Как изменится пенсия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится пенсия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.

Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).

С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).

К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.

Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.

Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.

Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.

Благодарность за труд

Заработная плата педагогических работников увеличивается. Так, для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования повышение составило 6 процентов от оклада, для профессорско-преподавательского состава — 15. Также выросла зарплата методистов и руководителей структурных и обособленных подразделений, которые занимаются научно-методическим обеспечением образования. Размер повышения на республиканском уровне — 30 процентов от оклада. Это касается Академии последипломного образования, Национального института образования, Республиканского института профобразования, Республиканского института высшей школы. На областном и районном уровне заработная плата этой категории педработников увеличилась на 20 процентов от оклада. Речь идет об институтах развития образования, учебно-методических центрах и кабинетах.

Также установлена надбавка за характер труда рабочим, дежурным по общежитию и по режиму, секретарю учебной части, работникам бюджетных организаций сферы образования, должности служащих которых являются общими для всех видов экономической деятельности, вместо базовой доплаты до минимальной зарплаты.

Напомним, с 1 сентября прошлого года повысилась заработная плата воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей. Надбавка за работу в отрасли составила 20 и 10 процентов от оклада соответственно.

Трудовые пенсии в этом году будут повышаться в увязке с ростом зарплаты и уровнем инфляции, но не менее одного раза в год. Социальные пенсии, повышения, надбавки и доплаты к пенсиям будут пересчитываться ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). На их повышение запланировано 2,5 миллиарда рублей, а всего на выплату пенсий намерены направить 18,8 миллиарда рублей. Напомним, с 1 октября 2022-го заработала новая программа дополнительных пенсионных накоплений с финансовой поддержкой государства. Уже свыше 9 тысяч белорусов стали ее участниками.

К слову, ежегодно страховой стаж (стаж работы с уплатой страховых взносов в ФСЗН) увеличивается на шесть месяцев до достижения в 2025 году 20 лет. С 1 января 2023-го он составил 19 лет. Наличие такого страхового стажа обязательно для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. Женщины выходят на пенсию в возрасте 58 лет, мужчины — в 63 года.

Новации для автовладельцев

Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.

Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.

Несколько видов белорусских пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Размеры пенсионных выплат

Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.

Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.

Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.

Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Читайте также:  Как заполнить новую декларацию по налогу на имущество за 2022 год

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Как индексируют пенсию россиянам, живущим в Беларуси

Российским гражданам, проживающим в Беларуси, будут индексироваться в соответствии с законами о порядке выплат принятыми в 2016.

Если россиянин пенсионного возраста официально трудоустроен, размер его выплат индексироваться с учетом инфляции по России не будет.

При прекращении работы пенсионные начисления будут пересчитаны с учетом всех повышений с 2016, гражданин России получит повышенную выплату со всеми надбавками в течение 3-х последующих после увольнения месяцев. 3 месяца – период времени для проведения всех необходимых расчетов. Если повышенная пенсия не перечислена, значит документы об увольнения не были получены ПФР.

Жизнь пенсионеров в далеко не сахар, как и в России. К сожалению ее размеры оставляют желать лучшего. Как хочется, чтобы люди не работали после выхода на заработанный отдых, а наслаждались спокойной жизнью на достойные выплаты.

Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году

Для того чтобы рассчитать пенсию, сотрудники Пенсионного фонда изучают заработок последних 23 лет, фактический стаж. Каждый год цифра будет увеличиваться на 1 год, до тех пор, пока не приравняется к фактически имеющемуся стажу. Это, безусловно, справедливо, ведь кто-то проработал 30 лет, а кто-то – 23. Имеет значение не только продолжительность работы, но и вид деятельности. Так, если есть опыт предпринимательской деятельности, учитывается фактический доход. Когда речь идет о наемном труде, учитывается 40% средней заработной платы.

Какие положены льготы гражданину, если стаж минимален, 5 лет? Минимальная социальная дотация, на которую может рассчитывать гражданин в этом случае – 25% бюджета прожиточного минимума. Эта величина утверждается Министерством труда и социальной защиты Беларуси, в соответствии со ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении». Для расчетов берутся показатели бюджета за 2 последних квартала.

Предусмотрена доплата ко всем минимальным пенсиям. Составляет она 20% средней заработной платы. Прибавка начисляется тогда, когда размер средней заработной платы увеличивается. Таким образом, незащищенной категории граждан в республике нет. Каждый человек имеет право работать и получить льготы от государства, но с учетом опыта работы, личного жизненного опыта.

Читайте также:  Как успешно пожаловаться на МФЦ: три способа подачи жалобы в 5 инстанций

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

Какие льготы есть у пенсионеров в Беларуси и нужны ли они вообще

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Показатель среднего пенсионного обеспечения составлял 37,80% по стране. Однако некоторые области уже переступили 40% порог, в их число вошли Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилевская области. Но столичная область и сам Минск недотягивают до показателя на 5-10%. Исходя их этого, можно заметить, что чем ниже уровень средней зарплаты, тем выше пенсия.

Максимальная сумма обеспечения по возрасту равнялась 674 рубля, исключая различные надбавки, минимальная же исчислялась 217 рублями. Самые высокое пенсионное вознаграждение получали летчики гражданской авиации, бывшие ликвидаторы Чернобыльской аварии, их иждивенцы. Но президент Лукашенко в послании народу заявил, что среднее пенсионное пособие должно быть не менее половины суммы от среднемесячного заработка. Исходя из расчетов Министерства финансов, повышение пенсий в РБ до этого показателя, принесло бы пенсионерам 537 рублей.

С августа 2020 года увеличился бюджет прожиточного минимума, что повлекло за собой перерасчет социальных и пенсий по возрасту, добавок и повышений, дополнительных выплат пенсионерам старше 75 лет. В третьем квартале бюджет минимума в среднем на одного человека приравнивался к 256 белорусским рублям, поэтому увеличилось и пенсионное вспоможение:

  • социальные пенсии;
  • добавки пенсионерам старше 75 лет, получающим пособие в учреждениях по труду, социальной защиты населения и занятости;
  • добавки к обеспечению и увеличение самих пенсий некоторым категориям граждан пенсионного возраста;
  • социальные пособия по уходу за лицами, имеющие признаки инвалидности 1 группы либо за человеком старше 80 лет.

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

Военнослужащие отправляются на пенсию по некоторым качествам:

• выслуга лет;

• полученная инвалидность;

• возрастной ценз;

• заслуги перед страной.

Военное вспомоществование полагается после несения службы сроком 20 полных лет. Возрастным цензом является показатель 45 лет, но с его постепенным повышением, он увеличится до 48. Однако некоторые разряды военных вправе остаться служить родине после перехода на пенсию, хотя увеличение пенсии в 2021 году в Беларуси затрагивает и их. Таковыми являются военнослужащие в чине полковника не старше 50 лет, генерал-полковники ― не свыше 60 лет. Звание прапорщика, офицера и контрактника, при стаже службы 20 полных лет, дает право на получение половины суммы от предоставляемого денежного довольствия. Затем, сверх приведенного времени, ежегодно добавляется еще по 3,0%. Неудовлетворительное состояние здоровья, выход по возрасту полагают 60,0% денежного довольствия.

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

Необходимость дополнительной социальной защиты лиц предпенсионного возраста возникла в силу того, что с 2019 года в России была начата пенсионная реформа – возраст, дающий право выйти на страховую пенсию по старости, будет увеличиваться на год каждые 2 года.

Раньше в законодательстве уже было понятие предпенсионеров – это распространялось на тех, кому оставалось 2 года до выхода на пенсию, а единственной льготой была возможность досрочно выйти на пенсию безработному (при условии увольнения по сокращению штата).

Предпенсионеры получают и будут получать множество мер государственной поддержки в самых разных сферах повседневной жизни. Эти меры позволяют снизить социальную напряженность в обществе, вызванную проведением пенсионной реформы.

Льготы предпенсионерам, предложенные Президентом РФ, внесены во многие законы. Некоторые из них привязаны к достижению определенного возраста (например, налоговые), а другие определяются индивидуально, в зависимости от возраста выхода на пенсию гражданина.

Надеемся, что все предусмотренные законодательством права, льготы и гарантии предпенсионерам в 2021году, представленные в нашем обзоре, помогут Вам быть во всеоружии.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Читайте также:  Штрафы 2023 за превышение скорости. Таблица и все нюансы

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Беларусь занимает #66 место среди лучших стран для пенсии и #72 место среди лучших стран для жизни.

С 1 января 2017 года пенсионный возраст повышается ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. Было 60 и 55. Пенсионерами в Беларуси мужчины раньше становились в 60 лет, а женщины – в 55 лет.

Количество лиц пожилого возраста с каждым годом становится все больше. В 2017 году количество пенсионеров (без учета военных пенсионеров в Беларуси) составляло 2,6 млн. человек.

Наблюдается тенденция увеличения удельного веса пенсионеров в общей численности. В 2015 году он составлял 57,2% на 1000 работающих, в 2016 – 59,1%, в 2017 – 59,7%. за 3 года прирост составил 2,5% или 25 человек на 1000 работающих.

Пенсионером считается тот человек, который достиг установленного законодательством пенсионного возраста и кому положены пенсионные выплаты.

До недавнего времени составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но пару лет назад в закон были внесены поправки, и теперь мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, а женщины в 58 лет. То есть пенсионный возраст был повышен на три года.

Стоит отметить, что переход был сделан плавно, и люди предпенсионного возраста смогли выйти на пенсию не по достижению этого возраста, а раньше.

Если провести сравнительный анализ по уровню дохода и Беларуси, то последние заметно проигрывают в этом. Так, средняя пенсия в РФ в пересчете на белорусские рубли равна 430 рублям, и это значительно выше, чем получают белорусы. Хотя также стоит принять во внимание разницу по регионам, во многих уголках России пенсионные выплаты сопоставимы с пенсиями в Белоруссии.

А вот в сравнении с Украиной доходы белорусских пенсионеров выглядят позитивно — там средняя пенсия в переводе на белорусскую валюту составляет 140 рублей. Ну а в сравнении с Россией доходы украинских пенсионеров выглядят совсем мизерными.

Если сравнить пенсии с пенсиями в Западной Европе или США, то все три страны сильно проигрывают.

Важная составляющая системы соцзащиты в Республике Беларусь – пенсионное обеспечение. На выплаты от государства может рассчитывать каждый нетрудоспособный гражданин. С 2017 года происходит постепенное увеличение пенсионного возраста. Размер пенсионных пособий зависит от стажа работы, места и занимаемой должности. Система обеспечения в стране действует на распределительной основе. На выплату пособий уходят взносы работающего населения. Из нашего обзора, вы узнаете, как изменился размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси за последние годы.

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *