Кто может ездить без тахографа в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может ездить без тахографа в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Понятие чужой карты в тахографе
Что такое чужая карта в тахографе? Понятие «чужой карта» относится к ситуации, когда в тахографе коммерческого транспортного средства отсутствует личная карта водителя, но установлена карта другого лица.
Карта тахографа является электронным устройством, которое служит для контроля за рабочим временем и отдыхом водителя. Владелец транспортного средства обязан установить тахограф и выдать каждому водителю свою личную карту. Эти карты регистрируют и хранят информацию о работе водителя, такую как время езды, отдыха, перерывов и т.д.
Однако, некоторые водители могут использовать карту другого лица в своих тахографах. Установка и использование чужой карты в тахографе является нарушением закона о тахографах и может привести к серьезным последствиям для тех, кто нарушает правила.
Закон предусматривает штрафы и другие меры ответственности за использование чужой карты в тахографе. В случае обнаружения такого нарушения, водитель может получить штраф, а его работодатель может быть подвергнут наказанию, включая административные и финансовые санкции.
Кроме того, использование чужой карты в тахографе может привести к серьезным проблемам при проверке транспортного средства. Если в результате проверки будет установлено, что в тахографе применяется чужая карта, это будет считаться нарушением правил эксплуатации транспорта и может привести к отдельным штрафам.
В случае, если тахограф сломался или стал неработоспособным, автомобиль также должен быть оборудован собственной картой водителя. Ее наличие позволяет водителю продолжить работать в случае технической неисправности тахографа и ожидать починки без получения штрафов.
Таким образом, использование чужой карты в тахографе является нарушением закона и предусматривает наказание как для водителей, так и для предприятий, занимающихся коммерческими перевозками. Все водители обязаны использовать собственные личные карты тахографа для регистрации своего рабочего времени и отдыха в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Размер штрафов в 2024 году
В 2024 году размер штрафов за езду без тахографа значительно увеличится. Владельцев транспортных средств ожидают серьезные финансовые последствия при нарушении требований по использованию тахографов. Согласно новым правилам, штраф составит:
- Для юридических лиц: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 100 000 до 300 000 рублей
- Для физических лиц: от 30 000 до 100 000 рублей
Кроме того, в случае повторного нарушения в течение года, размер штрафа может быть увеличен в два раза. Также предусмотрены меры ответственности для тех, кто продает, устанавливает или ремонтирует транспортные средства без тахографов. Штрафы в этом случае составят:
- Для юридических лиц: от 500 000 до 1 000 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для физических лиц: от 100 000 до 300 000 рублей
Такие значительные суммы штрафов ставят перед участниками дорожного движения серьезные финансовые риски и являются значимым стимулом для соблюдения новых требований.
Основные принципы работы тахографа
Основными принципами работы тахографа являются:
1. Регистрация данных о времени работы и отдыха водителя. Тахограф автоматически записывает информацию о периодах активной работы водителя, перерывах и отдыхе. Это позволяет контролировать соблюдение законодательства о максимальном рабочем времени и минимальных перерывах.
2. Запись скорости и пройденного расстояния. Тахограф фиксирует текущую скорость движения транспортного средства, а также пройденное расстояние. Это помогает контролировать соблюдение предельной скорости и пробега транспортного средства.
3. Индикация работы тахографа. Тахограф оснащен специальной панелью индикации, которая показывает статус устройства и информацию о текущей активности водителя.
4. Архивирование данных. Тахограф хранит записи о работе и движении транспортного средства на носителе информации, который может быть извлечен и проанализирован в случае необходимости. Это позволяет контролировать соблюдение правил и отслеживать возможные нарушения.
Важно отметить, что владелец транспортного средства обязан регулярно проверять и обслуживать тахограф, чтобы гарантировать его точность и надежность. Нарушение требований по работе тахографа может привести к штрафам и другим юридическим последствиям.
Перечень категорий транспорта, подпадающих под обязательство установки тахографа
1. Грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны.
Такие транспортные средства, используемые для перевозки грузов, должны быть оборудованы тахографами, которые регистрируют информацию о скорости, пройденном расстоянии, времени работы водителя и периодах отдыха.
2. Автобусы и автобусы-прицепы, предназначенные для перевозки пассажиров.
Владельцы автобусов и автобусов-прицепов также обязаны устанавливать тахографы в своих транспортных средствах. Через эти устройства осуществляется контроль за общим временем работы водителей и их периодами отдыха.
3. Тягачи и грузовые автомобили, используемые для перевозки опасных грузов.
Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подпадают под обязанность установить тахографы. Это позволяет контролировать время работы водителя и его состояние отдыха, чтобы избежать возможных аварий и происшествий.
Обращаем ваше внимание, что ознакомление с законодательством и консультация с юристом являются важными элементами для определения обязанности в установке тахографа. Регулирования могут различаться в зависимости от страны и региона.
Законодательство о тахографах
Требования к установке, эксплуатации и утилизации контрольных бортовых самописцев изложены в таких законодательных документах, как:
- Приказ Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 г. (о правилах установки, эксплуатации и обслуживания тахографов).
- Приказ Минтранса № 440 от 28.10.2020 г. (отменяет действие приказа № 36, уточняет, какие типы ТС подлежат оснащению контрольными приборами).
- Приказ Минтранса № 227 от 26.07.2017 г. (о сроках и порядке установки бортовых самописцев).
- Постановления Правительства Российской Федерации: № 382 от 30.03.2019 г., № 944 от 19.06.2021 г. (о пассажирских автоперевозках и категориях ТС, оснащаемых тахографами).
- Федеральный Закон № 196-ФЗ от 29.11.2021 г. (об основах БДД в России).
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..
Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.
Как избежать штрафов по приказу Минтранса №440
Кроме водителя автотранспортного средства в соблюдении требований по правильной эксплуатации тахографа, времени труда и отдыха, задействованы другие специалисты, например инженер по ТБ, инженер БДД.
Во избежание штрафных санкций по несоблюдению требований 440 приказа Минтранса, каждый ответственный сотрудник на своем участке работы должен выполнять определенные функции.
Водитель должен следить за наличием в транспортном средстве:
- наклейки о произведенной калибровке, сроке проведения очередной проверки;
- ленты в приборе, запасной ленты;
- инструкции по эксплуатации тахографа.
Он отвечает за исправность карты, сроке проведения очередной проверки.
В обязанности инженерных работников входит:
- составление графика труда и отдыха водителя, который будет соответствовать всем требованиям законодательства Российской Федерации в 2023 году;
- проведение инструктажа;
- контроль за соблюдением установленных норм.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Изменения с 1 ноября для физических лиц
Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:
- ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
- в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.
Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:
- автобусы;
- грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.
Кто обязан использовать тахограф?
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).
Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.