Дисциплинарная ответственность судей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность судей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и виды взысканий предусмотрены Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 04.03.2013). Согласно ст. 12.1 указанного Закона, за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи.
Киселев Алексей, юрист, г. Киров.
Судьи даже без всякого закона наделены обществом высоким статусом, который они должны использовать в интересах правосудия и законности. Но статус еще не означает автоматического уважения со стороны населения. Оно зарабатывается судьей при добросовестном исполнении своих обязанностей в процессе разбирательства и пристойным поведением за его пределами. При том что судья — представитель судейского сообщества, он — такой же работник, как и многие, подлежащий привлечению к ответственности при наличии законных оснований. Дисциплинарные проступки судей рассматриваются в особом порядке, несколько отличном от описанного в ст. 193 ТК РФ, специальным органом — Высшей квалификационной коллегией судей или коллегией судей субъекта Федерации. Какую пользу и в каком порядке может принести этот орган лицу, участвующему в деле, будет предметом нашего рассмотрения. Для достижения допустимого уровня наглядности ограничимся описанием работы квалификационной коллегии на уровне субъекта Федерации.
Два последних примера имеют своей правовой основой Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П, в котором четко изложена позиция относительно недопустимости подмены процессуального механизма проверки судебных решений внутрикорпоративными проверками. Суд подчеркивает, что «установление нарушения судьей при вынесении судебного акта норм материального или процессуального права, которое по своему характеру и тяжести может являться основанием для привлечения его к ответственности, по сути, подразумевает необходимость проверки законности и обоснованности самого судебного акта, которая может осуществляться лишь в специально установленных процессуальным законом процедурах — прежде всего посредством рассмотрения дела вышестоящим судом». Дисциплинарная ответственность судей имеет в качестве основания вину в форме небрежности, в то время как для состава преступления по ст. 305 УК РФ требуется умысел.
При отсутствии неопровержимых доказательств умысла приходится ограничиваться вынесением дисциплинарного взыскания.
Если решения ККС субъектов, ВККС РФ и Дисциплинарного судебного присутствия РФ не могут стать доказательствами допущенных нарушений норм материального и процессуального права, то, возможно, они могут быть приложены к заявлению о пересмотре вступивших в силу судебных решений? Дело в том, что согласно п. 3 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ (аналогично п. 3 ч. 2 ст. 311 АПК РФ) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда, признаются вновь открывшимися обстоятельствами, дающими основание для пересмотра. Вместе с тем постановления высших судебных инстанций разъясняют, что указанные нарушения, зафиксированные в иных документах, могут быть рассмотрены как вновь открывшиеся обстоятельства, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ (аналогично п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ). На первый взгляд, нельзя исключать, что документами, подтверждающими наличие оснований, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ, могут быть решения квалификационных коллегий или Дисциплинарного присутствия, тем более что гражданин имеет право на ответ от государственного органа на его обращение в силу закона и что квалификационная коллегия компетентна давать мотивированное согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или отказывать в нем. Но с позиций уголовного процессуального законодательства это лишено смысла — гражданин, подозревающий судью в преступном деянии, все равно будет контактировать со следователями Следственного комитета и получать процессуальные документы от них. Добавим, что решение ККС или ВККС РФ гражданин обжаловать не может, так как прямо его права и законные интересы оно не затрагивает. Если ККС или ВККС РФ не дают согласие, то должностное лицо СК РФ вынесет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. А какова вероятность использования этого документа в целях пересмотра, зависит от установленности объективной стороны и качества его исполнения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что право граждан обращаться в ККС субъекта или ВККС РФ с жалобами и сообщениями о нарушении судьями их обязанностей и Кодекса этики не создает альтернативный механизм ревизии судебных актов и его реализация не может служить способом получения доказательств допущенных нарушений, влекущих отмену принятых постановлений. Наоборот, только отменена решения суда вышестоящими судами дает повод для рассмотрения вопроса о привлечении судьи к ответственности. Как только гражданин или иное лицо добиваются отмены решения в апелляционной или кассационной инстанции, они утрачивают интерес к факту привлечения судьи к ответственности. Даже пересмотр вступившего в силу судебного решения с малой степенью вероятности может быть основан лишь на решении ККС, ВККС РФ или Дисциплинарного присутствия, установивших факт нарушений, о которых стороны не знали и не могли знать и которые имеют существенное значение для дела. Это — прерогатива прежде всего следственных органов.
Дисциплинарная ответственность судей
В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» разъяснено, что порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
В соответствии со ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, т.е. виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения данного закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей [1] , что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
- 1) замечания;
- 2) предупреждения;
- 3) досрочного прекращения полномочий судьи [2] .
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 при определении соразмерности примененной к судье меры дисциплинарной ответственности тяжести совершенного им дисциплинарного проступка суд должен учитывать характер этого проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины судьи, совершившего дисциплинарный проступок, степень нарушения его виновным действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также данные, характеризующие личность судьи, и его профессиональную деятельность (морально-нравственные качества судьи, обстоятельства, связанные с его семейной жизнью, стаж работы в должности судьи, принятие ранее мер, направленных па предотвращение совершения им нарушений, и т.п.).
Оценивая степень влияния допущенного судьей нарушения, предъявляемых к нему требований на авторитет судебной власти и репутацию самого судьи, суду также следует учитывать, что в соответствии с Бангалорскими принципами поведения судей [3] беспристрастность, честность, компетентность и добросовестность при исполнении обязанностей судьи имеют первостепенное значение для поддержания независимости судебной власти (п. 1.6); следование высоким стандартам поведения в ходе судебного заседания и вне стен суда способствует поддержанию и росту у общества, коллег и участвующих в судопроизводстве сторон уверенности в беспристрастности как самого судьи, так и судебной власти в целом (п. 2.2).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. №13 указано, что дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью согласно п. 3 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи.
Лишение судьи статуса за процессуальные ошибки
Судьи совершают и такие проступки, которые напрямую связаны с осуществлением ими своих полномочий. Так, заместитель председателя Арбитражного суда Республики Дагестан Цахаев С.А. после принятия решения о привлечении ликеро-водочного завода к административной ответственности и конфискации у завода продукции, вместо исполнения принятого решения, сдал дело в архив, что сделало исполнение решения невозможным, и привело к тому, что ликеро-водочный завод реализовал всю «конфискованную» продукцию.
Как известно, судьи имеют особый статус, который включает в себя неприкосновенность, а это значит, что привлечь судью к ответственности можно только в особом порядке. Но особый статус – это и особые требования. Потому случаи выявления проступков судей можно продолжать долго.
Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности усовершенствуют
Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости совершенствования механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Как сообщает пресс-служба Кремля, по словам Медведева, в России необходимо создать высшую дисциплинарную коллегию судей в качестве органа судейского сообщества и соответствующие дисциплинарные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
“Им передавались бы функции квалификационных коллегий судей в части наложения на судей дисциплинарных взысканий, в том числе и вопросов досрочного прекращения полномочий судей за совершение ими каких-либо дисциплинарных проступков”, — пояснил Медведев.
Также Президент рекомендовал законотворцам обратить внимание на позицию Минюста, которая касается перечня видов дисциплинарных санкций, уточнения составов дисциплинарных проступков и некоторые другие вопросы.
- Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. 29 июля 1992 г.
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 5 июля 2013 г. № 145.
- Федеральный закон от 29.07.2018 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. № 165. 31.07.2018.
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
- Бабкин А.И. Российский судья: дисциплина в профессиональной и повседневной жизни // Российский судья. 2015. № 3. С. 3 — 6.
- Бурдина Е.В. Исключение конфликта интересов при привлечении судьи к дисциплинарной ответственности // Российский судья. 2016. № 3. С. 49 — 54.
- Клеандров М.И. О дефектности формулы дисциплинарного проступка российского судьи // Журнал российского права. 2018. № 4. С. 110 — 121.
- Мамыкин А.С. Организационно-правовой механизм привлечения судьи к дисциплинарной ответственности // Российский судья. 2019. № 3. С. 39 — 42.
- Трофимова Г.А. Ответственность судей по Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: недостатки правового регулирования // Современное право. 2017. № 10. С. 95 — 100.
Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.
Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?
- Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
- Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.
При этом судья не вправе:
- замещать любые другие должности на государственной службе;
- принадлежать к движениям или партиям политического типа;
- публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
- заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
- разглашать информацию ограниченного доступа.
Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.
Практика привлечения судей к уголовной ответственности
Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.
Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).
Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.
Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.
Как закон “о статусе судей” характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.
Закон “о статусе судей”, в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.
Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?
- Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
- Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.
При этом судья не вправе:
- замещать любые другие должности на государственной службе;
- принадлежать к движениям или партиям политического типа;
- публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
- заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
- разглашать информацию ограниченного доступа.
Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.
Характеристика должностного лица
Во исполнение более точной характеристики положения хранителя справедливости следует вспомнить формулу трёх «Н» (независимость, несменяемость, неприкосновенность).
Особенности статуса судьи:
- Строгое табу вмешательства любого гражданина при установлении неподдельности(карательные меры за вторжение в работу жреца праведности – ст. 294 УК).
- Особый режим приостановки, завершения полномочий.Приостанавливается, прекращается деятельность стража истинности по усмотрению квалификационной коллегии (ККС).
- Прерогатива подачи в отставку (уйти на заслуженный отдых с почётом. Остаётся членом сообщества, выплачивается пенсия или 80% от ежемесячной зарплаты, сохраняются социальные гарантии – транспортные билеты, обретение выходного пособия).
- Неприкосновенность (выступает проявлением и гарантией независимости).
Неприкасаемость является не личной привилегией, а сбережением публичных интересов при отправлении правосудия. Наделяя слуг отстаивания нарушенных привилегий значительной компетенцией, страна обязана предоставить границы обороны (защищенность персоны, жилья, транспортных средств, тайна переписки, разговоров, прочее).
Систему органов сообщества (формируются ради выражения интересов членов сообщества).Материальное, социальное обеспечение (должностной оклад, доплаты за квалификацию, учёную степень, звание «Заслуженного юриста Российской Федерации», оплата дорожных билетов во время отпуска, обеспечение жильём, денежная компенсация при найме жилья, места в дошкольных учреждениях, школах для детей, санаторно-курортное лечение для семьи).
Свобода, неприкосновенность являются залогом самостоятельности. Существует возможность ношения, хранения служебного оружия, что позволит обеспечить личную безопасность.
Отставка и прекращение полномочий
Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.
В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:
- достижение пенсионного возраста;
- участие в любых выборах в качестве кандидата;
- приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.
Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве
Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.
Это может произойти по следующим причинам:
- Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
- Признание человека судом без вести пропавшим.
- Заведение в отношении лица уголовного дела.
- Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
- Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
- Приобретение недееспособности.
- Смерть.
- Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
- Обвинительный приговор, который вступил в силу.
О новом виде дисциплинарной ответственности судей
Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 425945-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», внесенный Президентом РФ.
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятым законом вносятся изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», направленные на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей.
1. Устанавливается новый вид дисциплинарного взыскания –понижение судьи в квалификационном классе. Такой вид взыскания будет применяться к судьям, за исключением судей Конституционного Суда, за совершение дисциплинарного проступка при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время.
В настоящее время к судьям могут применяться такие меры дисциплинарного взыскания, как замечания, предупреждения и в исключительных случаях — досрочное прекращение полномочий. Новый вид взыскания — понижение судьи в квалификационном классе — будет применяться за существенное нарушение судьей положений Закона о статусе судей или кодекса судейской этики в случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию. Наложение такого взыскания будет осуществляться квалификационной коллегией судей. Повторная аттестация судьи возможна только по истечении установленного Законом о статусе судей срока пребывания в том квалификационном классе, который был присвоен в результате взыскания.
Данная мера позволит применять дифференцированный подход и устанавливать соразмерную ответственность в зависимости от конкретных обстоятельств, — сказал Павел Крашенинников.
2. Уточняется, что взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права или процессуального законодательства, Закона о статусе судей или кодекса судейской этики при осуществлении правосудия. Оно может быть применено к судье, который ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию, и только при наличии жалобы участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, носящими систематический или грубый характер, которые повлекли искажение принципов судопроизводства, и установлены судебным актом.
3. Устанавливается, что судья, подвергнутый дисциплинарному взысканию, по истечении 1 года будет считаться не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение этого периода не совершил нового дисциплинарного проступка. Но в случае взыскания в виде понижения в квалификационном классе учитывается период не 1 год, а тот срок, который установлен законодательством для пребывания в конкретном квалификационном классе, — сообщил Павел Крашенинников.
Дисциплинарная ответственность судей
Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
Наказать судью можно путем привлечения к ответственности закрепленной в статьей 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей» ФЗ «О статусе судей в РФ», в большинстве случае это нарушения процессуального характера, материального права, неверное толкование закона и ошибки при анализе вещественных доказательств.
Закон “о статусе судей”, в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.
Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?
- Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
- Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.
При этом судья не вправе:
- замещать любые другие должности на государственной службе;
- принадлежать к движениям или партиям политического типа;
- публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
- заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
- разглашать информацию ограниченного доступа.
Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.
Дисциплинарная ответственность судей
Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
Наказать судью можно путем привлечения к ответственности закрепленной в статьей 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей» ФЗ «О статусе судей в РФ», в большинстве случае это нарушения процессуального характера, материального права, неверное толкование закона и ошибки при анализе вещественных доказательств.
p/s Указанное не распространяется на судей Конституционного суда.