Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский написал в своем телеграм-канале, что его однопартийцы внесут в ближайшее время в Госдуму законопроект о конфискации автомобилей у виновников ДТП, которые являются злостными нарушителями ПДД. Так он отреагировал на крупную аварию, которая произошла в центре Москвы 1 апреля.
ДТП при совершении маневра на регулируемом перекрестке
Кажется, что там, где есть светофор, проблем возникать не должно. Но аварии случаются, когда автомобиль сворачивает налево при желтом сигнале, а другое ТС едет через перекресток прямо. Здесь виновным назовут водителя первой машины. Даже при начале маневра на зеленый сигнал он должен уступать тому, кто движется через перекресток. Таковы требования пункта 13.4 ПДД:
При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.
Но и при таких обстоятельствах вина автомобилиста, который поворачивал, не всегда бесспорна. Ведь иногда для остановки на желтый сигнал ради того, чтобы пропустить оппонента, нужно применять экстренное торможение. А это создает угрозу для машин, едущих позади поворачивающей. Поэтому водитель последней мог завершить свой маневр и не быть при этом наказанным за аварию со встречным ТС.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 25 июня 2019 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано, что пункт 11.2 Правил запрещает именно двойной обгон.
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Исправительные меры нарушений ПДД
Мы достаточно обсудили, как грамотно обгонять транспорт. Поскольку всегда остается место риску, любое малейшее отклонение от предписаний может стоить жизни людей. По ПДД водителю запрещается выполнять обгон даже ТС, у которого просто включен левый сигнал поворота.
Важно! Штраф за двойной обгон в нарушение ПДД на сегодняшний день составляет 5000 рублей или лишение ВУ на 4–6 месяцев. Меру воздействия определяет инспектор ГАИ или судебный орган.
Повторное правонарушение влечет за собой более строгое наказание. Сумма штрафа остается прежней — 5000 р. За нарушение, зафиксированное камерой, прав могут лишить на 12 месяцев.
Завершение обгона в неположенном месте, а именно в зоне действия пешеходного перехода, облагается штрафом в 1500 рублей. Трактовка правонарушения такова – не уступил дорогу пешему гражданину. Наличие или отсутствие пешеходов на нерегулируемых переходах не имеет значения.
Создание помех своими действиям обгоняемому водителю обойдется штрафной санкцией в сумме от 1000 до 1500 р. Помните, что обгонять соседние машины с нарушениями позволяется только в экстренных случаях с целью предотвращения аварии. Стоит запастись фото или видеоматериалами на бытовых электронных устройствах. Наилучшим помощником в этой ситуации является личный видеорегистратор.
Проявляйте бдительность на дорогах, следуя старой поговорке «не уверен – не обгоняй!».
Установленное наказание
Так как прямого пункта в ПДД о двойном обгоне нет, поэтому нарушение и размер штрафа усматривается в статье 12.15 Кодекса об административном правонарушении. В нем указываются нарушения:
- если обгон совершен в местности пешеходного перехода, а по статье читается, как водитель не уступил дорогу людям, то штраф взимается в размере 1500 рублей;
- при создании препятствий обгоняемому авто, водителю придется заплатить от 1000 до 1500 рублей.
Если правонарушение совершено повторно, то водитель может быть лишен водительских прав на срок до года, а если маневр зафиксировала камера, то выписывается штраф – 5000 рублей.
Обгон гуськом или паровозиком
Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.
Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.
Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.
Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.
Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.
Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.
Обгон путём пересечения сплошной линии
Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.
В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.
Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.
При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.
Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.
Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.
Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.
В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:
Признак | Обгон | Опережение |
Порядок выполнения | — выезд на встречную полосу; — возврат в свою полосу | — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении; — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке |
Скоростной режим | Увеличивается для выполнения маневра | В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения |
Ограничения | Несколько. Устанавливаются правилами движения | Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов |
Может совершаться | Исключительно с левой стороны | Как с левой, так и с правой стороны |
Наличие штрафов | Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил | Отсутствуют |
Опасность маневра | Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения | Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении |
По ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на полосу встречного движения там, где запрещено санкций всего две – штраф в размере 5000 руб. и лишение прав сроком до полугода. При повторном нарушении правил обгона в рамках одного года – лишают водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.
Штраф возможен только если нарушение зафиксировала фотокамера. В таком случае уведомление придет водителю по почте. Если же за совершением обгона против правил водителя остановил инспектор ГИБДД, кроме лишения прав иной ответственности не предусмотрено. Но забрать права прямо на месте у водителя не могут. Меру пресечения устанавливает суд.
Если обгон был завершен правильно, но водитель не включал сигналы поворота в течение маневра, штраф в размере 500 руб. назначают по ст. 12.14. КоАП РФ.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
В ПДД движение по полосам на перекрестке, а точнее перестроение, определяется пунктом 8.4. Суть в следующем — при перестроении автомобилист обязан пропустить транспорт, который движется в попутном направлении.
Если же 2 попутных ТС хотят перестроиться одновременно, тогда водителю следует пропустить авто, находящееся по правую сторону от него.
Чтобы не нарушать правила перестроения из ряда в ряд ПДД и просто бывалые автомобилисты дают новичкам такие советы:
- по возможности не перестраивайтесь, чтобы не пришлось уступать;
- если собираетесь перестроиться в правую сторону, то пропустить (уступить) нужно всем;
- при перестроении в левую сторону вас обязаны пропустить все, кто совершает аналогичный маневр, хоть они могут этого и не сделать.
Есть еще несколько общих правил и советов, которые помогут в такой ситуации.
- Не разгоняйтесь сильно. Придерживайтесь той скорости, как и машины в полосе, куда планируете сместиться;
- Заранее включайте поворотник. Никто не может предугадать чужих маневров. Нужно подсказать о намерениях. Для этого на авто предусмотрены поворотные сигналы. Воспользуйтесь;
- Смотрите в зеркала. Начиная маневр, внимательно смотрите в зеркала. Это позволяет контролировать ситуацию;
- Убедитесь в безопасности. Приступайте к перемещению в другую полосу в ситуации, когда уверены в безопасности маневра;
- Выключите поворотник. Завершив действие, выдохните, а также отключите сигнал.
Но на дороге приходится сталкиваться с нахалами и невеждами. Доказывать правоту, пытаясь опередить за счет скорости, не дав создать вам помеху при перестроении, не стоит.
Дорога — это не лучшее место для проявления амбиций. Потому пропустите этого наглеца, и спокойно завершите маневр. Поверьте, наказание его настигнет 100%. Не в этот, так в следующий раз.
Как правильно разъехаться на перекрестке ПДД
В правилах дорожного движения стран СНГ и Евросоюза есть точные формулировки о возможностях разъезда правым или левым бортом. К сожалению, ПДД в России такое требование не содержат и допускают применения обоих вариантов.
Несколько десятилетий назад отечественные правила предписывали разъезжаться только левыми бортами, это было обусловлено наличием хорошего обзора у обоих водителей и небольшим количеством машин на перекрестке. Современные реалии диктуют новые негласные требования – разъезд левым бортом возможен лишь в редких случаях, в большинстве ситуаций он приводит к образованию затора на перекрестке.
Водители должны принять решение о повороте, исходя из соображений безопасности для себя и других участников движения, а также, учитывая «исторические» стереотипы, принятые в регионе или населенном пункте.
Штраф за — непропуск пешехода в — 2021 году
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, — «Как уступить дорогу пешеходу?». Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз
Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.
Общие правила запрещения обгона
Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:
1) общие;
2) специальные.
Рассмотрим первоначально первый вариант.
К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.
Обгон крупного транспорта
Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.
Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.