Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Таблица возраста пенсионеров Беларуси
Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:
Дата рождения потенциального пенсионера | Период оформления пенсионных выплат | Срок получения пенсии | ||
Женщины | Мужчины | Женщина | Мужчина | |
До 30.06.1962 | До 30.06.1957 | 55 лет 6 месяцев | 60 лет 6 месяцев | С 01.07.2017 |
С 01.07.1962 | С 01.07.1957 | 56 лет | 61 год | С 01.07. 2018 |
До 30.06.1963 | До 30.06. 1958 | 56 лет 6 месяцев | 61 год 6 месяцев | С 01.07.2019 |
С 01.07.1963 | С 01.07.1958 | 57 лет | 62 года | С 01.07.2020 |
До 30.06. 1964 | До 30.06.1959 | 57 лет 6 месяцев | 62 года 6 месяцев | С 01.07.2021 |
С 01.07.1964 и моложе | С 01.07. 1959 и моложе | 58 лет | 63 года | С 01.07.2022 |
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Вопрос: какие условия назначения пенсий в 2023 году?
Ответ: В соответствии со статьёй 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) право на пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении возраста 63 года, женщинами – 58 лет.
Пенсия назначается со дня обращения в орган по труду, занятости и социальной защите, но не ранее даты возникновения права на пенсию.
Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через своего работодателя. Неработающие граждане – по месту регистрации.
Для назначения в 2023 году трудовой пенсии по возрасту, в том числе досрочной пенсий, требуется не менее 19 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) согласно законодательству о государственном социальном страховании (далее – страховой стаж).
Согласно части первой статьи 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
Иные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 указанного Закона, в том числе военной службы, получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме, ухода за детьми в возрасте до 3 лет, за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, получения пособия по безработице и др., в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию не засчитываются. Данные периоды при наличии права на трудовую пенсию включаются в стаж работы для исчисления размера трудовой пенсии.
Страховой стаж меньшей продолжительности требуется для назначения пенсии по возрасту отдельным категориям граждан:
родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам – не менее 5 лет;
гражданам, имеющим длительный стаж работы (не менее 40 лет у мужчин и не менее 35 лет у женщин); гражданам, у которых имеется не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) при наличии общего стаж работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин и отсутствии права на пенсию в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих; женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста (при наличии не менее 20 лет общего стажа работы) – не менее 10 лет;
гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет – снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности, при нахождении на инвалидности более 21 года – 5 лет.
При назначении пенсии в 2023 году, заработок для исчисления пенсии определяется за последние 29 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).
Сведения о заработной плате до 1 января 2003 года подтверждаются справкой о размере заработка, выдаваемой работодателем (его правопреемником), архивом на основании находящихся на хранении документов бухгалтерского учета. За периоды работы после 1 января 2003 года размер заработка подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными отделами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по запросам органов по труду, занятости и социальной защите.
Лицам, не имеющим права на пенсию по возрасту на общих основаниях в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может быть назначена пенсия по возрасту при неполном страховом стаже мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет при наличии у них не менее 10 лет страхового стажа.
Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию по возрасту, может быть назначена социальная пенсия по достижении возраста мужчинами – 65 лет, женщинами – 60 лет.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат
В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.
Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.
Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.
Кому полагается досрочная пенсия
Одна категория досрочного выхода на пенсию описана выше – те, кто отработал 42/37 лет и прожил 60/55 лет, получают право стать пенсионером, если до официального срока остаётся не более двух лет.
Такое же право имеют те, кто не могут найти работу (был уволен из-за ликвидации компании или сокращению штатов), а им осталось до официального срока не более двух лет – по решению службы занятости. Это условие существовало и до реформы. У таких предпенсионеров есть выбор – они могут пока не оформлять пенсию, а получать спец. безработное пособие в размере 12,8 тыс. руб.
Третья категория льготного возраста – дальневосточники и жители дальнего севера. У них также установлен поэтапный досрочный выход на пенсию (на 5 лет) с ориентиром 60/55 лет. Но это применяется при достижении обязательного северного стажа (который остаётся прежним) – 20/15 полных лет, соответственно для КС, ДВ и для приравненных территорий.
Остаётся прежним страх. стаж – 25/20 лет для м/ж. Эта категория тоже выходит на новые сроки по графику.
Четвёртая категория льготников – не установлен график и новые пенсионные сроки для малых северных народов и матерей-северянок с минимум двумя детьми. Для них ничего не изменилось.
Пятая категория – матери с тремя и более детьми. Они становятся пенсионерками на 3 и 4 года до наступления нового срока – соответственно, если детей трое или четверо и все воспитывались матерью до восьми лет.
Пятидетная мать – пенсионерка с 50 лет, как и ранее.
Перечисленные категории матерей должны отработать 15 лет и иметь 23,4 баллов ИПК.
Трёхдетные матери становятся пенсионерками не позже 57 лет, а четырёхдетные – не позже 56.
Пенсионный возраст в других странах
Интересно посмотреть, где самые большие и самые маленькие пенсионные возрасты.
Категория | Возрасты | Лет | Страны |
Мужчины | Максимальные | 70 | Япония, Кения, Непал |
69,5 | Албания | ||
Минимальные | 35 | Филиппины | |
54 | Сирия | ||
Женщины | Максимальные | 70 | Япония, Кения, Непал |
68 | Нидерланды, Фиджи, | ||
Минимальные | 35 | Филиппины | |
50 | Шри-Ланка, Кувейт, Камбоджа |
Проблему не решили, а отсрочили?
Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов — уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».
Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).
Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.
Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы — уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».
Минимальная пенсия в Беларуси
Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.
Категория граждан |
Размер минимальной пенсии |
Пенсионеры |
25% от БПМ |
Инвалиды I и II групп |
100% от БПМ |
Инвалиды III группы |
50% от БПМ |
Многодетные матери-героини |
100% от БПМ |
Пенсионеры за выслугу лет |
25% от БПМ |
Граждане, утратившие кормильца |
100% от БПМ |
Где пенсия выше – в России или Белоруссии?
✓В Минске в этом году размер пенсий по возрасту составляет в среднем 446,7 белорусских рубля. В пересчете на российскую валюту это 13 036 рублей.
В Москве страховая пенсия по старости сейчас равна в среднем 16 905 рублей. Для сравнения, в Хакассии, например, — 15 484 рублей, в Алтайском крае – 14 466 рублей.
Вывод. в Белоруссии пенсия по старости чуть-чуть ниже московской, но вполне сравнима с той, что получают пожилые люди в небогатых регионах.
А что же другие виды пенсий? Давайте посмотрим…
✓Пенсия по инвалидности в Минске составляет в среднем 391,3 белорусских рубля, что в переводе на российскую валюту будет 11 420 рублей. В Москве – 10 040 руб.
Вывод. Получается, что в Беларуси инвалиды получают больше, чем в Москве?
✓Пенсия по случаю потери кормильца в Минске 295,5 белорусских рубля, что в переводе на наши деньги будет 8 624 рублей. В Москве – 7 319 руб.