Вызвали в налоговую на допрос, что делать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вызвали в налоговую на допрос, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Как себя вести на налоговой комиссии
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
За неявку в ИФНС для дачи пояснений должностному лицу и ИП грозит штраф от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП). За отказ давать пояснения, если представитель налогоплательщика явился в ИФНС, штраф не предусмотрен. За неявку на допрос свидетеля штраф – 1000 руб., за повторное нарушение – 2000 руб. За отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний штраф свидетеля – 3000 руб. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114, абз. 1 ст. 128 НК, письмо Минфина от 08.05.2019 № 03-02-08/33719).
Арбитражная практика свидетельствует о том, что за каждую последующую неявку на допрос свидетеля могут оштрафовать как за повторное нарушение на 2000 руб., а не как за новое, но такое же правонарушение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 № А74-1519/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 № А74-1519/2011).
Судьи признают, что повторная неявка свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении может служить отягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности по части 1 статьи 128 НК.
Если проигнорировать уведомление ИФНС о возможных нарушениях НК и приглашение в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств, налогоплательщику могут назначить выездную проверку (п. 9 Критериев, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, письмо ФНС от 10.03.2021 № СД-19-2/141). Административной и уголовной ответственности для свидетеля за неявку на допрос в инспекцию нет (п. 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.
Вызов для дачи пояснений – не допрос
Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.
Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:
- В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
- За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
- Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).
Где проводится налоговый допрос
Инспекторы могут допросить свидетеля:
Но иногда случается, что налоговики проводят допрос прямо на улице. По мнению Верховного суда, показания, которые они получили таким образом, тоже считаются допустимыми.
Если свидетеля допрашивают по месту его жительства, то в допросе должны участвовать не менее двух инспекторов. Такова рекомендация ФНС. Прежде чем брать показания, они обязаны, во-первых, получить согласие свидетеля и совместно проживающих с ним лиц на допуск в жилое помещение, а во-вторых, сделать соответствующую пометку в протоколе допроса.
Бывает, что нужный свидетель находится в другом регионе, а специально командировать туда налогового инспектора у ИФНС не получается. Тогда проверяющая налоговая может перепоручить провести допрос той ИФНС, к которой относится место проживания или пребывания свидетеля.
Свидетель может прийти на допрос вместе с юристом или адвокатом, но отправить их вместо себя нельзя. Это недопустимо даже по доверенности.
Начало допроса. Перед началом допроса инспектор должен:
Получается, допрос нельзя проводить по телефону или электронной почте.
На право не свидетельствовать против самого себя часто пытаются сослаться руководители проверяемых фирм. Но для налоговиков это не аргумент: они проверяют не руководителя, а возглавляемую им организацию. Другое дело, если свидетель — предприниматель, и его вызвали как свидетеля по проверке его самого. Тогда он может отказаться давать показания — так считают некоторые суды.
Постановление АС ЦО от 08.10.2018 № А08-3699/2017 PDF, 66 КБ
Протокол допроса. Свидетелю обязательно должны дать ознакомиться с протоколом допроса. А все его замечания внести в этот протокол. Если при допросе инспекторы вели фотосъемку, видео- или аудиозапись, то, во-первых, они обязаны сделать в протоколе специальную отметку об этом, а во-вторых, приложить к протоколу эти материалы.
Копию протокола налоговики обязаны выдать свидетелю лично под расписку.
Время допроса. Допрос не может проводиться в ночное время — с 22:00 до 06:00. Кроме того, он не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжить допрос можно только после как минимум часового перерыва на отдых и еду.
Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Как правило, рядовых сотрудников компании налоговики допрашивают быстро. Дело в том, что такие допросы налоговики проводят с определенной целью. Например, чтобы подтвердить, что бизнес раздробили для получения незаконной налоговой выгоды. Или чтобы доказать выплату серой зарплаты. На такой допрос не нужно много времени, всем работникам обычно задают одинаковые вопросы.
Другое дело, когда речь идет о допросе руководителя или главбуха. Их допрашивают долго и с пристрастием, стараясь поймать на неточностях, противоречиях, незнании производственных процессов в компании, чтобы затем обвинить, например, в номинальности директора или связях с фирмами-однодневками.
Главное правило поведения на допросе — лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и т. д. Это не будет считаться отказом давать показания.
Место проведения допроса
Как правило, допрос свидетеля проводится на территории налоговой инспекции. Но при необходимости он может быть проведен и в месте нахождения допрашиваемого (например, по месту работы или в лечебном учреждении).
Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.
На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.
Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его допросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.
Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции. Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной. Но это все редкость.
Возможен допрос на территории проверяемого предприятия.
Порядок вызова на допрос. Каким образом вызывают на допрос в качестве свидетеля?
Если вас вызывают на допрос в качестве свидетеля, помните, что свидетель может быть вызван на допрос только повесткой. В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения о:
- мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
- времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- месте проведения допроса.
На практике, в случае проведения допроса по месту нахождения свидетеля, повестка не оформляется. Зачем ее оформлять, если допрос уже идет?
Следует отметить, что, зачастую, налоговые инспектора просто звонят на домашний или сотовый телефон. Это несоблюдение формы вызова, с возможностью его просто проигнорировать. Хотя данный способ ничем не предусмотрен, его активно используют инспекторы, чтобы сэкономить время либо отыскать нерадивого свидетеля, который не получает повестки по каким-либо причинам. Правовые последствия вызова по телефону – явка будет добровольной, а неявка не повлечет наложения штрафа.
Нередко сами налоговики не сильно разбираются, как правильно вызывать на допрос и оформляют вместо повестки «уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)». Но это уже скорее хитрость. Налогоплательщики считают, что инспектора путают понятия дачи пояснений и допроса. На практике налоговики по телефону указывают одну цель «беседы», фактически допрашивают на совершенно иную.
Вызов в налоговую для дачи пояснений
Уведомление из налоговой направляется по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММВ-7-2/189 от 8 мая 2015 г. В шапке документа указывается полное название компании, ФИО предпринимателя или физ.лица.
Основная часть уведомления содержит следующую информацию:
- дата заполнения;
- наименование налогового органа;
- куда вызывают в налоговую для дачи пояснений: точный адрес, с указанием номера комнаты;
- время посещения: дни и часы приема;
- указание причины, по которой налогоплательщик вызывается в инспекцию;
- ФИО, подпись сотрудника инспекции;
- контактный телефон;
- дата, подпись, ФИО налогоплательщика, подтверждающие получение уведомления в указанный срок (в случае, если уведомление вручено на бумаге).
Что говорить на комиссии
Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:
- Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
- Повысилась стоимость сырья.
- Колебания курсов валюты.
- Спрос на продукцию компании резко упал.
- Финансовый кризис.
- Компания работает в новом для себя секторе.
Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:
- Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
- В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.
Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).
О вызове налогоплательщика для дачи пояснений
Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов.
Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.
Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст.
23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом.
В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).
До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».
Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г.
№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.
На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.
В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков.
Налоговая вызывает для дачи пояснений, что делать?
Для начала просто позвоните, возможно все вопросы можно решить по телефону, а КУДИР отправить через личный кабинет ИП. В книге учета доходов и расходов указывайте только то, что получали на счет ИП, про прошлый год никому не рассказывайте.
Налоговая не может просто так проверить счет физлица, для этого им нужно инициировать налоговую проверку, получив одобрение от вышестоящего налогового органа.
Если же сами укажете, что получали платежи на другой счет — это будет основанием для такой проверки
Нравится 17 1 комментарий Паспорт, заначка наличкой, сухари, шерстянные носки и убегай. Поезда, самолеты проверяются. Выбирайся на машинах. Карты банковские не бери. Телефон выкинь. P.S.:
Просто сходи и поговори. Там нормальные ребята. Ты же не Березовский. У них банальная плановая проверка. Спроси чего именно им надо. Им тоже не нужна лишняя работа.уже жалею что зарегался как ИП
Если платежи получал на банковский счет — как раз хорошо что как ИП.
Если не сечется в РФ платеж, то чего ты паришься. Им тоже не интересно тратить кучу усилий раскапывая твои копейки.
Нравится 11 Комментировать для дачи пояснений по поводу моей деятельности по патентной системе скорее всего, им показалось, что часть платежей, к-е поступили на ваш р/с ИП — не подпадают под патент и они хотят, чтобы вы оплатили с них 6% по УСН — не более того. Распечатайте выписку с р/с и идите спокойно.
Нравится 7 Комментировать В отношении Вас начинается формальное административное производство и Ваша реакция заключается в том, что Вы бежите сломя голову на непрофильный интернет-сайт, задаете этот вопрос и слушаете ответ лопухов, которые понимают в этом еще меньше Вас.
Вы не чувствуете некоторого диссонанса с остротой момента?
Найдите вменяемого бухгалтера, заплатите ему деньги. Пусть он проверит Вашу бухгалтерию, оценит ситуацию, исправит косяки и проконсультирует по сути разговора. с инспектором.
и НИКОГДА не отвечайте неформальным способом в виде «позвонить по телефону» на формальную процедуру.
Я в прошлом году как ИП получил подобное письмо от налоговой, но без подробностей совсем, мол явиться надо, ринулся туда на следующий день, так как было реально страшно..
А оказалось, что у меня сумма фиксированного платежа неверная, так как я в самом начале года случайно два раза сделал один платеж (считай переплатил ~ 2000).
В общем пришел домой удалил платеж ошибочный и переотправил декларацию. Так что все может быть совсем не так страшно =)
Нравится 2 Комментировать Я боюсь туда идти А чего конкретно боитесь? Бить вас там не будут.
Допрашивать тоже — вас же не на допрос к следователю вызвали, где все ваши слова записываются.
Просто придете и поговорите, поясните им некоторые моменты, попросите проконсультировать.
Если у вас вообще бардак там — сначала неплохо бы обратится к хорошему бухгалтеру, который укажет на явные косяки и объяснит что можно поправить.
Нравится 1 Комментировать
Вы главное не признавайтесь ни в чём. Деятельность начали вести сразу и правильно. А то, что было раньше это всё личное.
А то знаете ли, у нас сейчас большинство дело раскрывается посредством чистосердечного.
О вызове налогоплательщика для дачи пояснений
Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов.
Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.
Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст.
23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом.
В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).
До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».
Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г.
№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.
На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.
В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков.
Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу.
Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки.
После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами.
В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.
Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014).
Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей.
При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.
Не удастся избежать ответственности по ст. 19.
4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г.
№ 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).
Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.
Что делать, если было получено оповещение из налоговой
Что такое уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и как быть, если вручение такого уведомления всё-таки произошло?
Причиной получения этого извещения могут быть некоторые расхождения в отчетностях, обнаруженные в ходе проверки или проведения камеральной инспекции. В такой ситуации при возникновении разного рода вопросов со стороны органов, они вправе потребовать объяснений от гражданина.
В каких случаях налоговая обязана уведомлять налогоплательщика:
- Если в ходе проверки были обнаружены расхождения сведений, которые предоставил налогообязанный гражданин в ИФНС и теми сведениями, которые есть у самой инспекции.
- Пояснения могут потребоваться при подозрении на уклонении от уплаты налогов и обнаружении незадекларированных доходов.
- Также налогоплательщика могут вызвать в ИФНС с целью ознакомления с ходом камеральной проверки.
- У ИФНС возникает необходимость предоставления гражданином дополнительной поясняющей документации.
Если, что называется, делом вы никак не отреагируете на информационное письмо, тогда уже налоговики пригласят вас для «разговора по душам», прислав Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)приложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ с указанием даты, места и времени встречи.
Сразу скажем: не повторяйте ошибок тех, кто пытался оспаривать в суде вызов на комиссию. Это бессмысленное занятиесм., например, Постановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013. Налоговые органы имеют полное право вне рамок проверки вызывать налогоплательщиков письменным уведомлением для дачи поясненийподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. А те, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налоговиковподп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Проигнорировать вызов, не явившись на комиссию без уважительной причины, тоже не лучшая идея. Во-первых, за неявку грозит штраф для руководителя фирмы или предпринимателя — от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Правда, он может быть взыскан только через судч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Также заметим, что этот штраф предусмотрен именно за необоснованную неявку. Если же налогоплательщик явится, но откажется давать пояснения, то оштрафовать его налоговики не вправеПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3).