6.4 Административная ответственность и административные наказания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6.4 Административная ответственность и административные наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.
К смягчающим обстоятельствам относится:
- раскаяние;
- добровольная явка с повинной;
- добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
- профилактика последствий;
- невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
- несовершеннолетие;
- беременность или уход за малолетним ребенком.
Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.
Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.
Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:
- лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
- лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
- нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
- противоправные действия совершены группой лиц;
- административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
- правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.
В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.
Порядок применения административной ответственности
К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.
Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.
Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
- Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
- Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. - Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
Правовая природа административных наказаний
Наказания занимают особое место в системе мер административного принуждения, поскольку применяются только к лицам, совершившим административное правонарушение. Наказывая, государство принуждает правонарушителя к законопослушному поведению, так как сущность наказания состоит в лишении или ограничении определенных субъективных прав, что означает принудительное причинение ему ущемлений морального, физического или имущественного характера. Это полностью соответствует требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.
Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Это может быть связано, например, с материальными потерями при применении штрафа, конфискации, при ограничении свободы личности (аресте) или с иными неблагоприятными последствиями. Кара – сущность, а не цель наказания.
Правила назначения административных наказаний
Органы государства и должностные лица при назначении административных наказаний обязаны руководствоваться определенными правилами, которые предусмотрены гл. 4 КоАП РФ.
Наказания назначаются в соответствии с общими принципами административной ответственности, такими как законность, справедливость и индивидуализация.
Принцип законности обеспечивается тем, что наказание должно быть назначено в пределах санкций, установленных законодательством (КоАП РФ, законом субъекта РФ) за конкретное административное правонарушение. Не допускается применение наказания выше предусмотренной данной нормой санкции. При этом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Требование законности проявляется и в том, что при назначении наказания следует учитывать положения КоАП, которые конкретизируют общие правила назначения наказаний применительно к отдельным категориям правонарушителей, например, к несовершеннолетним, беременным женщинам и др.
Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не соответствует тяжести совершенного правонарушения. Необходимо также учитывать, что законодательством предусмотрена возможность замены строгого наказания более мягким. Например, допускается наложение штрафа в меньшем размере, чем это предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, а также замена штрафа предупреждением.
Индивидуализация наказания выражается в определении меры наказания, необходимой и достаточной именно для данного лица, с учетом характера совершенного им правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, наличия на его иждивении детей и т. п. При привлечении к ответственности юридического лица необходимо учитывать его финансовое положение.
В индивидуализации наказания большую роль играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).
Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством. (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Дисквалификация как вид административного наказания
Понятие дисквалификации закреплено в статье 3.11 КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Понятие правонарушения
Что представляет собой административное правонарушение? Это нарушающее определенные законом права виновное действие или бездействие, совершаемое тем или иным лицом. Специальный нормативный акт, именуемый Кодексом об административных правонарушениях, устанавливает ряд наказаний за административные нарушения закона.
Любое административное правонарушение — это обладающее тремя признаками деяние. Что это за признаки? Специалисты выделяют:
- противоправность — нарушение определенных правовых норм;
- виновность — наличие вины в деянии (вина может быть умышленной или в виде неосторожности);
- наказуемость противоправного деяния, то есть наличие административной ответственности.
Любое правонарушение административного типа делится на несколько видов, о которых будет рассказано далее.
Назначение административного наказания
Общие правила назначения административного наказания:
- Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное правонарушение;
- При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественно положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
- Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Сейчас КоАП РФ поставлены 8 типов кар административного типа.
За осуществление АП могут предопределяться и использоваться такие административные кары:
- Предупреждение.
- Административный штраф.
- Возмездное исключение средства осуществления либо предмета АП.
- Конфискация средства свершения либо предмета АП.
- Отнятие особого права, которое предоставляется физ. лицу.
- Административный арест.
- Изгнание за границы России зарубежного гражданина либо особы без гражданства.
- Дисквалификация.
- Постановление административного занятия.
Административный штраф ниже минимального предела
Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Понятие административного наказания
Административная санкция (штраф) — установленная государством мера ответственности за совершение административных правонарушений, применяемая для предотвращения совершения новых возможных преступлений как ранее совершившими их гражданами, так и другими лицами.
Смысл этого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства лица, совершившего преступление, или в причинении физических страданий, и его задача не состоит в том, чтобы нанести ущерб корпоративному престижу юридического лица. Цели и понятие административных санкций закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, глава третья, статья 3.1.
Общие правила назначения взыскания
Административная санкция за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, налагается в установленных законом пределах в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении наказания за эти действия учитываются обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить ответственность, личность преступника и его финансовое положение.
При наличии исключительных обстоятельств с учетом баланса обвиняемого и характера совершенного деяния судья может наложить санкцию в виде денежной взыскания, размер которой ниже минимального размера, установленного законом закон. Так, для граждан это не менее 10 000 рублей, для должностных лиц — не менее 50 000 рублей, а для юридических лиц — не менее 100 000 рублей. В этом случае размер наложенной денежной взыскания не может быть менее половины минимальной санкции, установленной законом.
Если гражданин нарушил закон о наркотических средствах, психотропных или других опасных веществах, суд может назначить ему обязательное медицинское обследование, профилактику или лечение от наркозависимости.
Одно и то же лицо, юридическое лицо за совершение одного и того же преступления не может быть наказано дважды.
Применение административной взыскания не освобождает лицо от обязанности совершить те действия, за неисполнение которых на него наложена соответствующая взыскание.