Добровольное пенсионное страхование — все что нужно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добровольное пенсионное страхование — все что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.
Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования
Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения
Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.
В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.
Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.
В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.
Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
Понятие пенсионного обеспечения
Дополнительное пенсионное обеспечение- один из отделов пенсионной системы, который реализуется наравне с гос. системой пенсионного обеспечения в виде доп. профессиональных пенсионных систем самостоятельных предприятий, областей экономики или территорий, либо в виде персонального пенсионного страхования граждан. Что подразумевает откладывание денежных средств в страховых компаниях или НПФ.
Если приняли решение создать дополнительную проф. пенсионную систему, она станет неизменной и ее ликвидация невозможна учредителями, которые ее создали. Она должна обеспечивать своевременные пенсионные выплаты, а не разовую сумму и координировать с гос. пенсионной системой, касаемо типов пенсий и и условий для их назначения. Ее финансируют либо взносы работодателей, либо с содействием рабочих.
В ее пределах реализуется пенсионное обеспечение граждан, которые имели особые заслуги перед российской федерацией, работодателем, муниципалитетом, помимо основного пенсионного обеспечения.
Спонсируют этот отдел пенсионной системы:
- бюджеты разного уровня:
- субъектов РФ;
- федеральный;
- местные;
- предприятия нанимателей;
- негосударственные пенсионные фонды.
Глава I. Общие положения
Формирование негосударственной пенсии при условии выбора надежного пенсионного фонда позволяет серьезно увеличить доход, который вы будете получать после завершения трудовой деятельности.
Например, если отчислять на НПО по 1500 рублей ежемесячно в течение двадцати лет при средней ежегодной доходности 8%, можно будет получать третью пенсию в размере 7400 рублей ежемесячно на протяжении десяти лет после выхода на пенсию.
Сделать самостоятельные расчеты можно на сайтах некоторых НПФ. Но есть и подводные камни, потому необходимо внимательно изучить все условия. Так, перевести резервы другому НПФ, если вы, например, недовольны результаты текущего фонда, на практике довольно непросто. Дело в том, что у большинства фондов в договорах прописаны высокие комиссии за такие действия. Досрочное расторжение договора НПО также, как правило, чревато штрафами. Помимо этого стоит помнить, что резервы пока не входят в систему государственного гарантирования. Если ваш фонд разорится, вы можете потерять свои сбережения.
Государственная управляющая компания ВЭБ.РФ, которая занимается управлением пенсионными накоплениями в том числе «молчунов» по договору с ПФР, с резервами не работает. Формировать пенсию по НПО можно лишь в негосударственных пенсионных фондах.
С НПО или без, очень важно заранее продумать, на что вы будете жить после завершения трудовой деятельности. Источниками дополнительного дохода в старости могут выступать накопления на вкладах, сдача недвижимости в аренду, инвестиции в ценные бумаги, накопительное страхование жизни и другие инструменты.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
По данным Международной организации труда (МОТ), в мире преобладает распределительная пенсионная система: среди 58 наиболее развитых стран мира этот способ финансирования практикуют 44 государства.
В западных странах пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бисмарка (континентальной) и Бевериджа (англо-саксонской).
Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Греции. По этой модели средства для выплаты пенсий аккумулируются за счет взносов работающих и пропорционально распределяются между всеми, кто имеет право на пенсию. Уравнительный принцип формирования пенсий порождает в обществе социальное иждивенчество, снижает у населения интерес к сбережениям. Системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и собственных средств работников существуют, но не носят повсеместного характера.
Пенсионная система РФ (обязательное пенсионное страхование)
В рамках договора НПО в отношения вступает несколько категорий лиц, т.е. субъектов этих правоотношений:
- Негосударственный пенсионный фонд – организация, которая оказывает рассматриваемую услугу, принимая взносы, инвестируя их в различные проекты и сферы, и выплачивая негосударственные пенсии действующим пенсионерам или иным лицам, имеющим на это право в соответствии с условиями договора.
- Вкладчики – лица, осуществляющие внесением регулярных платежей в счет формирования НПО. В качестве этих лиц могут выступать сами граждане, а также их работодатели. Категория последнего не имеет значения, в этом качестве могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Эти лица всегда выступают второй стороной договора НПО.
- Участники – те граждане, в интересах которых осуществляются взносы в рамках НПО, т.е. по сути, будущие получатели выплат негосударственной пенсии. В случае внесения взносов гражданином от своего имени и в своих интересах, он одновременно будет являться и участником и вкладчиком.
В качестве самостоятельных субъектов правоотношений по НПО могут выступать управляющие компании, осуществляющие непосредственное инвестирование накапливаемых средств.
Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.
В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.
Обязательное пенсионное обеспечение
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом в общеобязательном порядке при наступлении страхового случая в виде выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Его система включает:
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Особенности и функции
Обязательному пенсионному страхованию присущи традиционные категории и черты, но есть и особенности.
Страхователем выступают физические лица, юрлица и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления.
Застрахованное лицо – это работник, который в будущем будет получать пенсию.
Главным страховщиком является Пенсионный фонд России. Если сравнить размер его бюджет с бюджетами других внебюджетных фондов, станет очевидно, что он намного значительнее.
Бюджет ПФР складывается из:
- взносов работодателей;
- добровольных взносов;
- бюджетных переводов;
- штрафных взысканий;
- инвестиционных накоплений;
- денег людей, получивших право на срочность пенсии;
- запасных средств по накопительной пенсии.
Деньги из бюджета уходят на:
- выдачу пенсий;
- социальные выплаты;
- материнский капитал;
- иные цели.
Из бюджета Пенсионного фонда деньги идут не только на выдачу пенсий по старости, но и на выдачу пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца.
Чтобы лучше понять сущность пенсионного страхования, нужно определить, какие функции оно выполняет. Если внимательно проследить «дух» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» № 167, становится ясно, что функции ОПС следующие:
- Социальная – это фундаментальная функция пенсионного страхования, наиболее ярко отражающая его назначение. Речь идет о защите каждого члена социума, о создании стабильного жизненного уровня при наступлении нетрудоспособности.
- Стимулирующая – это недвусмысленный намек, что на государство надейся, а сам не плошай. Стимулирующая функция призвана сформировать понимание того, что размер своей будущей пенсии можно увеличить, ведь на ее размер влияет трудовой стаж и страховые взносы, уплаченные за период работы. А эти два показателя находятся под контролем самого человека.
В соответствие с законодательными актами Российской Федерации определены условия негосударственного пенсионного обеспечения. На протяжении последних лет растет динамика в заинтересованности физических лиц негосударственным пенсионным страхованием. Привлекает, в первую очередь, добровольность при создании негосударственных пенсионных фондов физическими и юридическими лицами, а так же добровольное участие в страховом обеспечении с выбором подходящего вида пенсионной страховой выплаты (кроме предусмотренных федеральным законом моментов).
Работодатель добровольно и с экономической заинтересованностью принимает решение по осуществлению страховых взносов в систему негосударственного пенсионного страхования в пользу своих наемных работников.
При негосударственном пенсионном страховании для всех участников предусмотрено равноправное участие в единой пенсионной схеме. Размер по пенсионной выплате определяется с учетом суммы пенсионного актива, учитывающийся на индивидуальном (личном) счету участника фонда. Активы пенсионного фонда разграничиваются от активов субъектов и учредителей, что делает невозможным факт банкротства организации.
Основные принципы негосударственного пенсионного страхования заключены в следующем:
- гарантирование в реализации прав для физических лиц, в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах»;
- федеральное регулирование финансовой деятельности Фондов негосударственного пенсионного страхования;
- федеральная стабилизация размера страховых тарифов на предоставляемые пенсионные услуги;
- правовая ответственность за нарушение норм субъектами системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.
1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.
Значение страхового стажа:
– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.
2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Значение непрерывного трудового стажа:
– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.
3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).
Значение специального трудового стажа:
– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.