Кому положена льготная пенсия и каков порядок ее оформления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому положена льготная пенсия и каков порядок ее оформления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионное страхование – это государственная, обязательная программа (ОПС), которая позволяет гражданам, достигшим определенного возраста, получать каждый месяц фиксированную сумму, что напрямую зависит от баллов, накопленных в процессе официальной трудовой деятельности.
Законодательное регулирование
Каждый гражданин с рождения вступает в систему обязательного пенсионного страхования. Новорожденных заносят в базу уже после регистрации в органах ЗАГС. Они получают СНИЛС – свой индивидуальный номер страхования. Ранее идентификатор выдавался только с началом работы, а теперь при появлении на свет.
Выплата пенсии как государственного социального обеспечения регулируется нормативными актами. Это набор федеральных законов и постановлений правительства, согласно которым:
- каждый гражданин обязан вступить в систему ОПС;
- подтвердить страховой стаж в баллах;
- установлены единые правила того, как высчитывают пенсию;
- действует накопительная программа;
- инвестировать в это денежные средства из государственного бюджета;
- регламентирована работа негосударственных фондов.
Надбавки и коэффициенты
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.
Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.
Используемые показатели
Пенсионный калькулятор ПФР использует следующие ключевые показатели, когда рассчитывается пенсия 2023 года:
- условная стоимость одного пенсионного коэффициента – в 2023 года она составляет 71,41 руб.;
- дополнительный пенсионный коэффициент за 30–45-летний стаж. По нему рассчитывается базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в 2023 году. Коэффициент равен единице за каждый год трудового стажа от 35 до 45 лет для мужчин и от 30 до 40 лет для женщин;
- дополнительный пенсионный коэффициент за 40-летний стаж для мужчин и за 35-летний стаж для женщин. Он равен пяти и складывается с таким показателем, как фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии;
- пенсионные коэффициенты в период ухода за ребёнком. На каждого ребёнка официально выделяется по полтора года, засчитываемых в общий стаж. Пенсионный калькулятор на сайте ПФР начисляет коэффициенты в размере 1,8 для первого ребёнка, 3,6 – для второго, 5,4 – для третьего;
- коэффициент за каждый год срочной военной службы. Пенсионный калькулятор Пенсионного фонда начисляет за каждый год службы коэффициент в размере 1,8;
- собственно фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в 2023 году, который составляет 4383 руб. 59 коп;
- МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который един для всей РФ и который также учитывает пенсионный калькулятор на сайте ПФР. МРОТ 2023 года составляет 5965 рублей.;
- средний размер зарплаты граждан РФ в 2023 году – составляет 25760 руб.;
- максимальный размер зарплаты, который учитывает пенсионный калькулятор 2023, рассчитывая обложение обязательными страховыми взносами, составляет 59250 рублей в месяц, так что используется коэффициент в размере 2,3 к средней зарплате по стране;
- размер заработной платы, для которой учитывается обложение страховыми взносами пенсионный калькулятор: действующая формула учитывает сумму выше в 1,6 раз к средней зарплате по стране;
- период ожидаемой выплаты. Его пенсионный калькулятор ПФР учитывает, чтобы рассчитать трудовую пенсию по действующей формуле и накопительную часть пенсию по новой формуле, если после достижения пенсионного возраста нет трудового стажа. В случае необращения за назначением пенсии период составит 228 месяцев, или 19 лет;
- минимальная заработная плата, по которой будет учитывать начисление страховых взносов в размере 22% пенсионный калькулятор – действующая формула пока этого не учитывает. Минимальный размер равен двум МРОТ и составляет 11930 руб.;
- тариф уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный калькулятор Пенсионного фонда учитывает ставку в размере 22 %;
- средний размер пенсии по старости. С учетом того, сколько составляли минимальная и максимальная пенсия по старости в 2023 году в рублях, средняя сумма равна 10 645 руб.
Необходимый срок работы
С 1 января 2021 года была внедрена пенсионная формула. Согласно ей, на первый план при вычислении размера пенсии выходит страховой стаж (о правилах подсчета и подтверждения страхового стажа рассказано тут)..
Чтобы стать пенсионером и ежемесячно получать государственную выплату, на момент 2021 года минимальный страховой стаж должен составлять 7 лет.
Но правительство на этом не остановится, так как в 2024 году предполагается увеличить минимальный стаж до 15 лет.
Если это условие не будет выполняться, то пенсионер сможет рассчитывать только на социальную пенсию. Она имеет фиксированный размер. Получить ее смогут женщины, достигшие 60 лет, и мужчины 65-ти лет.
Чего ждать от поправок?
В 2020-ом минимальный стаж для назначения пенсии по старости составляет 11 лет. В 2019 было достаточно и 10 лет. Государство ежегодно ужесточает требования к минимальному трудовому стажу для пенсии на 1 год – такая тенденция будет сохраняться вплоть до 2024, когда человеку, рассчитывающему на пенсию, придется отработать 15 лет на официальной работе.
Нужно отметить, что даже достаточный минимальный стаж для пенсии в России не является гарантией обеспеченной старости – с 2015 граждан обязали также считать пенсионные баллы, количество которых зависит от уровня дохода.
Существует и ограничение: за 1 год заработать больше определенного числа баллов нельзя. Пока это ограничение несущественно – в 2020 к преклонному возрасту необходимо набрать 18,6 баллов. Однако со временем оно приобретет большее значение, ведь в 2025 году понадобятся уже 30 баллов. С помощью пенсионных баллов государство привязывает размер пенсии к уровню дохода гражданина.
Таблица необходимого количества баллов и стажа для выхода на пенсию поможет разобраться:
Год |
Минимальный стаж для начисления пенсии |
2020 |
|
2021 |
|
2022 |
|
2023 |
|
2024 |
|
Год |
Минимальное значение ИПК |
2019 |
16,2 |
2020 |
18,6 |
2021 |
|
2022 |
23,4 |
2023 |
25,8 |
2024 |
28,2 |
2025 |
Какие же новые требования к стажу с 2019 года
Женщина, отработавшая на «белой» зарплате 30 лет, может ждать 40% пенсию от утраченных доходов. Но с минимальным стажем и выплата будет небольшая – 24% от зарплаты.
Как видим, для того чтобы получить трудовую пенсию, женщине нужно иметь не менее 5-ти лет стажа. Какие же перспективы предлагают нам? К 2025 году уровень минимального общего стажа будет равняться 15 годам. То есть сегодняшние 5 лет в течение последующих 10-ти лет поэтапно увеличатся – по 1 году. Те женщины, у кого общий стаж будет менее 15-ти лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией в 60 лет. Также положена соцдоплата до прожиточного уровня пенсионерки в регионе проживания.
Почему в 2023 году нельзя выйти на пенсию по возрасту
До пенсионной реформы в 2023-м на пенсию по возрасту могли выйти женщины 1968 года рождения и мужчины 1963 года рождения. Однако в России с 2019-го идет пенсионная реформа, которая должна увеличить пенсионный возраст на пять лет.
Чтобы это происходило постепенно, с 2019 по 2028 год введен переходный период. Сначала возраст выхода на отдых поднимали на полгода (для мужчин, например, в 2018 году он составлял 60 лет, а в 2019-м — уже 60,5 года).
«До 2022 года включительно предоставлялась специальная льгота: пенсии назначались на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть:
- в 2019 и 2020 годах на пенсию вышли женщины 1964 года рождения (в 55,5 года) и мужчины 1959 года рождения (в 60,5 года);
- в 2021-м и 2022-м — женщины 1965 года (в 56,5 года) и мужчины 1960 года (в 61,5 года)».
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Уход на заслуженный отдых по новому законодательству
С начала 2019 года начал действовать новый закон о пенсионном обеспечении. Согласно этому закону, на пять лет увеличивается пенсионный возраст и для женщин, и для мужчин.
Это увеличение будет введено не одномоментно, а постепенно, начиная с 2019 года и кончая 2028 годом. В этот период пенсионный возраст будет увеличиваться ежегодно на полгода.
В стране имеется большая группа трудящихся, которые по старому закону должны были прекратить работать в ближайшие два года.
Эти люди, согласно новому закону, имеют право оформить пенсионные выплаты на полгода раньше.
В соответствии с новым законом право досрочного прекращения рабочей деятельности сохранилось:
- за теми, кто работал на горячих и вредных производственных предприятиях;
- за теми, кто пострадал в результате техногенных катастроф и радиации;
- за одним из родителей или опекунов ребенка-инвалида;
- за вдовами военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Эта же возможность осталась для тех, кто живет и работает на Крайнем Севере или в местах, приравненных к нему, для лиц с определенными группами инвалидности.
Сохранена возможность досрочного прекращения трудовой деятельности для матерей, имеющих пять детей.
Варианты пенсионного обеспечения
В России предусмотрено 3 варианта страхового пенсионного обеспечения граждан:
- По возрасту.
- По инвалидности.
- В случае потери кормильца.
Страховая пенсия – это денежная компенсация гражданам, которые получали заработную плату и производили отчисления, а также компенсации при смерти кормильца нетрудоспособным членам семьи, бывшим на иждивении. На выплату такого рода пособия имеют право:
- граждане РФ, застрахованные по ФЗ №167 от 15.12.2001 г.;
- нетрудоспособные лица при потере кормильца;
- иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России и застрахованные по ФЗ №167 от 15.12.2001 г.
Дополнительные периоды к стажу
В пенсионный страховой стаж входят такие периоды деятельность:
- служба в армии или любой другой приравненный к нему период;
- срок получения пособия по обязательному соцстрахованию в моменты временной нетрудоспособности;
- время ухода за ребенком от 0 до 18 месяцев, но не более 72 месяцев в общей сложности по всем детям;
- период, пока лицо получает пособие по безработице;
- срок, отведенный работнику центром занятости по программе переселения в другую местность с последующим трудоустройством;
- необоснованное пребывание в местах лишения свободы или заключения под стражу на время расследования;
- время ухода за инвалидом 1 группы, 80-летним стариком или ребенком-инвалидом;
- срок, при котором сотрудник был отстранен от трудовой деятельности по недоказанным обвинениям;
- период пребывания рядом с супругом, работающим за границей в дипломатических представительствах, но сроком общей сложностью до 60 месяцев.
Все описанные периоды присоединяются к стажу в том случае, если до их наступления работник выполнял трудовые обязанности и с его заработной платы производились отчисления в ПФР. Учеба не входит в перечень периодов для увеличения трудового стажа. Плановые отпуска, больничные листы и другие подобные сроки входят в стаж, потому что с отпускных, больничных выплат с работника производятся обязательные отчисления в пенсионный фонд.
Какие требуются документы?
Пенсия многодетной матери 3 детей назначается исключительно в заявительном порядке, поэтому она должна самостоятельно позаботиться о получении нужного статуса и об оформлении пенсии. Для этого собирается нужный пакет документов, в который входят следующие бумаги:
- правильно составленное заявление, в котором указывается просьба оформить пенсию досрочно на основании имеющегося официального статуса;
- копия паспорта, подтверждающего, что женщина обладает российским гражданством и достигла оптимального возраста для выхода на пенсию;
- пластиковая карточка СНИЛС;
- трудовая книжка и другие документы, подтверждающие наличие у женщины необходимого официального стажа;
- документы, содержащие сведения о пенсионном коэффициенте, получить которые можно исключительно в региональном отделении ПФ;
- копии свидетельств о рождении или паспортов всех детей в семье;
- документы об усыновлении малышей;
- свидетельство многодетной матери, оформленное заранее и выдающееся на один год.
На основании данных документов принимается решение относительно возможности назначения досрочной пенсии. Возраст многодетной матери при этом должен достичь 50 лет.
Нередко у работников ПФ возникают многочисленные вопросы, поэтому они могут потребовать от заявителя дополнительную документацию, подтверждающую те или иные факты. Часто вовсе требуется привлекать свидетелей. Сотрудники фонда проверяют достоверность полученных документов в течение трех месяцев. После этого принимается решение, причем если пенсия действительно назначается, то выплачиваются средства бессрочно.
В соответствии со статьёй 39 Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано гражданами.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии пункта 8 статьи 13 закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ: При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При назначении гражданину пенсии учитывается принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан.
То есть новые законы, улучшившие положение граждан, автоматически улучшают положение и тех граждан, которые уже вступили в определенные правоотношения, еще до принятия этого законодательного акта.
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
подпункт «к» — служба в составе Вооружённых Сил СССР; при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16), периоды указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооружённых Сил СССР) и «л» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно статьи 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 этого закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере. Указанное положение применяется с учетом Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30 марта 1995 года № 1-4-У, по которому военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени её прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда период службы в составе Вооружённых Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Если период приравниваемой деятельности (службы в армии) относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то по действовавшему до 1 января 1992 года законодательству он включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, поэтому и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, действовавшее в период прохождения гражданином службы в Советской Армии, правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.