Муниципальная собственность: что такое, как характеризуется, описывается
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальная собственность: что такое, как характеризуется, описывается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная собственность в нашей стране в течение длительного времени играла и продолжает играть существенную роль в жизни общества. Обвальная приватизация государственного имущества, проведенная в начале 90-х годов прошлого века, привела к существенному сокращению государственного сектора экономики. Это обстоятельство существенно ослабило экономическую безопасность государства. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. C этой целью Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. на 29 ноября 2000 г.). В этом документе отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сейчас как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Комментарий к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130). Имущество, находящееся в муниципальной собственности — средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, составляет экономическую основу местного самоуправления. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Исходя из положений данной статьи, муниципальным образованиям может принадлежать имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.
2. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, другие муниципальные образования. От имени соответствующего муниципального образования его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять в соответствии со ст. 125 ГК РФ органы местного самоуправления.
Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется, так же как и государственное имущество, на две группы: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну. Однако, при всем сходстве правового режима муниципального и государственного имущества, он различен, что объясняется отличием государственных задач от задач местного самоуправления.
Другой комментарий к Ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, т.е. имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, не относится к государственной собственности.
Хотя управление муниципальной собственностью имеет ряд общих черт с управлением государственной собственностью, что вполне естественно, поскольку в этой сфере имущество также обеспечивает защиту публичных интересов, муниципальная собственность юридически и фактически отделена от государственной. Соответственно, нет оснований для передачи объектов муниципальной собственности ни Российской Федерации, ни субъекту Федерации иначе как по договору или иному основанию, обеспечивающему равенство сторон и возмездность отношений. Это означает, что имущество не может быть передано из муниципальной собственности в государственную против воли муниципального образования.
2. В то же время предусмотрена передача государственного имущества, как федерального, так и принадлежащего субъектам Федерации, в муниципальную собственность. Основанием такой передачи могут быть акты Российской Федерации, например распоряжения Правительства РФ, а также аналогичные акты субъектов Федерации.
3. Комитет по управлению муниципальным имуществом учитывает принадлежащее муниципальному образованию имущество в реестре муниципального имущества либо перечне объектов муниципальной собственности (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
Комментарий к статье 215 ГК РФ
1. Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности (см. коммент. к ст. 214 ГК), а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции. Из ч. 1 ст. 130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).
По сравнению с государственным муниципальное имущество более сужено по составу, так как с его помощью решаются иные по сравнению с государственными вопросы местного уровня. Однако и государственной, и муниципальной собственности присуща такая общая черта, как направленность на решение общественных, а не частных интересов.
2. В п. 2 комментируемой статьи указано, кто может осуществлять от имени муниципального образования права собственника. Данная норма, как и п. 3 ст. 214 ГК, отсылает к ст. 125 ГК (см. коммент. к ней). Кроме того, она уточняется в ст. 51 Закона об организации местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен муниципальному имуществу, закрепленному за муниципальными предприятиями и учреждениями, и муниципальному имуществу, образующему муниципальную казну. Муниципальное имущество, как и государственное, закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. коммент. к ст. ст. 294 — 298 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании). Участие органов местного самоуправления в ходе использования муниципального имущества состоит в том, что они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ст. 51 Закона об организации местного самоуправления).
В качестве горсобственности муниципального образования способно располагаться недвижимое имущество, подразумевающееся для того, чтобы благополучном образом разрешать вопросы, связанные с местным значением. Также, чтобы осуществить передачу органу под местное самоуправление отдельного госполномочия. С целью обеспечить деятельность органа, должностного лица под местное самоуправление, муниципального служащего, сотрудника муниципального предприятия либо учреждения.
Если возникают у муниципальных образований права на собственность недвижимого имущества, которая в действительности не предназначена для вышеназванной цели, то подобная инфраструктура должна подлежать перепрофилированиям (изменение целевых назначений госимущества) или отчуждениям. Порядки и период времени для отчуждений подобных имущественных объектов установлен в соответствии с ФЗ.
Разновидности муниципальных объектов недвижимого имущества. В соответствии с законами от 2003 года установлено, что в общих видах по списку недвижимости, входят собственность в поселениях, муниципалитетах и городских округах.
Собственность поселения включает в себя следующие типы:
- объекты недвижимости, которые предназначены для электрических, тепловых и газовых, а также для систем водоснабжения для нужд жителей. А также для водоотведений, снабжений населённых пунктов с помощью топлива с целью осветить улицы населенного пункта;
- автомагистрали по общему использованию, мост и иной вид транспортных инженерных сооружений в границе населенного пункта, кроме автодорог по общему использованию, моста иного транспортного инженерного сооружения отвечающего федеральным и региональным значениям, а ещё для объектов, которые предназначены, чтобы их в полной мере обслуживать;
- жилфонды соц использования для того, чтобы обеспечить малоимущего гражданина, который проживает в поселениях и нуждается в улучшениях по жилусловиям в соответствии с договором соц найма, а также недвижимое имущество, требующиеся для того чтобы благополучно содержать муниципальный жилфонд;
- пассажирские ТС и другие жилимущества, которые необходимы для транспортных коммуникаций под нужды жителей в границе поселений;
- жилимущества, которые предназначаются для того, чтобы предупредить и ликвидировать последствия ЧС в границе поселений;
- жил объекты, а ещё оборудования и снаряжения для пожаробезопасности, которые предназначаются, чтобы обеспечить первичные мероприятия в период тушения пожара;
- библиотечные учреждения;
- жилимущество, которые предназначаются для того, чтобы организовать полноценный отдых и обеспечить население поселений услугами и организацией культурных мероприятий;
- объекты культурных наследий (культурный и исторический памятник) местных (муниципальных) значений, расположенный в границе поселений;
- жилимущества, предназначающиеся для того, чтобы в полной мере развить в территориальных пределах поселений массовые физические организации по культуре и спорту;
- жилимущества, предназначающийся для того, чтобы организовать благоустройство и озеленение территориальных пределов в границе поселений, включая обустройство по местам общих скоплений людей и массового досуга жителей;
- жил имущество, предназначающиеся для того, чтобы полноценно собрать и вывезти бытовые отходы и мусор;
- имущество, включающее земельный участок, который предназначен для того, чтобы организовать ритуальные услуги и содержать соответствующие места по захоронению;
- жил имущества, предназначающиеся для того, чтобы официальным образом опубликовать (обнародовать) муниципальные правовые акты, а ещё иные официальные документы;
- земельный участок, которые относятся к муниципальным жилобъектам в поселениях, согласно федзаконам;
- обособлённый водный объект, в пределах территориальных поселений;
- лесополоса, которая расположена в границе населённого пункта поселений.
Под собственностью муниципального района, способны подпадать:
- имущественные объекты, которые предназначаются для электрического и газового снабжения поселения в границе муниципальных районов;
- автомагистрали по общему использованию между населённых пунктов, мост и иная транспортная инженерная инфраструктура в пределах населённого пункта в границе муниципальных районов. В качестве исключения, возможно, добавить автодороги по общему использованию, мосты и иные транспортные инженерные сооружения федзначений, а ещё те, что предназначены для их обслуживаний;
- пассажирские транспортные средства и другие, имущественные ТС, которые предназначаются, с целью обслуживания ТС граждан между поселений в пределах территориальных округов муниципальных районов;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы в полной мере организовать и осуществить экологический контроль;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы предупредить и ликвидировать последствия ЧС в пределах территориальных округов муниципальных районов;
- имущественные объекты, предназначающиеся с целью организовать полноценную охрану по общественному порядку в пределах территориальных округов и муниципальных районов, при помощи муниципальных служб полиции;
- имущественные объекты, предназначенные с целью обеспечить общедоступный и бесплатный дошкольный, начальный общий, основной общей, средний (полный) общий перечень образований, а ещё предоставить дополнительные виды образований и организовать досуг ребёнка в период каникул;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того чтобы оказать в пределах территориальных округов и муниципальных районов скорые медицинские клиники (кроме, санитарно-авиационных), первичная медико-санитарная службы при амбулаторном и поликлиническом, а также больничном медучреждении, выключай медицинскую помощь для женщин, которые беременны;
- имущественные объекты, предназначающиеся для того, чтобы утилизировать и переработать бытовые и промышленные отходы;
- архивный фонд, включающий кадастры землеустроительной и градостроительной документации, а ещё имущества, необходимые для того, чтобы сохранить указанные фонды;
- имущественные объекты, включающие земельный участок, предназначающийся для того, чтобы содержать в пределах территориальных муниципальных районов межпоселенческие места по захоронению и созданию ритуальной услуги;
- межпоселенческая библиотека и библиотечный коллектор;
- имущественные объекты, требующиеся для того чтобы официально опубликовать (обнародовать) муниципальные правовые акты, а ещё иную официальную документацию;
- земельный участок, который относится к муниципальным объектам муниципальных районов, согласно Федзаконам;
- обособлённый водный объект, в пределах территориальных округов и муниципальных районов, который располагается на населённых территориальных областях муниципальных районов.
Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.
И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.
Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.
Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.
Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.
Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.
Муниципальная собственность: главное
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.
При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.
Права собственника от имени муниципальных образований осуществляют ОМСУ. Например, зданием городской администрации распоряжается сама администрация.
В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер. Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:
- выполнения ОМСУ своих задач и функций;
- быстрого решения возникающих на уровне города, поселка или района проблем (например, расселение местных жителей в случае чрезвычайной ситуации);
- обеспечения функционирования органов власти.
По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.
Структура муниципальной собственности
В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.
На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.
Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.
Комментарий к статье 215 Гражданского Кодекса РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Она служит экономической основой для самостоятельной, признаваемой и гарантируемой Конституцией деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822), в дальнейшем — Федеральный закон от 06.10.2003. В целом Закон вступит в силу с 1 января 2006 г. До этого применяется ныне действующий Закон об общих принципах организации местного самоуправления.
2. В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК субъектами права муниципальной собственности признаются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и т.н.). Все они подлежат регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований (см. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 N 65 «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» — СЗ РФ, 1998, N 4, ст. 486).
Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления.
Право государственной собственности (ст. 214 ГК РФ)
Право государственной собственности –это совокупность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.
Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).
Субъекты государственной собственности:
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на правах оперативного управления и хозяйственного ведения.
Понятие государственной и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
- 1. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
- 2. имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
- 1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
- 2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
- 3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.
- 4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности
Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение. В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.
Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.
Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.
Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:
- предоставленных в аренду для комплексного освоения;
- переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
- образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
- на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
- сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.
Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).
Муниципальная собственность: главное
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.
При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.
Права собственника от имени муниципальных образований осуществляют ОМСУ. Например, зданием городской администрации распоряжается сама администрация.
В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер. Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:
По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.
Владение и управление муниципальным имуществом доступно исключительно муниципальным образованиям. Обычный гражданин оформить право собственности на муниципальное имущество не может (только если объект изменит свой статус — например, земельный участок будет продан гражданину).
Процедура разграничения
В это понятие входит отнесение конкретного надела земли к государственной, региональной или муниципальной собственности. Разграничение государственных угодий осуществляется посредством принятия специальных ПП РФ, а также законов, в соответствии с которыми меняются границы региона. Образование муниципальной собственности в виде итога процедуры разграничения реализуется посредством принятия законов федерального и регионального уровня. Муниципальные участки могут разграничиваться по нижеследующим территориям:
- Поселениями городского типа.
- Округами.
- Районами муниципалитета.
- Районами пригородными.
- Префектурами.
- Внутренними образованиями территорий в городах федерального значения.
Разграничение осуществляется только для участков, отображенных на кадастровой карте. Поэтапно процедура выполняется так:
- Федеральные структуры определяют границы наделов регионов.
- Региональные власти определяют границы внутренних муниципальных и районных территорий на основе законов, принятых РФ.
- Муниципальные образования разграничивают соответствующие наделы, которые находятся в их ведении между администрациями. Внутригородское деление утверждается после стадии публичных слушаний, организуемых местными властями.
Нужно знать, что региональные власти не могут принимать правовые акты, которые определяют границы округов муниципалитета, если они противоречат принципам разграничения, установленным на федеральном уровне. Подобные решения могут быть легко оспорены в судах, которые рассматривают законность решений, принимаемых властными структурами.