О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бывает и так, что ИФНС отвечает отказом на запрос вернуть налоговую переплату. В большинстве случаев это связано с тем, что плательщики налогов пропускают отведенные законом для выполнения этой процедуры сроки. Если виновником переплаты выступает предприятие – временной отрезок составляет три года. Когда виновна налоговая – один месяц.
Если переплата образовалась по результатам контрольных мероприятий
Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.
Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.
В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.
Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства
Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.
Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.
ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.
Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.
ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)
Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.
Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).
* * *
Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.
Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.
В каких ситуациях возврат денег невозможен
В таких ситуациях огромную роль играет доказательство времени выявления налоговой переплаты. Если у субъекта имеется возможность их предоставления, и они укладываются в рамки положенных по закону сроков, то через суд можно получить возврат излишне уплаченного НДФЛ.
Важно! Предприятию может быть отказано в возврате переплате, если у него имеются долги перед бюджетом. При таком раскладе ИФНС вправе списать денежные средства без распоряжения владельца.
Как быть, если списание налога произошло по ошибке
У ФНС есть право списывать со счетом налогоплательщиков не оплаченные своевременно налоги, штрафы и пени. Одобрение субъекта для этого не требуется. В некоторых случаях такое происходит по ошибке. Например, в ФНС не пришло платежное поручение или сам плательщик из-за невнимательности указал ошибочные реквизиты. Если подобное случилось, налоговики обязаны вернуть незаконно удержанные деньги.
Если у организации имеются задолженности по другим налоговым платежам, из этого взноса часть может пойти на возведение недоимки, а остаток вернут налогоплательщику.
Излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату таков закон. Чтобы осуществить эту процедуру нужно направить в налоговую службу заявление в письменном виде. В нем излагается ситуация, прилагается подтверждающая документация (квитанция с перечисленным платежом).
Также указывается номер счета для возврата.
Внимание! На подачу заявления отводится срок в 1 месяц. Он отсчитывается с момента незаконного удержания денежных средств. Просрочка указанного временного отрезка приведет к тому, что вернуть деньги можно будет только в судебном порядке. 78 статья на возврат излишне уплаченного налога через суд отводит 3 года.
Об уплате налога до и после выставления требования.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
Первое условие для возврата налога
Получение средств из бюджета прежде всего требует установления и документальногоподтверждения наличия факта переплаты (это первое основное условие).
Такая переплата может быть обнаружена как непосредственно организацией, например, в процессе проведения совместной сверки с ИФНС РФ, так и самостоятельно ИФНС РФ.
В последнем случае ИФНС РФ обязана сообщить организации об указанном обстоятельстве в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта путем направления в его адрес соответствующего извещения. Неисполнение контролирующим органом данной обязанности в последующем может быть оценено судом как обстоятельство, препятствующие организации реализовать свое право на своевременный возврат налога и/или его своевременный зачет.
Зачет в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления организации по решению ИФНС РФ, которое должно быть принято не позднее 10 дней с момента его подачи.
Зачет переплаты в счет погашения недоимки по иным налоговым платежам, задолженности по пениям и штрафам, производится ИФНС РФ самостоятельно на основании решения о зачете, принимаемого в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.
Аналогичные правила установлены и для возврата излишне уплаченного налога.
Так, согласно п. 6. ст. 78 НК РФ, возврат осуществляется на основании письменного заявления организации в течение одного месяца со дня получения ИФНС РФ такого заявления.
Однако, в отличие от зачета возврат налога возможен исключительно в ситуации отсутствия у недоимки соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.
Если после получения заявления на возврат налога ИФНС РФ будут выявлены указанные обстоятельства, возврат переплаты по налогам будет осуществлен только после зачета переплаты в счет выявленной недоимки.
Сроки возврата переплаченного налога
По общему правилу, налоговая должна принять решение о возврате налога или отказе в возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня, когда будет подписан акт совместной сверки.
Если заявление направлено в электронной форме, то налог должен быть возвращен в течение месяца.
Если налоговой проводится камеральная проверка, то вышеуказанный срок начинается исчислять после того, как истекут 10 дней со дня, кода будет завершена камеральная проверка, которая может проводиться в течение 3-х месяцев.
Таким образом, в общей сложности с учетом времени на камеральную проверку, срок возврата составляет около 4-х месяцев, если все документы оформлены правильно и у налоговой нет вопросов.
Как оспаривать бездействие налогового органа
Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.
Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).
Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.
К жалобе необходимо приложить:
- заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
- решение о возврате (при наличии).
Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:
- номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
- срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
- требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.
Как возникают излишне уплаченные суммы
Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:
- неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
- некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.
К переплатам также приводят:
- авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
- ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
- изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.
Как плательщик может распоряжаться переплатой
Распорядиться излишком бизнес может по-разному:
- вернуть деньги на счёт;
- сохранить средства на лицевом счёте и использовать для последующих платежей;
- использовать для долга.
Что делать при выявлении факта переплаты налога
Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.
Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.
В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.
Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам
Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.
Общие аспекты процедуры:
- Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
- Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
- Сроки:
- обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
- принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
- уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
- возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
- Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
- Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.
Как узнать о переплате
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).
Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.
Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).