Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.
Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.
Утилизация ТКО — распространенные способы
Проблема с коммунальным мусором актуальна для всех российских регионов. На территории РФ используют 4 способа утилизации отходов. Обычно мусор перерабатывается путем:
- Сжигания. Способ финансово экономичен. Однако при сгорании токсичные вещества выделяются в атмосферу. Это пагубно отражается на экологической ситуации в стране.
- Захоронения. Способ популярен, так как недорогой. Но для удовлетворения потребностей населения в вывозе мусора, особенно в больших городах, требуются огромные свободные площади.
- Компостирования. Такой вариант используют для отходов растительного и пищевого происхождения. Проблема заключается в предварительной сортировке мусора на органический и неорганический.
- Повторного использования. Такой способ распространяется на искусственные материалы. Повторное применение подходит для металлолома, пластика и стекла, которые являются вторичным сырьем.
Состоянием на 2022 год в России нет рационально организованной системы обращения с ТКО по сравнению со странами Европы. Однако в перспективе намечаются положительные результаты благодаря внедрению новой экологической программы. Она направлена на повышение качества сортировки и переработки мусора объемом до 60% к 2024 г.
Какие отходы относятся к ТКО по ФККО 2019 – 2020 гг?
Обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
В соответствии с ФККО в тип отходов коммунальных, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению включены следующие группы отходов:
- Отходы коммунальные твердые (код ФККО 7 31 000 00 00 0),
- Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код ФККО 7 33 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении транспортных услуг населению (код ФККО 7 34 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 35 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению (код ФККО 7 36 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 37 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению ( код ФККО 7 39 000 00 00 0).
Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 37 100 02 72 5 |
Что относится к твердым бытовым отходам
Бытовые отходы по текстуре могут быть твердыми, жидкими и пастообразными (например, шламы).С развитием технологии и повышением уровня жизни населения объем синтетических и полимерных материалов, которые медленно разлагаются, токсично воздействуют на почву и местную фауну, становится с каждым годом все выше.
Что относится к твердым бытовым отходам? Если посмотреть на характерный фракционно-морфологический состав мусора, который выбрасывает среднестатистический житель России, можно составить следующий список:
- бумага;
- крупногабаритные предметы;
- металл;
- пластик;
- органические, в том числе пищевые, волокна;
- текстильная продукция: ткани, резина, кожа;
- дерево;
- стекло;
- камень и керамика.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
- Целенаправленность переработки ТБО. Меры по переработке отходов утверждены законом РФ и нацелены на ресурсосбережение. Разрешено применять на производстве вторсырьё, если имеются необходимые лицензии и сертификаты. Преимущества при использовании вторсырья трудно переоценить, приводятся только некоторые из них.
- Экономия времени и средств на выработку первичного сырья.
- Очистка территорий от отходов.
- Уменьшение негативного влияния ТБО на окружающую среду.
- Механическая переработка.
Механическая переработка мусора производится специальными механизмами для размельчения частиц, что приводит к уменьшению объёма вторсырья.
- Комплексная переработка мусора.
Комплексный подход предусматривает удаление отходов и переработку. Удаление происходит путём захоронения и сжигания, что неблаготворно сказывается на состоянии атмосферы. Переработка помогает повторно использовать мусор, но для этого необходим раздельный сбор. В некоторых городах он уже организуется.
- Биологическая переработка.
Для повторного введения в использование территорий бывших свалок проводится техническая очистка земель. После этого наступает биологический этап агротехнических работ – посев растений, способных восстановлению почв.
- Органические отходы.
Органические остатки используются для получения энергетических ресурсов, таких как биогаз или компост.
- Получение компоста из твердых бытовых отходов.
При захоронении мусора с преобладающей долей биологической массы возможно получение компоста. В дальнейшем его используют в сельском хозяйстве.
- Получение биогаза из твердых бытовых отходов.
Свалочный газ, образующийся на мусорных полигонах, содержит в составе метан. Применяя специальные газоочистительные машины, метановую смесь можно собрать и обогатить, тогда получится биогаз, пригодный для сетей населённых пунктов.
- Переработка ТБО с помощью пиролиза.
Пиролиз – сжигание отходов в бескислородной среде в печах при температуре около 1000°C. При такой переработке мусор не требует подготовки, ещё одним преимуществом является отсутствие загрязняющих атмосферу веществ. Выделяющуюся энергию тоже можно использовать в отопительных целях.
- Региональный оператор.
Исполняя закон 28.12.2016 года, органы исполнительной власти в результате тендера выбирают единого оператора по работе с коммунальными отходами, куда причисляют и ТБО. Это юридическое лицо, занимающееся утилизацией мусора в своём регионе.
- Вторичное использование твердых бытовых отходов.
Вторичной переработкой мусора занимаются специальные фабрики и заводы.
Оборудование для работы с ТБО
Для работы с твёрдыми бытовыми отходами используются следующие агрегаты:
- Шредер – это устройство, которое хорошо подходит для работы с достаточно твёрдым мусором, с камнями. Специальная дробильная установка помогает оперативно измельчить мусор.
- Гидравлический пресс – работа заключается в прессовании отжившей продукции. Агрегаты могут быть с вертикальной загрузкой и с горизонтальной.
- Компактор – технология похожа на прессование. Но агрегат внушительных размеров и используется на крупных мусороперерабатывающих заводах.
- Линия сортировки. Выполняет сортировку на мусорообрабатывающем предприятии.
- Контейнеры, расположенные у жилых домов, для сбора твёрдого мусора.
Оборудование бывает и стационарным, и мобильным. Каждое предприятие выбирает тот тип агрегатов, который необходим для достижения поставленных целей при работе с отходами.
Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года
Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:
- Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
- Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
- Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
- Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
- Собственниками нежилых помещений.
- Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
ТКО — актуальные правила на 2020
В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:
- мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
- отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
- техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.
Эксперты ждут корректировок и разъяснений
Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.
В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».
В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.
И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.
«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.
В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».
Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.
В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.
Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.
При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.