Штраф если нет тахографа с 1 апреля в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф если нет тахографа с 1 апреля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временные нормы управления и отдыха изложены в новой редакции Правил дорожного движения с 01.11.2019 года, согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение норм времени управления транспортом караются для водителей и работодателей штрафом.
Штрафы за отсутствие или неисправность контрольного прибора
Причиной наложения административной ответственности на ИП и юридические лица является отсутствие тахографа на транспортных средствах, указанных в законодательстве как подлежащие оснащению.
Размер установленного штрафа для работодателей и водителей существенно превышает установленные ранее размеры санкций.
- До принятых изменений вождение без тахографа (или с прибором, не соответствующим требованиям) наказывалось штрафом водителю 1 000 — 3 000 рублей.
По новым правилам сумма штрафа составит 3 000 — 5 000 рублей. - Должностные лица штрафовались ранее за выпуск на работу машин без тахографа или с неисправными приборами суммой 5 000 — 10 000 рублей.
Сумма штрафа по новым правилам составляет 7 000 — 10 000 рублей. - Индивидуальные предприниматели облагаются штрафом по сегодняшним правилам в размере 15 000 — 25 000 рублей.
- Юридические лица рискуют заплатить за нарушение 20 000 — 50 000 рублей.
При этом езда с неисправным, неработающим тахографом наказывается штрафом как езда без тахографа. Исключения составляют случаи внезапной поломки прибора в пути.
Какой штраф предусмотрен за отсутствие тахографа?
Основные требования к тахографам и их установке в автомобили были установлены законом № 222-ФЗ «Об основах дорожной деятельности в Российской Федерации» от 29 декабря 2020 года, который вступил в силу с 1 января 2023 года. Ввод новых правил был произведен для контроля и корректировки режима работы водителей, а также для соблюдения времени отдыха водителей.
Если в автопарке присутствуют автомобили, у которых нет тахографа или его использование было прекращено, то в таком случае физлицо, которое осуществляет эксплуатацию этих автомобилей, обязано установить тахограф. В случае отсутствия установки тахографа предусмотрен штраф. Какие именно штрафы будут наложены за нарушение требований к установке тахографах, можно узнать из приказа Минтранса России № 282-ФЗ от 30 декабря 2022 года.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
В 2023 году можно не использовать тахографы в следующих ситуациях:
- Пассажирские автобусы категорий M2, M3, N2, N3, используемые для ежедневных маршрутов в черте города и пригорода;
- Транспорт для международного маршрута со специальной лицензией и заводскими системами безопасности;
- Авто на объектах, используемые для выполнения задач по строительству;
- Частный транспорт для личных нужд;
- Учебный транспорт (как грузовики, так и автобусы);
- Транспортные средства, выпущенные 30 и более лет назад;
- Военные авто;
- Авто, эксплуатируемые для выполнения целей, сформированных службами МВД или ФСБ.
Легковые авто не нуждаются в установке тахографов. Тем не менее водитель или руководитель организации может оснастить машину подобным приспособлением с целью улучшения обслуживания, усиленного контроля технических показателей транспорта.
За езду без установленного тахографа предусмотрены штрафы, которые варьируются в зависимости от характера нарушения. В Российской Федерации установлены следующие штрафы:
Характер нарушения | Штраф | Повторное нарушение |
---|---|---|
Езда без установленного тахографа | От 20 000 до 50 000 рублей | От 50 000 до 100 000 рублей |
Сокрытие информации, нарушение работы тахографа | От 30 000 до 60 000 рублей | От 70 000 до 120 000 рублей |
Использование недостоверных данных | От 40 000 до 70 000 рублей | От 80 000 до 150 000 рублей |
Вмешательство в работу тахографа | От 50 000 до 100 000 рублей | От 100 000 до 200 000 рублей |
Штрафы за езду без тахографа могут быть увеличены в случае причинения вреда здоровью или жизни других участников дорожного движения, а также при повторных нарушениях. Помимо штрафов, возможно лишение водительских прав, временное изъятие транспортного средства и другие административные меры воздействия.
Основные принципы работы тахографа
Основными принципами работы тахографа являются:
1. Регистрация данных о времени работы и отдыха водителя. Тахограф автоматически записывает информацию о периодах активной работы водителя, перерывах и отдыхе. Это позволяет контролировать соблюдение законодательства о максимальном рабочем времени и минимальных перерывах.
2. Запись скорости и пройденного расстояния. Тахограф фиксирует текущую скорость движения транспортного средства, а также пройденное расстояние. Это помогает контролировать соблюдение предельной скорости и пробега транспортного средства.
3. Индикация работы тахографа. Тахограф оснащен специальной панелью индикации, которая показывает статус устройства и информацию о текущей активности водителя.
4. Архивирование данных. Тахограф хранит записи о работе и движении транспортного средства на носителе информации, который может быть извлечен и проанализирован в случае необходимости. Это позволяет контролировать соблюдение правил и отслеживать возможные нарушения.
Важно отметить, что владелец транспортного средства обязан регулярно проверять и обслуживать тахограф, чтобы гарантировать его точность и надежность. Нарушение требований по работе тахографа может привести к штрафам и другим юридическим последствиям.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять тахографы в 2024 году?
В 2024 году сотрудники ГИБДД обязаны проверять тахографы водителей, управляющих автомобилями с установленными тахографами. Это обязательное требование, установленное Законом о внесении изменений в закон Российской Федерации «О дорожном движении».
Тахографы — это специальные устройства, устанавливаемые в автомобили для контроля за режимами труда и отдыха водителей. Они регистрируют информацию о времени проведенном в режиме работы, отдыха и нахождении в пути. Проверка тахографов водителей включает в себя проверку правильности установки, наличие распечаток и соблюдение временных ограничений.
Тахографы подлежат проверке в случае остановки или проверки документов водителя. Сотрудник ГИБДД имеет право потребовать распечатку последних 28 дней или периода предыдущих рейсов, когда был выявлен факт нарушения правил дорожного движения.
В случае, если тахограф сломался или отсутствуют распечатки, водитель обязан предоставить информацию о режимах труда и отдыха на других носителях данных, таких как водительская карта или цифровая с выгрузкой в компьютер.
Нарушение правил использования тахографа влечет за собой штраф. Сумма штрафа зависит от характера нарушения и может быть обжалована в установленном порядке.
Сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы в рамках своих полномочий, установленных законом. Для этого они должны регулярно проходить соответствующую подготовку и обучение в Ространснадзоре.
В 2024 году правила проверки тахографов распространяются на все автомобили, осуществляющие перевозку грузов и пассажиров, вне зависимости от типа собственности или организационно-правовой формы.
Таким образом, сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы водителей в 2024 году с силой закона. В случае нарушения правил использования тахографа водителю могут быть наложены штрафы, которые можно обжаловать в установленном порядке.
Тахограф — это специальное устройство, установленное в автомобилях, которое фиксирует информацию о работе водителей и их соблюдении времени отдыха и рабочего времени. Однако, оно необходимо не только водителям, но и другим участникам дорожного движения. Рассмотрим, для кого и почему нужен тахограф:
- Водителям: Тахограф помогает водителям контролировать свою работу и соблюдать принятые правила относительно времени работы и отдыха. Устройство фиксирует время работы, скорость, пройденное расстояние и другие данные, которые могут быть полезными в дальнейшем.
- Инспекторам ГИБДД и Ространснадзора: Тахографы могут быть использованы инспекторами для проверки соблюдения водителями правил работы и отдыха. Это помогает улучшить безопасность дорожного движения и предотвратить нарушения.
- Компаниям и работодателям: Тахографы позволяют контролировать работу водителей и обеспечивать их безопасность. Информация, полученная с устройства, может быть использована для оптимизации рабочих процессов и повышения эффективности компании.
- Физическим лицам: Тахограф может использоваться владельцами автомобилей для контроля за работой своих водителей или семейных водителей. Он позволяет убедиться, что правила вождения соблюдаются и предотвращает возможные нарушения.
Вступивший в силу в 2024 году закон обязывает установку тахографов на определенные виды транспорта. Он распространяется на грузовые автомобили и автобусы, с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, а также на автобусы с количеством мест более 9, включая водителя.
Но что делать, если тахограф сломался или не работает? Кому обратиться в таком случае? Если у вас возникли проблемы с тахографом, в первую очередь, вы должны обратиться к специалистам, которые занимаются его установкой и обслуживанием. Также можно обратиться в официальные сервисные центры или уполномоченные организации, предоставляющие услуги по ремонту и проверке тахографов.
Если вам выписали штраф за нарушение правил в отношении работы и отдыха, вы имеете право его обжаловать. Для этого вам нужно обратиться в компетентные органы и предоставить доказательства своей правоты. В случае признания нарушения необоснованным, вам будет вынесено соответствующее решение.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Закон вводит обязательные проверки тахографов у водителей автомобилей, где время, порядок, условия прохождения проверок и испытаний, а также иные требования к устройствам тахографов устанавливаются правилами, утверждаемыми Ространснадзором и ГИБДД. Таким образом, контроль и проверка тахографов осуществляется сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора.
В случае выявления нарушений водителю грозит штраф. Штраф действительно может быть обжалован в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указать основания и доказательства неправомерности наложения штрафа. Суд примет решение по делу, основываясь на представленной информации и доказательствах.
Необходимо отметить, что обжалование штрафа не откладывает его исполнение. То есть, даже если вы обжалуете штраф, вам все равно придется его оплатить в установленный срок.
Если тахограф сломался, вы должны обратиться в сервисный центр для восстановления его работоспособности. Уважительные причины, не зависящие от водителя, такие как сломанный тахограф или поломка в ходе выполнения маршрута, подлежат отсрочке при условии выпуска специального документа. Но необходимо помнить, что отказаться от установки тахографа запрещено законом.
Таким образом, если у вас есть основания и доказательства неправомерности наложения штрафа за тахограф, можно обжаловать его в судебном порядке. Однако, обжалование штрафа не откладывает его исполнение, поэтому даже при обжаловании штрафа его необходимо оплатить в установленный срок.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Какие были изменения в 440 приказе Минтранса
Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:
- Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
- Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
- Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
- Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
- Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
- Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
- Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
- Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
- Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
- В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.
Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2021 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2021 |
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Что делать, если тахограф сломался в пути?
В том случае, если сотрудники ГИБДД во время проверки выявили поломку тахографа, водителю придется доказывать тот факт, что прибор сломался уже после выхода на маршрут. В противном случае ситуация будет квалифицироваться как выезд на линию без тахографа, а за это правонарушение по закону положен штраф.
Чтобы доказать факт поломки после выезда, нужно сделать распечатку с прибора. Также в путевом листе должна стоять соответствующая отметка, подтверждающая факт исправности тахографа перед выездом на маршрут.
Тахограф помогает фиксировать соблюдение графика отдыха и труда, поэтому, во избежание штрафа за несоблюдение этого пункта нужно вручную вести график управления автомобилем и перерыва на отдых.
Движение с неисправным тахографом допускается, но лишь до ближайшего ремонтного пункта или места, в котором проходило регистрацию данное транспортное средство.
На устранение поломки дается семь дней. За этот период водитель обязан устранить возникшую неисправность. В этот период инспекторы ГИБДД не имеют право выписывать штраф за данное нарушение. Но по истечении этого срока штраф будет выписан в обязательном порядке. При этом штрафные санкции будут применены как к организации, на которой зарегистрирован данный автомобиль, так и к должностному лицу, которое допустило данное транспортное средство до работы.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Штрафы за отсутствие приборов и нарушение правил их работы
В законодательстве предусмотрена только одна статья, которая вводит штраф за отсутствие тахографа в 2021 году, — ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ. На момент подготовки статьи ее активно дорабатывали, поскольку нормы позволяют уходить от ответственности большинству нарушителей.
В частности, законодателей и экспертов не устраивает, что КоАП РФ не предусматривает штраф на организацию за отсутствие тахографа. Санкции за это введены только для должностного лица и водителя. Аналогичная ситуация и в отношении владельцев грузовых и пассажирских транспортных средств, зарегистрированных в качестве ИП.
Изменить ситуацию позволят поправки, которые вводят новые штрафы. С 01.11.2021 вступит в силу обновленная редакция ст. 11.23 КоАП РФ, где уточнят, какой штраф для ИП за отсутствие тахографа, и во сколько обойдется такое нарушение юридическим лицам.
Помимо размера санкций, законодатель уточняет состав правонарушений, в частности, чтобы было понятно, кому, за что и кто выписывает штрафы.
По новым правилам:
- водителей накажут, если они управляют транспортным средством без спецустройства либо нарушают правила его использования. То есть штраф за отсутствие ленты в тахографе, если ее не было изначально и работник знал об этом, водителю придется заплатить;
- должностных лиц и владельцев транспортных средств (ИП, юрлиц) накажут за выпуск на линию машины без прибора либо с нарушением требований к его использованию. Если взять тот же пример с лентой, контролирующие органы теперь смогут наказать и водителя, и его работодателя, поскольку в законе уже прописано, какой штраф за отсутствие бумаги в тахографе для ИП и юрлиц.
Смотрите, какая тема — Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы за езду без тахографа?
- В 2022 году сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы на дороге или трассе. Но только у водителей коммерческого автотранспорта (фур, грузовиков, пассажирских автобусов).
- Тахограф автоматически собирает информацию о режиме рабочего дня шофёра, скорости передвижения, пройденном расстоянии и времени.Инспектор ДПС вправе потребовать от водителя распечатку данных из тахографа. Если водитель откажется её предоставлять, ему грозит штраф.
- Также в полномочиях инспектора ДПС забираться в кабину грузовика.Но на практике полицейские этим не занимаются по причине упрощенной проверки рабочего состояния тахографа – а просят шофёров вывести информацию на печать и смотрят её вручную.
- Размер штрафа за отсутствие тахографа для водителей до 5 000, для ИП до 25 000, а для юридических лиц до 50 000 рублей.Также есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей.
- Штраф за тахограф нельзя оплатить с 50% скидкой, она не действует.
- Неправомерные штрафы за неработающее устройство или нарушение труда и отдыха можно обжаловать в ГИБДД или суде – но только при наличии веских аргументов.Например, когда прибор вышел из строя после выхода автотранспорта на линию.
С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта.
Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.