Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако оптимальный вариант для участия бизнеса в решении проблем, стоящих перед страной — это использование рыночных и инвестиционных механизмов, в частности, механизмов государственно-частного партнерства, считает Шохин.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Налог на прибыль организаций: сколько установлено специальных ставок в 2023 г.
Помимо основной ставки ННП существуют специальные ставки для перечисления в ФБ, по которым облагаются некоторые виды деятельности. Так:
- по ставке 50% облагается прибыль организаций, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, в отношении прибыли от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении;
- по ставке 30% облагается прибыль по ценным бумагам отечественных компаний, выплаченная лицам, сведения о которых не предоставлялись налоговому агенту (п. 4.2 ст. 284 НК РФ);
- 20% от прибыли в ФБ отчисляют фирмы, добывающие углеводороды на новых морских месторождениях, а также контролируемые иностранные предприятия (п. 1.4, 1.6 ст. 284 НК РФ);
- 15% — ставка ННП от процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг, а также на дивиденды, получаемые иностранными фирмами по акциям российских предприятий (п. 3, 4 ст. 284 НК РФ);
- по ставке 13% облагаются дивиденды, получаемые отечественными компаниями (п. 3 ст. 284 НК РФ);
- 10% — ставка налога на доходы зарубежных предприятий от использования или сдачи в аренду подвижного транспорта и контейнеров при осуществлении международных перевозок (п. 2 ст. 284 НК РФ);
- 9% ставка ННП с доходов от процентов по муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ);
- 5% ставка применяется к дивидендам, полученным иностранными лицами от МХК — публичных компаний (пп. 1.2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
- 2 % ставка применяется к резидентам особых экономических зон, за исключением тех, кто ведет деятельность в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер (п.п. 1.2, 1.2-1 ст. 284 НК РФ). Законодателем предусмотрены и нулевые ставки ННП. Они актуальны для социально-ориентированной деятельности. В частности, в размере 0% может быть начислен налог на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджеты по доходам:
- сельхозпроизводителей и рыбохозяйственных фирм от переработки и продажи собственной продукции (при доле дохода от такой деятельности минимум 70%);
- от прибыли Центробанка РФ, полученной от регулирования денежного обращения (п. 5 ст. 284 НК РФ);
- от прибыли предприятий, осуществляющих культурно-просветительскую, медицинскую и образовательную деятельность, а также социальное обслуживание населения (п. 1.13 ст. 284 НК РФ).
Инвестиции лучше изъятий
«Например, если бы было предложено подумать о создании некого фонда развития региональной инфраструктуры. Многие компании заинтересованы в том, чтобы развивать инфраструктуру в регионах присутствия, и не только обеспечивающую, сопутствующую, но и социальную в том числе, коммунальную, например. Потому что надо удерживать квалифицированных людей, надо думать не только о работниках, но и о жителях городов присутствия, территорий присутствия и т.д. Бизнес этим занимается, многие инвестируют, но и в принципе было бы справедливо, наверное, призвать те компании, у которых уровень корпоративно-социальной ответственности не так высок, как у лидеров, включиться в такого рода проект», — сказал Шохин, добавив, что финансовое участие государства и бизнеса в таком фонде могло бы быть паритетным.
Такой вариант снимает корпоративные риски, которые есть в сценарии «добровольного взноса». «Если публичные компании вдруг добровольно перечислят деньги, акционеры могут не захотеть, у акционеров право голоса есть. Вы же в принципе залезаете в дивиденды этих акционеров. Речь идет не только о мажоритарных, но и миноритарных акционерах. А если речь об инвестиционном, пусть и социально-ориентированном таком финансировании, то у менеджмента компании и мажоритарных акционеров есть возможность объяснить, что это вообще-то в духе ESG-повестки, повестки устойчивого развития, и что компания только от этого выиграет в плане привлекательности для акционеров, для инвесторов», — пояснил глава РСПП.
Эту идею Шохин, по его словам, озвучивал в беседах с некоторыми членами правительства, и она ими не отвергается, но при этом от концепции единовременного платежа чиновники не отказываются.
По действующим нормам Налогового кодекса налоговые изменения не могут вступать в силу ранее первого числа налогового периода. У налога на прибыль налоговый период — это календарный год, соответственно, поправки могут вступить в силу только до 1 января, при этом в НК предусмотрено, что изменения, повышающие ставки, не могут иметь обратной силы. Из-за этого технико-правового препятствия Минфин против платежа через «надбавку» к налогу на прибыль, отметил Шохин.
«Потому что они не имеют легальной возможности при действующем Налоговом кодексе ввести дополнительный налог в середине года. Поэтому они и считают, что надо другим способом. Но у нас в Налоговом кодексе нет и windfall tax, вообще нет понятия такого, значит, надо вводить понятие, что единовременный платеж, связанный с какой-то благоприятной конъюнктурой, может вводиться в момент, когда эта конъюнктура имеет место. Или когда фиксируется период, когда она имела место», — сказал глава РСПП.
Отвечая на вопрос, согласен ли крупный бизнес заплатить в том или ином виде windfall tax, Шохин подчеркнул, что базовая позиция — это стабильность налоговой системы и неувеличение фискальной нагрузки. «Поэтому мы лишь можем согласиться с тем, что у правительства есть некие права. Налог — это безвозмездное изъятие части доходов хозяйствующих субъектов или граждан, и правительство имеет право на такого рода действие по Конституции. Другое дело, что бизнес пытается доказать: чем больше изымете текущих доходов, тем меньше возможностей не только для развития, инвестиций, но и для поддержания стабильности компаний, обеспечения непрерывности их деятельности, имея в виду сохранение рабочих мест, заработков и социальных расходов, в том числе в территориях присутствия. Но, тем не менее, если говорить в терминах добровольности, еще раз подчеркну, тут есть корпоративные процедуры, которые не позволят единовременно выплатить, если корпоративные процедуры приведут к тому, что акционеры или совет директоров не дадут добро на соответствующее перечисление. Что тогда будет происходить? Как представляет себе Минфин в данном случае, что мы обеспечим перечисление требуемой суммы?», — сказал Шохин.
Пока, по его словам, альтернативного варианта от государства бизнес не услышал: «Никакого механизма, кроме цифры добровольного пожертвования (в 200-250 млрд рублей — ИФ) предложено не было».
«Поэтому, анализируя варианты, мы пришли к выводу, что иного механизма, кроме как налогового, на самом деле нет. Квази-windfall может выражаться в том, что мы его привязываем к налогу на прибыль, чтобы посчитать, что это за сумма и как ее распределить по компаниям», — отметил Шохин. Использование же принципа «у кого была ситуация лучше, тот платит, у кого не лучше — не платит» кончится тем, что платежи будут вменяться компании просто по факту членства в РСПП. «Тогда у нас крупный бизнес станет средним, средний — малым и так далее, если будем по этому принципу действовать», — полагает он.
Изменения в работе с НДС
Налог на добавленную стоимость получил достаточно много изменений. Мы рекомендуем плательщикам налога тщательно изучить все новации законодательства по НДС, а ниже обратим внимание на некоторые из них.
Определение налоговой базы НДС
1. Налоговая база НДС = разница между ценой реализации и ценой приобретения при передаче в лизинг (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств (согласно приложению 25 к НК-2023) приобретенных без НДС у физлиц. Это правило распространено на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц по посредническим договорам. Указанная корректировка закрепляет положения, изложенные в письме МНС № 2−1−9/Ми-00370.
Трансфертное ценообразование
Эксперты утверждают, что ощутимо изменились нормы налогового законодательства 2022 года по контролю трансфертного ценообразования:
- Уточнено, что не подлежат контролю ТЦО сделки, заключенные с операторами платежных систем на основе использования карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в офшорных зонах. Ранее в данной норме речь шла о владельцах международных систем платежных расчетов с использованием указанных карточек.
- Перечень сделок, не подлежащих контролю ТЦО, дополнен кредитами (займами), которые предоставлены сельскохозяйственным организациям, включенным в определенные перечни Совмина. Напомним, контроль сделок с взаимозависимыми лицами по предоставлению (получению) кредитов (займов) введен с 2022 года.
- Введено новое положение, которое позволяет при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности анализируемой стороны сделки — иностранной организации в случае отсутствия информации о рентабельности иностранных организаций использовать данные отчетности белорусских организаций. Если и таких данных нет, можно использовать данные из отчетности организаций государств — членов ЕАЭС.
Заполнение декларации
Оптимально заполнять листы декларации в такой последовательности:
Титульный лист |
↓ |
Приложения № 1 и 2 к Листу 02 |
↓ |
Лист 02 |
↓ |
Подраздел 1.1 Раздела 1 |
Налог на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов от иностранных организаций, полученных российскими организациями
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01060 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе по отмененному) |
182 1 01 01060 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01060 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01060 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01030 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01030 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01030 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01030 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Исключения для бюджетников
Российские бюджетные учреждения имеют значительные преимущества в авансировании по налогу на прибыль. Рассмотрим особенности, как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль за 3 квартал 2022 года таким организациям. Чиновники определили, что все организации бюджетного или автономного типа вправе перечислять аванс один раз в квартал. Причем общая сумма дохода за предшествующие четыре квартала не имеет никакого значения.
Если бюджетное учреждение — это театр, библиотека, музей или концертная организация, то такие субъекты вправе перечислять налоги по прибыли только один раз в год по итогам налогового периода. То есть театры, музеи, библиотеки и концертные организации освобождены от исчисления и уплаты ежеквартальных и ежемесячных авансов.
А вот казенным учреждениям повезло меньше. Если организация казенного типа обязана уплачивать ННПО, то периодичность перечислений по этому налоговому обязательству определяется по общим принципам. То есть в зависимости от общей суммы дохода, полученной в предшествующих четырех кварталах.
Бухгалтерская проводка начисления налога на прибыль
Для расчетов по налогам и сборам используется счет 68. В нем для начисления прибыли выделяется субсчет, в котором производится аналитическая разбивка (в федеральный и местный бюджет).
Налог на прибыль по итогам года вносится нарастающим итогом – от очередного начисленного авансового платежа отнимается предыдущий, уже оплаченный и указанный в первом разделе декларации.
Проводка выглядит следующим образом: Дт68 – Кт51.
Более подробно последовательность приведена в таблице:
Дт | Кт | Пояснение |
99 («прибыли и убытки») | 68 («расчеты с бюджетом») | Начисление налога на прибыль |
68 (субсчет «налог на прибыль) | 51 (р/с) | Перечисление в бюджет авансового платежа |
Эти проводки повторяются при завершении каждого отчетного периода и по итогам года, когда окончательно оплачивается налог на прибыль.