ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ: значение и примеры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ: значение и примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.
Примеры употребления в «Секрете»
«Щапов заявил, что в России давно необходимо ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц. Сейчас это работает лишь частично — для доходов свыше 5 млн рублей ставка составляет 15%».
(Из новости о предложении Госдумы поднять налоги для богатых.)
«Полностью отменить НДФЛ для бедных не получится из-за противоречия принципов налогового законодательства. Он выступил за прогрессивную шкалу, которая “позволяет гибко настраивать объём платежей, исходя из любых принципов”. Депутат добавил, что это “вполне работающая модель НДФЛ, опробованная временем и практикой во многих странах”».
Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице
Плюсы прогрессивной системы | Минусы прогрессивной системы |
Больший доход приводит к большей сумме налога
Удовлетворение граждан, так как по мнению граждан с низким доходом система приводит о определенной «социальной справедливости» Граждане, получающие небольшие суммы дохода не будут стремиться к уклонению от уплаты налога |
Отсутствие стимула у граждан для получения дохода в больших суммах
Уклонение от уплаты налога Зависимость от мнения налоговых органов |
Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.
Воздействие налогов на экономику
Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
Влияние налогов на совокупный спрос
Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).
Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до Р2) и объема выпуска (от Y1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.
Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведет к еще большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу.
Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты).
Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды.
Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придется частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5% от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы.
Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя все общение с налоговиками.
Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности.
Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.
В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов.
После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога.
При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс.
В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала.
На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так.
Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для ее введения.
Преобладание прогрессивных налоговых ставок в развитых и развивающихся странах отнюдь не является приговором плоской шкале НДФЛ.
Плоская шкала подоходного налога существует в Албании, Болгарии, Гернси, Гонконге, Грузии, Джерси, Исландии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Македонии, Монголии, России, Румынии, Словакии, Украине, Чехии, Эстонии.
В крупных странах, где субъектам Федерации предоставлена бюджетная свобода на региональном уровне, — например, в канадской провинции Альберта, а также в отдельных штатах США: Иллинойсе, Индиане, Массачусетсе, Мичигане и Пенсильвании — введена плоская шкала подоходного налога.
- Докризисный опыт проведения налоговых реформ в развитых странах свидетельствует о постепенном переходе к плоской шкале подоходного налога: со временем налоговая база расширяется при снижении предельных ставок. Невозможность резкого перехода к плоской шкале в большинстве стран объясняется двумя причинами:
- 1) значительной долей налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов развитых государств и, соответственно, высокими фискальными рисками проведения резкой реформы в данной сфере;
- 2) невозможностью достижения политического консенсуса по этому вопросу.
Именно политическими мотивами объясняется отход от докризисного курса на «уплощение» подоходного налога в США и Великобритании, где недавно были увеличены предельные ставки.
Огромные финансовые вливания в спасение банковского сектора, сопровождавшиеся скандалами с выплатой бонусов руководству финансовых институтов, на фоне роста безработицы и падения доходов населения потребовали политической легитимации антикризисной политики в виде увеличения налогового бремени на богатых.
Однако вряд ли «пожарные меры», принимаемые в некоторых развитых странах, должны становиться долгосрочными ориентирами для развития российской налоговой системы.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
-
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
-
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
-
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
-
-
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Алгоритм выбора системы налогообложения
Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить — требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.
- Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно – под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ПСН. Торговать оптом можно только на УСН (в пределах лимитов) и ОСНО. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов – у УСН.
- По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения распространяются на ПСН и НПД. Эти режимы разрешены только физлицам. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
- По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения – не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН (130 человек) можно назвать для начала деятельности приемлемыми.
- Лимит предполагаемого дохода для УСН: 219,2 млн. рублей в год. Пожалуй, его трудно будет выдержать торгово-посредническим фирмам и бизнесу с большой долей расходов. Лимит в 60 млн рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным. Самый жесткий лимит — на НПД, поэтому этот режим больше подходит для нерегулярного или совсем мелкого бизнеса.
- Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты – плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
- Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент — подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы.
- После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.
Когда в России существовал подоходный налог и как он работал?
Налогообложение доходов физических лиц в России имеет довольно долгую историю: впервые подоходный налог был введен еще в 1812 году. При этом на протяжении практически всего периода существования этого налога (кроме 1960-1984 годов), ставка налогообложения была прогрессивной: размер ставки в процентах дохода зависел от суммы полученного дохода.
Максимальная ставка была введена в 1999 году и составляла более 32 % от полученного дохода при уровне годового дохода в 150 тысяч рублей (уже деноминированных). Напомним, при этом средняя зарплата в то время составляла около 1500 рублей в месяц.
Однако с 2001 года с вступлением в силу второй части Налогового Кодекса государство ввело «плоскую» шкалу, когда ставка налогообложения устанавливалась единой для всех налогоплательщиков вне зависимости от суммы налога, за некоторым исключением. «Плоская ставка» составила 13 % для всех типов и размеров дохода, а исключениями были:
- ставка для дохода в виде дивидендов – 9 % (эту пониженную ставку отменили с 2015 года);
- ставка в размере 35 % для выигрышей в лотереях, азартных играх и для некоторых особых видов доходов, например, таких, как экономия на процентах по займам и кредитам;
Список стран, где внедрено прогрессивное налогообложение доходов физических лиц (не полный)
Страна | Прогрессия (модель налогообложения) | Необлагаемый годовой минимум |
Налоговые ставки | Год-й доход, когда действует макс. ставка |
---|---|---|---|---|
Австралия (2014) | 4-ступенчатая | 18.200 AUD | 19; 32,5; 37; 45 % | 180.000 AUD |
Австрия (2014) | 3-ступенчатая | 11.000 € | 36,5; 43,2; 50 % | 60.000 € |
Бельгия (2014) | 5-ступенчатая | 8.680 € | 25; 30; 40; 45; 50 % | 37.750 € |
Великобритания | 3-ступенчатая | 10.600 £ | 20, 40, 45 % | 150.000 £ |
Германия (2014) | комбинированная 5 зон |
8.354 € | 14÷24; 24÷42; 42; 45 % + 5,5 % налог солидарности |
250.730 € |
Греция (2014) | 8-ступенчатая | 12.000 € | 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 % | 100.000 € |
Израиль (2014) | 7-ступенчатая | 0 NIS | 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 % | 811.560 NIS |
Испания (2014) | 7-ступенчатая | 0 € | Федеральные + региональные ≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 % |
300.000 € |
Италия (2014) | 5-ступенчатая | 0 € | 23; 27; 38; 41; 43 % | 75.000 € |
Канада (2014) | 4-ступенчатая | 0 $ | Федерал.: 15; 22; 26; 29 % + региональные от 5 до 21 % |
136.270 $ |
Китай (2014) | 7-ступенч.(на зарплату) 5-ступенч. (на ИПД) |
0 ¥ 0 ¥ |
3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 % 5; 10; 20; 30; 35 % |
960.000 ¥ 1.200.000 ¥ |
Люксембург (2014) | 18-ступенчатая | 11.265 € | 8 % ÷ 40 % | 100.000 € |
Нидерланды (2014) | 4-ступенчатая | 0 € | 5,1; 10,85; 42; 52 % | 56.532 € |
Новая Зеландия(2013) | 5-ступенчатая | 0 $ | 10,5; 17,5; 30; 33; 45 % | 70.000 $ |
Польша (2014) | 2-ступенчатая | 0 € | 18; 32 % | 85.528 PLN (19.906 €) |
Словакия (2013) | 2-ступенчатая | 0 € | 19; 25 % | 34.402 € |
Кипр (2014) | 4-ступенчатая | 19.500 € | 20; 25; 30; 35 % | 60.000 € |
Финляндия | 4-ступенчатая | 13.099 € | 25,6, ?, ?, 49,1 % | 64.500 € |
Франция (2014) | 7-ступенчатая | 6.011 € | 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 % | 500.000 € |
США (2014) | 7-ступенчатая | 0 $ | федеральные: 10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 % + региональные до 11 % |
для одного — 406.751 $ для суп. пары — 457.601 $ родителя-од. — 432.201 $ |
Швейцария (2014) | 10-ступенч. (для одного) 14-ступенч. (для суп. пары) |
14.500 CHF 28.300 CHF |
0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 % 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 % |
755.200 CHF 895.900 CHF |
ЮАР (2013) | 6-ступенчатая | 0 ZAR | 18; 25; 30; 35; 38; 40 % | 617.000 ZAR |
Недостатки прогрессивной системы налогообложения
Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.
Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.
Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.
Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы
Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению «черных» зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.
14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите «Группы двадцати» в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века», хотя и позволила увеличить доходы бюджета.
Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2021 года. 30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменении ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога «оказалась очень удачной».
В начале 2021 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой вариант в марте 2021 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
7 июня 2021 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: «фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно».
20 февраля 2021 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.
23 июня 2021 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц для граждан с доходами более 5 млн рублей в год — 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей. Глава государства подчеркнул, что дополнительные средства от повышения НДФЛ будут направлены на лечение детей с тяжелыми хроническими и орфанными (редкими) заболеваниями.
Соответствующий законопроект правительство РФ внесло в Госдуму 17 сентября 2021 года.
В ходе обсуждения поправок комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил скорректировать перечень доходов, подпадающих под 15%. В частности, прежняя ставка в 13% сохранится для доходов от продажи имущества и долей в нем, страховых выплат, выплат по пенсионному обеспечению и др.
11 ноября 2021 года закон был принят Госдумой, 18 ноября — одобрен Советом Федерации. Ожидается, что поступления от увеличенного НДФЛ должны составить в 2021 году 60 млрд рублей, а к 2023 году достичь 68,5 млрд рублей.
Что такое прогрессивный налог?
Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.
Она предусматривает увеличение средней ставки соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.
Такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.
Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.
Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.
Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.
Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.
В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.
Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ
Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.
Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.
Богатые заплатят НДФЛ в 15%
-
КОНТРОЛЬ СИТУАЦИИ. Налоговая ошибается, притом иногда чаще, чем сами предприниматели. А ещё бухгалтеры ошибаются. И тогда бывает сюрприз в виде ОСНО вместо УСН со всеми вытекающими.
-
ВЫБОР МЕЖДУ УСН И ОСНО. А патент? А НПД? А ещё есть ЕСХН, который строгий, но для некоторых очень выгодный.
-
НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — НЕТ НАЛОГОВ. Работает только для ООО на УСН, на ОСНО и ИП на НПД. Все остальные что-то да платят: или взносы, или налоги, или всё вместе. Если бизнес сезонный – это обязательно стоит учитывать, особенно на начальных этапах. Сравните минимальные налоги, которые нужно будет оплатить по каждому из оцениваемых вариантов. Возможно, спецрежим окажется не таким привлекательным.
-
ОСНО С НДС, ПОТОМУ ЧТО «ТАК СОЛИДНЕЕ». У многих основной покупатель — физлицо, а поставщики на упрощенке, но они упорно продолжают сдавать декларации с огромными суммами, хотя могли бы платить на 20-30% меньше.
-
ЗАРПЛАТНУЮ ЧАСТЬ. Наличие сотрудников и размер их зарплат по-разному влияет на расчет налогов в зависимости от применяемой системы. Например, пока еще патент нельзя уменьшить на сумму страховых взносов, УСН с объектом «Доходы» — не больше 50% от налога, а при УСН «Доходы минус расходы» вся зарплата и взносы – это расход.
-
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС. Вроде бы и все верно рассчитали – 60% затрат – значит УСН 15%. Но не учли, что на расходы документы не достать, а их подсчет увеличивает расходы на бухгалтера.
-
СОВМЕЩЕНИЕ. УСН+ЕНВД или УСН+ПСН может помочь снизить налоговую нагрузку в отдельных случаях. Например, та же онлайн-школа и онлайн-магазин или оффлайн-магазин и производство.
-
НИКАКИХ БИЗНЕС-ПЛАНОВ И СТРАТЕГИЙ. Сегодня у вас выручка 2 млн., а завтра вы выиграли контракт на 150 млн. и слетаете с УСН. Слетать с любого налога – это больно и дорого. План должен быть как минимум на год, а в идеале – на 5 лет. Такую же ошибку совершают уже работающие компании – претензии налоговой к размеру выручки, которая приблизилась к лимиту, наличию филиалов привели к банкротству не одну компанию. Всегда в запасе должно быть от 2 млн. выручки.
-
МЕСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. Например, в Москве нет ЕНВД, а в некоторых субъектах действуют сниженные ставки по УСН.
-
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ. Бывают ситуации, когда покупатель диктует условия: например, крупный завод может работать только с поставщиками на ОСНО. Если есть такие контрагенты – придется учитывать и их интересы тоже.
Лекция «Налогообложение физических лиц»
Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.
Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.
Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.
Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения, а финансисты, которые защищают их интересы, всегда ищут доводы против прогрессивного обложения.
При прогрессивной шкале налогообложения устанавливаются несколько налоговых ставок, в зависимости от суммы налоговой базы. Причем для бо́льшей суммы налоговой базы устанавливается бо́льшая ставка налога.
Пример прогрессивной шкалы налогообложения
Доход до 1 млн. рублей — ставка 10%
Доход от 1 млн. рублей до 2 млн. рублей — ставка 15%
Доход от 2 млн. рублей до 5 млн. рублей — ставка 20%
Доход свыше 5 млн. рублей — ставка 30%
НДФЛ
Прогрессивная шкала налогообложения применялась в России по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) до 2002 года. Общая ставка налога составляла 13%, но увеличивалась до 35%, в зависимости от доходов.
С 2002 по 2020 гг. была установлена плоская ставка НДФЛ 13% (ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).
С 2021 года вводится повышенная ставка НДФЛ 15% для доходов физических лиц, превышающих 5 млн. рублей в год. Таким образом, с 2021 года по НДФЛ применяется прогрессивная шкала налогообложения.
Налог на имущество физических лиц
Прогрессивная шкала налогообложения применяется по налогу на имущество физических лиц, в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости (п. 4 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).
Прогрессивное налогообложение имеет прямое влияние на уменьшение неравенства доходов . Это особенно верно, если налогообложение используется для финансирования прогрессивных государственных расходов, таких как трансфертные выплаты и системы социальной защиты . Однако эффект может быть приглушен, если более высокие ставки приводят к увеличению уклонения от уплаты налогов . Когда неравенство доходов низкое, совокупный спрос будет относительно высоким, потому что больше людей, которым нужны обычные потребительские товары и услуги, смогут их себе позволить, в то время как рабочая сила не будет относительно монополизирована богатыми. Высокий уровень неравенства доходов может иметь негативные последствия для долгосрочного экономического роста, занятости и классовых конфликтов . Прогрессивное налогообложение часто предлагается как способ смягчить социальные проблемы, связанные с более высоким неравенством доходов. Разница между индексом Джини для распределения дохода до налогообложения и индексом Джини после налогообложения является индикатором последствий такого налогообложения.
Экономисты Томас Пикетти и Эммануэль Саез писали, что снижение прогрессивности налоговой политики США в эпоху после Второй мировой войны увеличило неравенство доходов, открыв более богатым доступ к капиталу.
По словам экономиста Роберта Х. Франка , налоговые льготы для богатых в основном расходуются на позиционные товары, такие как большие дома и более дорогие автомобили. Фрэнк утверждает, что эти фонды могли бы вместо этого оплачивать такие вещи, как улучшение государственного образования и проведение медицинских исследований, и предлагает прогрессивное налогообложение как инструмент борьбы с позиционными внешними эффектами .