;
- лица, не заплатившие задаток;
- организации, данных о которых нет в ЕГРЮЛ;
- недееспособные или частично дееспособные граждане;
- иностранные граждане;
- компании-не резиденты, более чем 50 % уставного капитала которых принадлежит иностранным гражданам.
Существует две разновидности аукционов на аренду участка:
- Открытые – без ограничения по числу и категории участников с неограниченным доступом для всех заинтересованных граждан. Все участники знают предложения соперников и, если нужно, могут предложить большую цену.
- Закрытые – количество участников ограничено, при этом может выбираться определенный круг лиц, которым предлагается принять участие. Заявления и предложения передаются в закрытых конвертах.
Чаще всего используется открытая форма проведения аукциона. В этом случае происходит максимальное обеспечение равноправия и практически невозможно злоупотребление полномочиями.
Ограничений, касающихся статуса заявителя, нет. Участниками могут выступить:
- граждане иностранных государств;
- соотечественники, зарегистрированные или постоянно проживающие на территории РФ;
- субъекты с любым юридическим статусом: частные лица, индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации.
К участию в торгах допускаются:
- подавшие заявление о проведении аукциона;
- оплатившие пошлину-взнос за участие;
- предоставившие необходимую документацию о планах на участок;
- не имеющие ограничения брать землю в аренду;
- лица и организации, имеющие достаточное количестве официальных документов, подтверждающих личность или регистрацию.