О сроках давности привлечения к административной ответственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О сроках давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Комментарий к ст. 4.5 КоАП
1. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности определяется моментом совершения административного правонарушения и составляет два месяца, за исключением сфер нарушения отдельных видов норм, перечень которых содержится в данной статье, где срок составляет один год. К этому перечню с 10 августа 2007 г. прибавилось нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего). По общему правилу вопрос об определении дня совершения административного правонарушения должен решаться на основании протокола, например статья 28.1 КоАП РФ. Хотя в тех случаях, когда наказание назначается без составления протокола, то есть при отсутствии спора, на месте совершения административного правонарушения, оно объективно (ст. 28.6 КоАП РФ). В других случаях необходимо учитывать показания потерпевшего, свидетелей, заключения экспертов и иные фактические данные, относимые к доказательствам по делу (см. ст. 26.2 КоАП РФ).
2. При совершении длящегося правонарушения момент исчисления сроков изменяется, и отсчет ведется с самого факта обнаружения правонарушения. Так как длящиеся правонарушения осуществляются беспрерывно в течение продолжительного времени независимо от того, когда они были начаты, то их правильная квалификация имеет важное значение для объективного применения административного наказания на основании статьи 26.2 КоАП РФ.
Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие Правила дорожного движения, определенные гл. 12 КоАП. Нарушение указанных Правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности, на основании Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.02.2006) «О правилах дорожного движения» (Российские вести. 1993. 23 ноября (изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109, опубликованы в «Российской газете» 07.03.2006)).
При применении данной нормы судьям необходимо учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля).
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
3. В качестве самостоятельной категории урегулировано применение дисквалификации (см. комментарий к статье 3.11 КоАП РФ). В данном случае определены сроки давности привлечения к административной ответственности в виде одного года.
4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела определены ч. 1 ст. 24 УПК.
Правовые предпосылки прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в связи с примирением сторон либо в связи с изменением обстановки предусмотрены соответственно ст. 25, 26 УПК.
5. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 25.1 КоАП РФ), о рассмотрении дела по месту его жительства (см. комментарий к статье 29.5 КоАП РФ), когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца.
Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться.
Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.
Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.
5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
в области охраны окружающей среды и природопользования
Статья КоАП РФ |
Срок давности |
ст. 8.1 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.2 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.2.1 |
1 год |
ст. 8.2.2 |
1 год |
ст. 8.2.3 |
1 год |
ст. 8.3 |
1 год |
ст. 8.4 |
1 год |
ст. 8.5 |
1 год |
ст. 8.5.1 |
1 год |
ст. 8.5.2 |
1 год |
ст. 8.6 |
1 год |
ст. 8.7 |
1 год |
ст. 8.8 |
1 год |
ст. 8.9 |
1 год |
ст. 8.10 |
1 год |
ст. 8.11 |
1 год |
ст. 8.12 |
1 год |
ст. 8.12.1 |
1 год |
ст. 8.13 |
1 год |
ст. 8.14 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.15 |
1 год |
ст. 8.16 |
1 год |
ст. 8.17 |
1 год |
ст. 8.18 |
1 год |
ст. 8.19 |
1 год |
ст. 8.20 |
1 год |
ст. 8.21 |
1 год |
ст. 8.22 |
1 год |
ст. 8.23 |
1 год |
ст. 8.24 |
1 год |
ст. 8.25 |
1 год |
ст. 8.26 |
1 год |
ст. 8.27 |
1 год |
ст. 8.28 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.28.1 |
1 год |
ст. 8.29 |
1 год |
ст. 8.30 |
1 год |
ст. 8.30.1 |
1 год |
ст. 8.31 |
1 год |
ст. 8.32 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.32.1 |
1 год |
ст. 8.32.2 |
1 год |
ст. 8.32.3 |
1 год |
ст. 8.33 |
1 год |
ст. 8.34 |
1 год |
ст. 8.35 |
1 год |
ст. 8.36 |
1 год |
ст. 8.37 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.38 |
1 год (см. позицию 1-го КСОЮ) |
ст. 8.39 |
1 год |
ст. 8.40 |
1 год |
ст. 8.41 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.41.1 |
1 год |
ст. 8.42 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 8.43 |
1 год |
ст. 8.44 |
1 год |
ст. 8.45 |
1 год |
ст. 8.45.1 |
1 год |
ст. 8.46 |
1 год |
ст. 8.47 |
1 год |
ст. 8.48 |
1 год |
ст. 8.49 |
1 год |
Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
Статья КоАП РФ |
Срок давности |
ст. 11.1 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.3 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.3.1 |
2 месяца |
ст. 11.4 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.5 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.6 |
2 месяца |
ст. 11.7 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.7.1 |
3 месяца |
ст. 11.8 |
2 месяца |
ст. 11.8.1 |
2 месяца |
ст. 11.9 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.10 |
2 месяца |
ст. 11.11 |
2 месяца |
ст. 11.12 |
2 месяца |
ст. 11.13 |
2 месяца |
ст. 11.14 |
2 месяца |
ст. 11.14.1 |
2 месяца |
ст. 11.14.2 |
2 месяца (см. позицию 9-го КСОЮ) |
ст. 11.14.3 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.15 |
2 месяца |
ст. 11.15.1 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.15.2 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.16 |
1 год |
ст. 11.17 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.18 |
2 месяца |
ст. 11.19 |
2 месяца |
ст. 11.20 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.20.1 |
2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца) |
ст. 11.21 |
3 месяца |
ст. 11.22 |
3 месяца |
ст. 11.23 |
2 месяца (см. позицию 8-го КСОЮ) |
ст. 11.24 |
3 месяца |
ст. 11.26 |
2 месяца (см. позицию ВС РФ) |
ст. 11.27 |
2 месяца |
ст. 11.29 |
2 месяца |
ст. 11.30 |
2 месяца |
ст. 11.31 |
1 год (см. позицию ВС РФ) |
ст. 11.32 |
3 месяца |
ст. 11.33 |
2 месяца (см. позицию 1-го КСОЮ) |
Ходатайство о прекращении административного дела в связи с истечением срока
Окончание срока для привлечения к административной ответственности является безусловным обязательным основанием для прекращения административного дела.
Заявить о наличии такого основания прекращения дела может лицо, в отношении которого рассматривается дело или дознаватель, иное должностное лицо рассматривающее дело.
Закон предусматривает, что рассматривающее дело должностное лицо прекращает дело до передачи его в суд, если истекли сроки привлечения к ответственности. Если дознаватель, или иное лицо, в чьем производстве находится административное дело, не замечает такого основания или ошибается в исчислении срока привлечения, необходимо подать письменное ходатайство о прекращении дела. После рассмотрение лицом, рассматривающим административное дело, такого ходатайства или по его инициативе выносится постановление.
Если дело рассматривается судом, то такое ходатайство могут заявить все лица. После рассмотрения ходатайства судом выносится соответствующее определение о прекращении административного дела.
Специальных требований к ходатайству нет, не предусмотрено специальных форм для него.
Ходатайство должно содержать:
- Наименование суда, органа, должностного лица
- Наименование (имя) лица, от имени которого подается
- Реквизиты дела о нарушении
- Просьба суду или должностному лицу рассматривающего дело органа
- Обоснование просьбы – истечение срока привлечения, являющего основанием для прекращения дела
- Личная подпись гражданина, подпись представителя гражданина или юрлица.
Юридические факты начала исчисления давностного срока
День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ч. 1 ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.
К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. К ним относятся нарушения правил публичного санкционирования в сфере экономической деятельности, в частности безлицензионная деятельность или нарушения лицензиатом условий лицензирования (см. ч. 2-4 ст. 14.1, ч. 1-3 ст. 19.20 КоАП). Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ
Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:
2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:
1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)
2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)
3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).
6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).
Особенности исчисления
Как правило, срок давности административного правонарушения начинается с момента совершения. Если проступок совершается неоднократно, то он считается длящимся. Например, единожды неуплаченный штраф — разовое нарушение. Если же субъект постоянно совершает проступки, не исполняя обязанности, то оно будет длящимся.
Данную разницу следует понимать при исчислении срока давности. Если проступок разовый, то он начинается с момента его совершения, вне зависимости от того, когда он был выявлен. Если же он длящийся, то исчисление срока давности начинается с даты, когда было зафиксировано последнее нарушение. При этом повторность будет считаться отягчающим обстоятельством.
Если же административное правонарушение выразилось в форме бездействия, то срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем для исполнения соответствующей обязанности.
В силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа – в последние сутки этого месяца.
ООО «Росгосстрах» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения ФСФР России в ЦФО о привлечении Общества к административной ответственности со ссылкой на недоказанность события административного правонарушения.
Как установлено судом, указанная страховая организация должна была на основании запроса регионального отделения ФСФР России предоставить последнему информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании подп. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Исполнить данную обязанность организация должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса, а последним днем для исполнения данной обязанности является 17 августа 2012 года.
Неисполнение указанного в запросе требования в установленный срок послужило основанием для вынесения административным органом постановления от 18.10.2012 о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 тыс. руб.
Арбитражный суд г.Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» совершено указанное административное правонарушение, однако признал, что постановление вынесено административным органом за пределами двухмесячного срока давности привлечения организации к административной ответственности.
При этом суд первой инстанции руководствовался следующим. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 (в редакции от 10.11.2011) и п.14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Следовательно, поскольку вменяемое заявителю правонарушение не является длящимся, исчисление срока давности должно начинаться именно со дня совершения вменяемого заявителю административного правонарушения.
Непредставление заявителем истребуемых ответчиком в запросе документов является бездействием.
Срок давности длящегося правонарушения
Административное правонарушение может быть и длящимся. По нему сроки, установленные п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, отсчитываются с даты обнаружения приведенного правонарушения.
По закону, длящееся правонарушение — это продолжительное и постоянное (непрерывное) невыполнении или халатное исполнение физлицом (юрлицом) обязанностей, возложенных на него (п. 14 Постановления ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 г.). Причем обязанности могут быть установлены актом (НПА) или предписанием госоргана (уполномоченного сотрудника ведомства).
День обнаружения правонарушения — это день, когда уполномоченным сотрудником ведомства был выявлен факт совершения длящегося правонарушения. С этого момента и отсчитывается срок давности.
К длящемуся правонарушению, в частности, относится такое, как непредоставление в ФАС необходимых сведений (ст. 19.8 КоАП РФ, Постановление Ставропольского УФАС № 438 от 17 сентября 2015 г.).
Если п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не установлен более продолжительный срок давности на установление дисквалификации, кроме правонарушений, установленных п. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, правонарушитель может быть привлечен к админответствной ответственности на протяжении 1 года с момента выявления длящегося правонарушения.
Если уголовное дело закрыто или получен отказ в его возбуждении, но в действиях физлица установлены признаки правонарушения по КоАП РФ, то сроки давности из п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинают отсчитываться с момента выявления данного длящегося правонарушения.
В итоге срок давности может быть установлена не только по иску, но и по давности привлечения к ответственности. Причем по каждому из правонарушений по КоАП РФ установлен свой исковой срок давности по открытому административному делу. После истечения такого срока дело по правонарушителю должно быть закрыто.
Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
Статья КоАП РФ – Срок давности
14.1 – 3 месяца
14.3 – 1 год
14.4 – 1 год
14.5 – 1 год
14.10 – 1 год
14.13, ч. 1 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 2 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 3 – 3 года
14.13, ч. 3.1 – должностные лица – 1 год, юридические лица – 3 года
14.13, ч. 4 – 1 год
14.13, ч. 4.1 – 1 год
14.13, ч. 5 – 3 года
14.13, ч. 5.1 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 6 – 1 год
14.13, ч. 7 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 8 – 1 год
14.16 – 1 год
14.43 – 1 год
Виды административного наказания
Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.
Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:
- первичное и повторное предупреждение;
- задержание на 15 или 30 суток;
- ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
- дисквалификация;
- депортация на родину, если человек не является гражданином России;
- привлечение к общественным работам и другое.
Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности
Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов.
Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения.
В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п.
Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.
Наказания за административные правонарушения
Согласно букве закона, за интересующие нас поступки, входящие в категорию преследуемых по закону, предусмотрен конкретный перечень наказаний. Давайте рассмотрим их.
1. Самый первый и одновременно безобидный с точки зрения тяжести последствий пункт нашего списка отдан такому наказанию, как предупреждение. В этом случае нарушителя в официальном порядке «предупредят» о том, что при повторении искомой ситуации наказание будет куда более ощутимым. Однако, во всех остальных смыслах, при получении предупреждения гражданин никаких потерь не понесет.
2. Второе, более существенное наказание за умышленно совершенное деяние административной категории – денежный штраф. Мера крайне неприятная, особенно при условии, что сумма штрафа окажется внушительной. Осуществлять выплату преступник должен будет из собственного кармана. Обычно такая мера остужает пыл правонарушителей, если не навсегда, то надолго.
3. Арест – третий пункт в нашем списке наказаний за совершенные административные нарушения. Мера уже абсолютно неприятная, однако, также временная: максимальный срок административного ареста на территории России составляет 30 дней, то есть месячный срок.
4. Следующая мера наказания за совершение рассматриваемого нами правонарушения – дисквалификация. Искомое наказание может иметь длительность различную, однако, обязано укладываться в следующие временные рамки:
- от 6 месяцев;
- до 3 лет.
Срок привлечения к административной ответственности
Несмотря на то, что по закону каждое совершенное преступление должно караться определенным наказанием, нарушители имеют возможность его избежать, если до момента истечения так называемого срока давности они не были привлечены к административной ответственности.
После того, как определенный по закону период истечет, официальные структуры более не имеют право преследовать нарушителя.
Согласно Кодексу Административных правонарушений нашей страны, срок давности по рассматриваемым нами преступлениям составляет:
- в обычных случаях 2 месяца;
- если дело разбиралось в суде, срок увеличивается до трех месяцев;
- 1 год будет длиться срок давности для сразу нарушений, совершенных одним лицом, последствия которых проявились через некоторый временной период после их совершения.